Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:50, лекция

Описание работы

Особое значение в развитии творческих способностей принадлежит дошкольному возрасту. Освоение детьми окружающей действительности является творческим процессом. Усваивая общественный опыт (способы действий с вещами, стратегии мышления, речь), дошкольник преломляет его через своё понимание мира, пропускает через свой собственный опыт, который неповторим и уникален

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Подбежал к  нему котёнок:

«Это, кажется, зайчонок!»

Цап-царап!

А зайчонок из-под  лап

Прыг-скок,

Догоняй! –

И забился

Под сарай. 

Вопросы и задания. «Жёлтый солнечный кружок» — что это такое? Почему «солнечные кружки» называют «зайчиками»? На что (на кого ещё) похож солнечный зайчик?

Творческое  задание. Придумайте интересную историю про котенка и солнечного зайчика. 

Занятие 18

Цель: развивать творческое мышление и воображение в процессе работы над загадкой метафорического содержания.

Материал: стихотворение В. Левина «Летняя морская загадка», бумага, краски.

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка. На кого (что) похож (похожа):

— письменный стол;

— ромашка;

— кленовый листок;

— снежинка. Почему? 

Чтение стихотворением В. Левина «Летняя морская загадка».

Я

Барашек,

Ты

Барашек.

Мы

Барашки

Из кудряшек.

Пробегаем

Ряд за рядом

В синем поле

Белым стадом.

Гонит нас

Пастух летучий

Вместе с нами

Гонит тучи.

А когда пастух устанет,

Мы исчезнем,

Нас не станет. 

Вопросы и задания. Отгадайте загадку. Как вы догадались, что это волны? Как автор загадки называет море? Как ещё можно море назвать? Почему? Кто такой «пастух летучий»? Почему вы так думаете? Как ещё можно назвать ветер? А если это не море, то что еще это может быть? Почему вы так думаете?

Творческое  задание. Нарисуйте море, о котором говорится в загадке. 

Занятие 19

Цель: развивать творческое мышление и воображение в процессе работы со стихотворением Г. Сапгира.

Материал: картина (зимний пейзаж), стихотворение Г. Сапгира «Мурота», бумага, краски.

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка. Рассматривание картины (зимний пейзаж), приём «вхождения в картину». Представьте, что вы оказались на этой картинке. Что вы видите, чувствуете, какое у вас настроение? Почему? Опишите, небо, землю, деревья и т.д. («Я оказался на этой картинке. Наступил вечер, поэтому небо тёмно-синее. Деревья красивые в снегу стоят. Я в тёплом пальто и шапке, потому что холодно. Я катаюсь на санках вот с той горки».) 

Работа со стихотворением Г. Сапгира «Мурота». Картины можно  также рисовать словами, как, например, в стихотворении.

Мурота, мурота.

В дыроте – белота,

А над ней  – небота,

В неботе – пустота.

Мы и сами-то спроста –

Сирота и Смурота,

Распахнем ворота

И уйдем со двора.

Снегота, снегота,

Ты пушистее кота,

Ты встречаешь нас волчаньем,

А проводишь  нас свычаньем. 

Вопросы и задания. Что за картину нарисовал словами поэт? (Зима, снег идёт.) Расскажите, что вы представили себе, когда слушали это стихотворение. Почему вы представили себе именно такую картинку? Какие слова помогли вам это сделать? Что они обозначают? (Снег падает, неба не видно, снег пушистый, метель воет. Детям сначала холодно, когда они на улицу выходят, потом привыкают, потому что весело: на санках катаются, на лыжах, в снежки играют.) 

Творческое  задание. Нарисуйте картинку, которую вы представили себе, слушая это стихотворение. 
 
 
 

Занятие 20

Цель: формировать умение видеть целое раньше частей (основной механизм воображения) на примере стихотворения А. Милна «Хвосты», развивать дивергентное мышление.

Материал: картинки с изображениями животных, стихотворение А. Милна «Хвосты».

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка. Игра с омонимами. Что мы можем назвать словом: ручка, ключ, язык, носок, коса, очки.

Разучивание скороговорки «Форсун форсил в фиолетовом фраке  и фетровой шляпе». Рассматривание картинки. Объяснить детям значение слова «фрак».

Работа со стихотворением А. Милна «Хвосты».

Выразительное чтение текста воспитателем, сопровождаемое показом соответствующих картинок. 

У льва есть хвост могучий, длинный,

А у осла есть хвост ослиный.

У кошки хвост  и у коня,

Но нет у  вас и у меня.

Когда я буду именинник,

Куплю я хвостик  за полтинник.

Мне продавец измерит  рост

И подберёт отличный хвост.

Скажу я льву, киту, верблюду:

—Я вам завидовать не буду.

Смотрите, —  с нынешнего дня

Завелся хвост  и у меня! 

Вопросы и задания.

Кто такой именинник? Что такое полтинник?

О каких животных идёт речь в стихотворении? Какие  у них хвосты? (У кошки хвост мягкий, пушистый, у льва с кисточкой, тонкий, у осла с кисточкой.)

В каком магазине автор стихотворения собирается покупать себе хвост? (В магазине одежды. Одежда называется фрак.)

Для чего продавцу нужно будет измерить рост? (Не измерив  рост, невозможно подобрать фрак по росту.)

Почему автор  не будет завидовать льву, киту и  верблюду? Чем его «хвост» лучше  по сравнению с хвостами животных? (В нём тепло, хорошо выглядишь, есть карманы и т.д.) 

Творческое  задание «Подумай и ответь». Как вы считаете, что еще такого, что есть у животных, что могло бы пригодиться и человеку, в том числе детям? В какой ситуации? (Рассмотреть картинки с изображением животных.) Объяснить свою позицию. (Не обязательно внешность, может быть острый нюх, умение быстро бегать, крылья, чтобы летать, перья, чтобы было тепло, хорошее зрение). Все высказанные идеи коллективно анализируются. Необходимо следить за тем, чтобы объяснения детей были логичными, в каждой идее необходимо найти рациональное зерно, не допускать «пустого фантазирования».  

Светлана ПОЛЯГОШКО

Информация о работе Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр