Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

Замыслом исследования, проведенного мной в данной работе, является изучение вопроса развития творческих способностей учащихся младших классов и оказания психологической помощи в реализации изначального творческого потенциала детей, обучающихся в обычной средней школе. Я попытаюсь проследить связь между правильно организованным воздействием на творческие задатки ребенка, и развитием его воображения, духовного и культурного уровня, а также качественным улучшением всех психических процессов.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………2
2. Определение понятий: творчество, способности,
задатки, одаренность, талант, гениальность…………………….4
3. Творческие способности…………………………………………..8
1. Основные составляющие творческих способностей……..8
2. Условия, необходимые для развития творческих
способностей………………………………………………...9
3. Традиционные методы развития творческих
способностей……………………………………………….11
4. Опыт развития творческих способностей в
современной школе. Проблемы и пути их решения……..13
4. Исследование творческой активности младших школьников…15
1. Цель исследования, проблемы диагностики……………...15
2. Подготовительный этап……………………………………15
3. Развивающий этап………………………………………….19
4. Завершающий этап…………………………………………22
5. Заключение………………………………………………………...25
6. Список литературы………………………………………………..27
Приложения.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 3курс.doc

— 194.00 Кб (Скачать)
  1. Творческие  способности.
 

    3.1. Основные составляющие творческих способностей. 

      Что  же  такое  творческие  способности? Современный  психолог  Р.С.Немов  дает  следующее  определение: творческие  способности – это  те  способности,  которые  определяют  успешность  создания  предметов  материальной  и  духовной  культуры,  производство  новых  идей,  открытий  и  изобретений.[11,с.377]  Педагог и психолог  В.А. Моляко  в своих исследованиях выделил следующие  составляющие  творческих  способностей:

    • задатки  и  склонности,  проявляющиеся  в  повышенной       чувствительности,  определенной  выборочности,  предпочтениях,  а   также  в  динамичности  психических  процессов;
    • интересы,  их  направленность,  частота  и  систематичность  их  проявления,  доминирование  познавательных  интересов;
    • любознательность,  стремление  к  созданию  нового,  склонность  к  решению  и  поиску  проблем;
    • быстрота  в  усвоении  новой  информации,  образование  ассоциативных  массивов;
    • склонность  к  постоянным  сравниваниям,  сопоставлениям,  выработке  эталонов  для  последующего  отбора;
    • проявление  общего  интеллекта – схватывание,  понимание,  быстрота  оценок  и  выбора  пути  решения,  адекватность  действий;
    • эмоциональная  окрашенность  отдельных  процессов,  эмоциональное  отношение,  влияние  чувств  на  субъективное  оценивание,  выбор,  предпочтение  и  так  далее;
    • настойчивость,  целеустремленность,  решительность,  трудолюбие,  систематичность  в  работе,  смелое  принятие  решений;
    • творческость – умение  комбинировать,  находить  аналоги,  реконструировать; склонность  к  смене  вариантов,  экономичность  в  решениях,  рациональное  использование  средств,  времени  и  тому  прочее;
    • интуитивизм – склонность  к  сверхбыстрым  оценкам,  решениям,  прогнозам;
    • сравнительно  более быстрое  овладение  умениями,  навыками,  приемами,  овладение  техникой  труда,  ремесленным  мастерством;
    • способности  к  выработке  личностных  стратегий  и  тактик  при  решении  общих  и  специальных  новых  проблем,  задач,  поиск  выхода  из  сложных,  нестандартных,  экстремальных  ситуаций.[7, с.86-95]
 

3.2. Условия,  необходимые   для  развития  творческих способностей. 

     Развитие  способностей  и  творческих  задатков  является  органической  частью  обучения  и  воспитания.  Прежде  всего,  необходимо  развивать  у  детей  такие  общие  способности,  как  трудолюбие,  настойчивость  в  преодолении  трудностей,  произвольное  внимание,  сообразительность,  память  и  так  далее.  В  то  же  время  нужно  создавать  условия  для  развития  задатков  к  различным  видам  творческой  деятельности,  например,  к  занятиям  литературой,  музыкой,  математикой  изобразительным  искусством,  а  так  же  техническим  творчеством.

     Современная  психология  исходит  из  того,  что  в  каждом  нормальном  в  психическом  отношении  ребенке  заложены  большие  потенциальные  возможности,  позволяющие  формировать  у  него  многообразные  способности. Как  же  нужно  развивать  творческие задатки  и   способности  школьников?

       Первостепенное  значение  в   этом  отношении  имеет  сама  личность  учителя,  его  эрудиция,  увлеченность  своей  наукой  и  умение  живо  и  интересно   объяснить  изучаемый  материал.  Влияние  учителя  сказывается  на  повышении  работоспособности  детей  и  пробуждает  у  них  интерес  к  учению,  что  в  конечном  итоге  обусловливает  развитие  способностей  и  творческих  задатков.  «Склонности,  писал  известный  ученый  академик  К.И. Скрябин, - проявляются  и  развиваются  у человека  очень рано.  Их  развитие,  их  рост  в большой степени зависят от  качества  преподавательской   работы.  От  инициативы  учителей,  от  их  увлеченности  предметом,  творческого отношения к делу  зависит многое».[15, с.12]

     В  развитии  способностей  и  творческих  задатков  большую  роль  играет  умение  зажечь  в ребенке  искру  пытливости  в  той  или  иной  области  знания  или  труда и возбудить  в  этом   направлении  его    активность.

     Активность  ребенка -  это   проявление потребности его жизненных сил,  поэтому ее  можно считать и предпосылкой  и результатом его развития.  Активность  ребенка    развивается,   сопровождая   весь   процесс становления личности.  Психолого-педагогические  исследования  зафиксировали  три  уровня  активности  у  младших  школьников:  репродуктивно-подражательная  активность  (личный  опыт  накапливается  через  опыт  другого),  поисково-исполнительская  активность  (более высокий уровень,  поскольку здесь имеет место большая степень  самостоятельности),  творческая  активность.  Творческая  активность  являет  собой  высший  уровень  активности  ребенка.  Его,  конечно,  не  следует  приравнивать  к  процессу  зрелого  творчества,  поскольку  опыт  школьника  все  же  ограничен.  И  вместе  с  тем  творческая  активность  предоставляет  широкие  возможности  для  развития  всех  потенциальных  сил  воспитанника.  Переход  школьника  на  уровень  творческой  активности  -  свидетельство  значительного  скачка  в  общем  развитии  личности,  свидетельство значительной  силы  его внутренних  процессов,  его саморегуляции и самоорганизации.[14,с.284-285]

       Основоположник  науки  о   межпланетном  ракетоплавании  К.Э.Циолковский  уже   в  шестнадцать  лет  увлекся   этой  идеей.  Вынужденный по  состоянию здоровья  оставить  учение  в гимназии,  он подружился  с книгами.  Из  учебника  А.Гуно  «Физика»  он  впервые узнал о полетах аэростатов.  Под впечатлением  прочитанного  любознательный  подросток пробует сделать воздушный  шар.  В  дальнейшем  им  овладевает  мысль  о  создании  космических  кораблей  на  реактивной  тяге  для  межпланетных  путешествий,  реализации  которой  он  посвятил  всю  свою  жизнь. 
 
 

3.3. Традиционные  методы  развития  творческих  способностей. 

     Для  достижения  максимального  эффекта  в  развитии  творческих  способностей  у  детей,  как  показали  исследования,  в  условиях  современной  школы,  наиболее  действенны  такие  психологические  методы,  как: 

  • творческое  задание;
  • постановка  проблемы  или  создание  проблемной  ситуации;
  • дискуссия;
  • создание  креативного  поля;
  • перевод  игры  на  другой,  более  сложный  творческий  уровень. [ 18,с.167-168]

     Творческое  задание  представляет  собой учебное задание,  содержащее  творческий  компонент,  для  решения  которого  учащемуся  необходимо  использовать  знания,  приемы  или  способы  решения,  никогда  им  ранее  в  школе  не  применяемые.  Почти  любое  учебное  задание  можно  представить  в  творческой  форме,  однако  наибольший творческий  потенциал содержат  такие виды  учебных заданий,  как сочинение,  рисунок,  придумывание  заданий и упражнений,  составление ребусов,  написание стихотворений.  Частое  проведение  таких заданий приучает  учащихся  постоянно думать и искать  различные варианты  выполнения  заданий.  Воображение учащихся  получает  время и пространство  для своего  развития.

     В  начальной  школе  учащийся  во  многом  продолжает  оставаться  ребенком-дошкольником,  ждущим  чуда,  и  поэтому  сочинения  лучше  проводить  в  виде  придумывания  сказок  или  продолжения  уже  начатого  рассказа,  причем  ребенок  может  отображать  свои  мысли  как  в  виде  текста,  так  и  в  виде  рисунка.

     Постановка  проблемы  -  это представление учебного  материала  урока  в  виде  доступно,  образно  и  ярко  излагаемой  проблемы.  Преимущество  этого  метода  перед  творческим  заданием  в  том,  что  он  сразу  создает  у  учащихся  сильную  мотивацию.  Дети  в  силу  своих  возрастных  особенностей  отличаются  высокой  любознательностью,  и  поэтому  любая  ясно  и  доступно  представленная  проблема  сразу  «зажигает»  их.  Они  готовы  преодолеть  любые  трудности,  лишь  бы  увидеть,  узнать,  отгадать  встретившуюся  на  их  пути  тайну.

     Дискуссия  - метод обучения,  основанный  на  обмене  мнениями  по  определенной  проблеме.  Точка зрения,  высказываемая учащимися в ходе  дискуссии,  может отражать  как его собственное мнение,  так и опираться на  мнения  других  лиц.  Хорошо  проведенная  дискуссия  имеет  большую  обучающую  и  воспитательную  ценность:  учит  более  глубокому  пониманию  проблемы,  умению  защищать  свою  позицию,  считаться  с  мнениями  других.  Дискуссию  целесообразно  использовать  в  том  случае,  когда  учащиеся  уже  обладают  значительной  степенью  самостоятельности  в  мышлении,  умеют  аргументировать,  доказывать  и  обосновывать  свою  точку  зрения.

     Креативное  поле  -  пространство  возможных творческих  решений.  Термин  введен  Д.Б. Богоявленской.  Метод  создания  креативного  поля  выступает  ключевым  при  создании  творческой  атмосферы  в  классе.  Смысл  его  заключается  в  том,  что  учащимся  предоставляется  возможность  (всячески  стимулируемая  со  стороны  учителя)  на  основе  непосредственной  учебной  деятельности  развернуть  другую,  более  интересную  -  креативную  деятельность.  Вокруг  выполняемых  заданий  как  бы  существует  поле  возможных  иных,  креативных  решений,  и  каждый  из  учащихся  может  «шагнуть»  туда  и  найти какие-то  из  этих  вариантов,  закономерностей.  Для нахождения  каждого из  возможных решений учащемуся необходимо  проделать определенную  творческую  работу.

     Перевод  игровой  деятельности  на  творческий  уровень  представляет  собой введение в хорошо  известную и привычную для учащихся  игру  новых элементов:  дополнительного правила,  нового  внешнего  обстоятельства,  очередного  задания с творческим  компонентом или других  условий.  В качестве  главного  требования  к выбору нового  элемента  выступает возникновение после его введения  ситуации,  способы выхода  из  которой в классе  еще не  изучались.  
 
 

3.4. Опыт  развития  творческих  способностей  в  современной   школе.  Проблемы  и  пути  их  решения. 

     Наукой  накоплен  огромный  арсенал  методов,  направленных  на  развитие  и  стимулирование  творческих  задатков  и  способностей  учащихся.  Тысячи  педагогов и психологов  России,  даже  в  условиях  несовершенной  системы  образования,  стремятся  максимально  развивать  чувство  прекрасного  и  созидательного  в  наших  детях.  Так,  например,  в  средней  школе  №15  г. Владимира  целью  своей  воспитательной  системы  психологи и педегоги  ставят  воспитание  человека,  преобразующего  себя  и  мир,  являющегося  носителем  общечеловеческих  ценностей,  творческого,  способного  к  самореализации.  В  перечне  основных  задач  по  достижению  этой  цели  на  первом  месте  стоит:  развитие  творческой  активности  личности  и  приобщение  к  ценностям  культуры.  Для  этого  в  школе  организуются  «творческие»  недели.  Вот  расписание  одной  из  них: 

Понедельник   - конкурс рисунков  «Волшебница зима» (для 1-3 классов);

Вторник          - вечер  поэзии  (для  6-7  классов);

Среда              - экологический  театр  (ставят  учащихся  8-х  классов

                           для учеников  начальной  школы);

Четверг           - музыкальная  гостиная  (для  8-11  классов);

Пятница          - поисковая  работа  и  оформление  альбома 

                              «Мое  дерево» (для 1-6  классов).[ 10,с.31]

Другим  примером системы, основанной  на  развитии  творческого  потенциала  школьников является  школа  № 40  города  Тюмень.  При  этом  учебном  заведении  существует  целая  «Школа  творчества».  В  ее  задачи  входит:

  • диагностика  одаренных  детей;
  • углубленная  подготовка  к  научно-поисковой  деятельности;
  • развитие  творческих  способностей  каждого  ученика;
  • воспитание  высоких  нравственных  качеств  и  духовной  культуры;
  • создание  нового  стиля  взаимоотношений  между  взрослыми  и  детьми,  стиля  совместной,  равноправной,  взаимноразвивающей  интеллектуальной творческой  деятельности.

     Как  мы  видим,  передовая  психологическая  и педагогическая  мысль  современной  школы фокусируется  не  только  на  обучении,  но  и на  воспитании  творческой  и саморазвивающейся личности.[8,c.33-34]  Однако  на  практике  в большинстве регионов  страны  данная  проблема  решается  не  лучшим  образом:  развитию  творчества  уделяется недостаточное внимание.

      Я  считаю,  что  внедрение  новых  методик,  ориентированных  на  творческое  развитие  детей,  должно  стать  повсеместным  и  обязательным.  Для  создания  оптимальных  условий  развития  личности  в  творческом  отношении  в  условиях  общеобразовательной  школы  предлагаю  следующее:

  1. Координально  пересмотреть  учебные  планы  и  выделить  большее  количество  учебных  часов  для  таких  предметов,  как  этика,  история  искусств,  музыка  и  так  далее.
  2. Проводить  дополнительную  углубленную  подготовку  учителей  по  практике  использования  новых  форм  и  методов  развития  творческих  способностей  учащихся.
  3. Создавать  в  условиях  дифференцированного  обучения  особые,  творчески  ориентированные  классы.
  4. Усовершенствовать  и  обогатить  учебно-материальную  базу  школ,  создать  необходимые  условия  для  развития  творческого  потенциала  учащихся.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста