Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

Замыслом исследования, проведенного мной в данной работе, является изучение вопроса развития творческих способностей учащихся младших классов и оказания психологической помощи в реализации изначального творческого потенциала детей, обучающихся в обычной средней школе. Я попытаюсь проследить связь между правильно организованным воздействием на творческие задатки ребенка, и развитием его воображения, духовного и культурного уровня, а также качественным улучшением всех психических процессов.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………2
2. Определение понятий: творчество, способности,
задатки, одаренность, талант, гениальность…………………….4
3. Творческие способности…………………………………………..8
1. Основные составляющие творческих способностей……..8
2. Условия, необходимые для развития творческих
способностей………………………………………………...9
3. Традиционные методы развития творческих
способностей……………………………………………….11
4. Опыт развития творческих способностей в
современной школе. Проблемы и пути их решения……..13
4. Исследование творческой активности младших школьников…15
1. Цель исследования, проблемы диагностики……………...15
2. Подготовительный этап……………………………………15
3. Развивающий этап………………………………………….19
4. Завершающий этап…………………………………………22
5. Заключение………………………………………………………...25
6. Список литературы………………………………………………..27
Приложения.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 3курс.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Таким  образом,  только  путем  совершенствования  учебного  процесса,  внедрения  передовых  методик  и  привлечения  дополнительных  сил  и  средств,  можно  добиться  значительного  повышения  эффективности  в  деле  формирования  творческой  личности. 
 
 
 
 
 
 
 

4.  Исследования  творческой  активности

младших  школьников. 

4.1. Цель  исследования,  проблемы  диагностики. 

       В  своей  работе  мне  пришлось  столкнуться  с  дифференцированным  подходом  к  обучению.  Мною  был  проведен  ряд  исследований.  Объектом  эксперимента  послужили  два  класса.  Оба  эти  класса – академические,  то  есть  дети  отобраны  с  помощью  системы  тестов  по  лучшим  результатам.  Возраст  детей  7-8  лет  (2  класс).

       Целью  исследования  было  выявить влияние  стимулирования  воображения  на  развитие  творческой  активности  детей  младшего  школьного  возраста.

       В  силу  проблем  диагностики  такие  традиционные  методы,  как  беседы,   вопросники,  оказываются  неэффективными.  Младшие  школьники  испытывают  трудности,  связанные  с  недостаточным  умением  осознавать,  анализировать,  выражать  словами  свои  проблемы.  Здесь  необходимо  установление  длительного  доверительного  контакта,  в  ходе  которого  становится  возможным  свободное,  откровенное  обсуждение  конкретных  переживаний  ребенка.

       Таким  образом,  не  имея  необходимых  условий  для  продолжительного  контакта,  мне  пришлось  использовать  графические  методы  исследования.  Что  в  свою  очередь  дало  хорошие  результаты.  Итак, мною  проведено следующее. 

4.2. Подготовительный  этап. 

       Подготовка  исследования.  Подобрать альбомные листы на  каждого ребенка с нарисованными на  них фигурами:  контурное изображение частей  предметов,  например,  часть цветка  с одним лепестком,  часть  ствола  дерева  или  просто  геометрические  фигуры.  Подготовить  цветные  карандаши  и  фломастеры. (См. приложение  1).

       Проведение  исследования.  Ребенку  7-8  лет  просят  дорисовать  каждую  из  фигур  так,  чтобы  получилась  какая-нибудь  картинка.  Предварительно  можно  провести  вступительную  беседу  об  умении   фантазировать  (вспомнить,  на  что  бывают похожи  облака  на  небе).

       Обработка  данных.  Выявляют  степень  оригинальности,  необычности  изображения.  Устанавливают  тип  решения  задач  на  воображение.

       Нулевой  тип.  Характеризуется тем,  что ребенок еще не  принимает задачу  на  построение  образа  воображения с использованием  данного элемента.  Он  не  дорисовывет его,  а рисует  рядом что-то  свое  (свободное фантазирование).

       Первый  тип.  Ребенок  дорисовывает  фигуру  на  листе  так,  что  получается  изображение  отдельного  объекта  (дерево),  но  изображение  контурное,  схематичное,  лишенное  деталей.

       Второй  тип.  Также  изображается  отдельный  объект,  но  с  разнообразными  деталями.

       Третий  тип.  Изображая отдельный объект,  ребенок уже включает  его в какой-нибудь  воображаемый  сюжет (не  просто  цветок,  а цветок  в горшке).

       Четвертый  тип.  Ребенок  изображает  несколько  объектов  по  воображаемому  сюжету  (дерево  в  лесу,  под  ним  гриб).

       Пятый  тип.   Заданная  фигура  используется  качественно по  новому.  Если  в первых  четырех типах она выступает как основная  часть картинки,  которую рисовал ребенок (кружок  -  голова  и  так  далее),  то  теперь  фигура  включается  как  один  из  второстепенных  элементов  для  создания  образа  воображения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Результаты  исследования.

       2 – А  класс.

п/п

Фамилия, имя. Тип решения задач  на воображение

п/п

Фамилия, имя. Тип решения задач  на воображение
1. Алекперов  Камил 5 11. Мищенко  Андрей 4
2. Букреев  Александр 4 12. Мякишева  Алина 5
3. Белова  Валерия 5 13. Персидская  Кристина 4
4. Баланин  Никита 5 14. Петрова  Инна 5
5. Воронова  Александра 3 15. Пленкин  Дмитрий 4
6. Губина  Ирина 5 16. Прокопчук  Анастасия 4
7. Животикова  Олеся 5 17. Селезнева  Екатерина 4
8. Ковригина  Светлана 5 18. Товмасян  Анна 5
9. Кравченко  Юлия 5 19. Харламова  Анастасия 4
10. Красножонов  Иван 5 20.    

Коэффициент  оригинальности  =  сумма  типов  /  количество  детей  =

=  86/19  =  4,5

2  -  Б  класс

п/п

Фамилия, имя. Тип решения задач  на воображение

п/п

Фамилия, имя. Тип решения задач  на воображение
1. Азимова  Камилла 4 15. Кротова  Ольга 5
2. Андрейчик Иван 4 16. Кузикова  Татьяна 4
3. Боткин  Тимофей 2 17. Куракин  Илья 3
4. Бушнев  Дмитрий 5 18. Маршалкин  Андрей 4
5. Василенко  Ольга 5 19. Нурмухамбетова  Айнагуль 4
6. Выдра  Валерий 5 20. Сажиенко  Александра 5
7. Дегтярева  Инна 4 21. Самигулин  Тимур 4
8. Демьянов  Антон 5 22. Саркисян  Ануш 4
9. Каленова  Арина 4 23. Сергеев  Владимир 4
10. Киндюк  Вадим 4 24. Угниченко  Нина 3
11. Коленков  Михаил 4 25. Холявкина  Анна 4
12. Коробова  Лия 5 26. Цапков  Сергей 5
13. Корочина  Светлана 4 27. Чалая  Алина 4
14. Косухина  Екатерина 4 28. Шагина  Ольга 3

Коэффициент  оригинальности  =  сумма  типов  /  количество  детей  =

=  115 / 28  =  4,1

      Следующая  ступень  работы  это  домашнее  сочинение  «Сказка  о  весне».  После  урока  чтения  на  тему  «Весна»  было  дано  домашнее  задание:  написать  сказку  о  весне  со  словами:  жил-был,  однажды,  как-то  раз.  Работа  была  рассчитана  на  неделю.  Однако,  по    причине  большой  занятости  (секции,  кружки,  музыкальная  и  художественная  школы),  дети  делали  это  задание  дольше.  Хочется  отметить,  что  многие  изменили  тему  сочинения,  выбрав  произвольную  тематику.  Делая  анализ  детских сочинений  нельзя  не  заметить  влияние  средств  массовой  информации  на  сознание  и  интересы  детей  (Сказка  про  маленький  Зубик,  страшный  Кариес  и  про  храбрый  Бленд-а-мед.  См.  приложение  2).  Огромный  поток  рекламы  обрушивается  на  ребенка  с  экранов  телевизоров,  часто  не  самого  лучшего качества.  Все это,  зачастую,  негативно влияет  на  неустойчивую  детскую психику и появляются  новые герои,  которые далеки  от  нашей самобытной  культуры,  что не  может не  заставлять  задуматься  нас взрослых:  воспитателей,  учителей,  психологов,  родителей.  Наступление  техногенной  цивилизации неизбежно,  но  ущемление  духовности,  отрыв  от  корней  ведет  к  краху  любого,  даже  самого  сильного  народа.

          Все  же  радует  тот  момент,  что  встречаются  такие  работы  детей,  как  «Сказка про медвежонка  Пуха»,  «Маленькая  синичка» (см.  приложение  3).  В этих  сказках герои -  это друзья  детской жизни:  игрушки,  звери,  наделенные  волшебными  свойствами.  Присутствует  традиционный  конец,  где добро побеждает зло. Удивительным  светом  добра веет  от  таких детских работ.

          А,  если  обратиться  к  «Сказке»  Саркисян  Ануш и  Чалой Алины,  то  без  сомнения  такое  количество  эпитетов,  красочных  сравнений  говорит  о  преобладании  образного  мышления.  (См.  приложение  4).

          Таким  образом,  вчитываясь  внимательно  в  детские  работы,  я  открывала  для  себя  все  новые  интересные  моменты,  иногда  даже  не  ожидая  этого.  

4.3. Развивающий  этап. 

          Этот  этап  включает  работу  по  развитию  воображения,  рассчитан  на  подключение  творческого  потенциала  ребенка.

          Виды  работы.

  Журнал  небылицы  в  лицах. 

         Мероприятие  проводится  в  виде  соревнования.  Класс делится на  две команды.  Каждая  команда -  это редакция  журнала.  У каждого члена редакции  свой  порядковый  номер.  Выбирается  ведущий (в данном  случае  это  я).  Ведущий  начинает  сказку:

         Жил-был  маленький  Винтик.  Когда  он  появился  на  свет,  то  был  очень  красивый,  блестящий,  с  новенькой  резьбой  и  восьмью  гранями.  Все  говорили,  что  его  ждет  великое  будущее.  Он  вместе с другими винтиками будет участвовать в полете  на  космическом  корабле.  И,  вот,  наконец,  настал  тот  день,  когда  Винтик  очутился  на  борту  огромного  космического  корабля…

         На  самом  интересном  месте  ведущий  останавливается  со  словами:  «Продолжение  следует  в  журнале  «…….»  в  номере  ……».  Ребенок,  у  кого  в  руках  этот  номер,  должен  подхватить  нить  сюжета  и  продолжить  рассказ.  Ведущий  внимательно  следит  за  повествованием,  в  нужном  месте  прерывает.  Ребенок должен  сказать:  «Продолжение  следует в журнале «……»  в номере  …….».  Прервать  сказку  может ведущий словами:  «Окончание  в журнале «……»  в номере  ……».

         В  результате  детского  творчества  главный  герой  побывал  на  многих  планетах,  встретился  с  инопланетянами.  Однако,  дети  один  раз  сочинив  продолжение  о  новой  планете  и  ее  жителях,  повторяли  затем  то  же  самое,  изменив  лишь  название  планеты.  Но  конец  сказки  был  довольно  интересным.  Его придумала  Саркисян  Ануш  (!).  Она  отправила  главного  героя   -  Винтика  обратно  на  Землю,  где  он  и  остался  навсегда,  рассказывая  своим  внукам  о  далеких  планетах  и  звездах.

         В  целом  этот  вид  деятельности  показал,  что  детям  трудно  еще  поключить  свободное  фантазирование.  Они  лучше  справляются  с  работой  по  готовым  шаблонам.  К  сожалению,  за  неимением  необходимых  средств  ТСО ,  я  не  смогла  дословно  зафиксировать  работу  детей.

         Презентация  мира.

         Предметное  восприятие  окружающего  мира,  свойственное  детям  (вот  скамейка,  человек,  солнце),  с  развитием  ребенка  преобразуется  в  социально-ценностное  восприятие,  когда  подрастающий  человек  обнаруживает  за  предметами  ценностные  связи  и  взаимоотношения.  Такое  преобразование  протекает  незаметно,  оно  не  обозначается  каким-то  резким  переходом,  когда   бы  вдруг  простая  «скамейка»  превратилась  бы  в  «место  для  отдыха  старика,  свидания  для  влюбленных»  и  так  далее.  Оно  совершается  в  силу  социализации  личности,  его  духовного  развития,  и  интеллектуального  и  эмоционального  обогащения.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста