Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:50, лекция

Описание работы

Особое значение в развитии творческих способностей принадлежит дошкольному возрасту. Освоение детьми окружающей действительности является творческим процессом. Усваивая общественный опыт (способы действий с вещами, стратегии мышления, речь), дошкольник преломляет его через своё понимание мира, пропускает через свой собственный опыт, который неповторим и уникален

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Например, «книга с квадратным окном, через которое  можно всё узнать» — телевизор; «большая тумбочка с двумя дверями и вешалками» — шкаф и др. 

Занятие 11

Цель: познакомить детей с явлением словообразования, учить создавать оригинальные образы.

Материал: стихотворение Г. Сапгира «Кубики», бумага, краски или карандаши, картинки с изображением крокодила, тигра, слона, таракана, цапли, кота, кубики с картинками.

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка. Рассматривание картинок, описание животных.

Чтение отрывка  из стихотворения Г. Сапгира «Кубики». 

Кубики любите?

Кубики любим.

Кубики купите?

Кубики купим.

Если сложить  их,

Как полагается,

Звери на кубиках

Располагаются:

Коты, петухи,

Крокодилы, коровки…

Но если вытряхнуть

Всё из коробки,

Они, как попало,

Посыплются на пол

И сложатся сами

Большим Крокоцапом.

Нога, как у  цапли,

Кошачья – другая,

Хвост крокодила,

А клюв попугая.

Но почему же

Глаза слипаются?..

Дом, словно кубики,

Рас-сы-па-ет-ся…

Зверь зашипел,

Зарычал и замекал,

Захохотал и  закукарекал… 

Вопросы и задания.

Сложите из кубиков (или разрезных картинок) Крокоцапа. Опишите его (внешность, повадки, привычки, образ жизни). Как вы считаете, почему Крокоцап «зашипел, зарычал и замекал, захохотал и закукарекал»? Придумайте о нём интересную историю. 

Занятие 12 (продолжение)

Цель: см. предыдущее занятие.

Материал: картинки с изображением слона, таракана, тигра, крокодила.

Ход занятия

Предложить детям  вспомнить стихотворение, прочитанное  накануне, о каком необычном герое  шла речь. Предложить прослушать продолжение.

Тут вихрь налетел  –

Свет лиловый  и синий

Понёс, завертел

И поставил в  пустыне.

На жёлтой вершине

Лежит Тигродил.

Он встал и  улыбкою

Нас наградил.

Он лапу свою

Протянул Крокоцапу  –

Тигриную лапу —

В куриную лапу!

И сам оказался

Приятнейшим малым

В полоску,

С таким крокодильим

Оскалом!

Мы пели, кричали

И прыгали так,

Что в море проснулся

Сам Слонотарак!

Туша слоновая –

За облаками,

Хобот,

А ноги –

Совсем тараканьи.

О Боже, я схвачен  был

Слонотараком,

Который до маленьких

Мальчиков лаком!

Он кепку жуёт!

Он рубашку  порвал!

«Спасите! На помощь!»  —

Я громко позвал.

Два друга зубастых

На помощь спешат

И Слонотарака

Трясут, потрошат!

Он порван на части,

Разорван на кубики…

А где же вы сами

Чудовища –  чудики?

Всего на минуту

Сложились хотя б…

Вернись, Тигродил!

Появись, Крокоцап!

Вопросы и задания.

Сложите из кубиков  и разрезных картинок Тигродила и Слонотарака. Опишите их. Как Тигродил и Слонотарак оказались в пустыне? Почему звери пришли на помощь мальчику? Придумайте историю о том, как мальчик, Тигродил и Крокоцап возвращались домой. 

Занятие 13 (продолжение).

Экспериментирование со словом. Придумать необычных животных (сложить из кубиков или разрезных картинок), назвать их и составить о них истории. 

Занятие 14

Цель: продолжать знакомить детей со словообразованием, развивать на этой основе творческое мышление, воображение.

Материал: текст стихотворения Н. Кончаловской, карандаши, бумага.

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка. Объясните, что такое (кто такой):

— комарабль (комар, корабль);

— гебрицид (лекарство, насекомое);

— паукатор (большой  паук) 

Чтение стихотворения  Н. Кончаловской.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огорбузы росли.

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель  дозрел,

Стал уже осыпаться  спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы даже садовник. 

Вопросы и задания.

Определить, из каких названий состоят эти овощи.

Как такие овощи  могут выглядеть? (Помидор оранжевый  с семечками, моркофель коричневый с зелёным хвостиком, баклачки –  фиолетовые стручки, как у гороха и др.). Почему человек стал их выращивать? (Красивее, меньше места на огороде занимают, можно ещё что-нибудь посадить.) А может быть они сами по себе начали расти? Как это получилось? В чём их польза? Чем, например, огорбуз, лучше обычного арбуза или гороха? (Полезнее, больше витаминов и др.)

Творческое  задание. Нарисуйте огород, в котором растут эти овощи. 

Занятие 15

Цель: учить распознавать явление языковой игры, обучать творческому рассказыванию на её основе.

Материал: стихотворение А. Левина «Разные летали».

Ход занятия

Интеллектуальная разминка.

Перечислить как  можно больше предметов или живых  существ, которые:

— красные (помидор, карандаш, штаны, шапка, белорусский  флаг, звезда на гербе Беларуси и др.);

— холодные (лёд, вода, мороженое, руки у человека, батарея, песок, если его полить холодной водой и др.);

— шумят (ветер, качели, дверь, лопнувший шарик, листья и т.д.);

— летают (самолёт, вертолёт, оса, муха, стрела, бабочка  и т.д.);

— ползают (таракан, жук, змея). 

Работа со стихотворением А. Левина «Разные летали».

Перед чтением создать установку на восприятие, объяснить, что стихотворение необычное, его нужно внимательно слушать, чтобы понять. Если необходимо, прочитать текст ещё раз.

За окном моим летали

две весёлые  свистели.

Удалые щебетали

куст сирени тормошили.

А по крыше магазина

важно каркали  гуляли

и большущие  вопили

волочили взад-вперёд.

Две чирикали лихие

грызли корочки  сухие,

отнимая их у  толстых

косолапых воркутов.

А к окошечку подсели

две кричали-и-галдели

и стучали в  батарею,

не снимая башмаков. 

Вопросы.

О ком это  стихотворение? (Вороны, голубь, дятел, мишка косолапый.) Как вы догадались, что о птицах? Какие слова использует автор, рассказывая о них?

Свистели, каркали, вопили, чирикали, щебетали — это  голоса птиц или их названия? Почему вы так думаете? (Голоса, т.к. вороны каркают, голуби воркуют, воробьи чирикают, но могут быть и названия.)

Кто такие «кричали-и-галдели»? Зачем им башмаки? Для чего понадобилось стучать в батарею? (Дети их не пускали на улицу.)

Творческое  задание. Коллективное составление сказки о птицах. 
 
 
 

Занятие 16

Цель: объяснить детям значение фразеологизмов «задать головомойку», «краснеть за кого-либо», «считать ворон», «бегут мурашки», «витать в облаках», «смотреть свысока», развивать творческое мышление и воображение посредством работы с данными фразеологизмами.

Материал: стихи Е. Лаврентьевой.

Ход занятия

Вступительное слово воспитателя: «Ребята, все  вы знаете о том, что люди говорят  друг с другом при помощи слов. Каждое слово в языке что-нибудь обозначает. Например, «азбука» — книга, по которой учатся читать, «браслет» — украшение, которое надевают на руку, «лебедь» — водоплавающая птица и т.д. (Предложить детям объяснить значения слов «книга», «тарелка», «вода», «дерево», «цветок» и др.) Однако в языке бывают необычные слова и выражения, которые не всегда обозначают то, что нам кажется, когда мы их слышим. Как, например, в стихотворениях, которые я вам прочитаю. 

Работа со стихами Е. Лаврентьевой.

Задала головомойку

Детворе своей  Ворона:

— Вы летали на помойку –

Я вас видела с балкона.

С вами целая морока!

Ни Синица, ни Сорока,

Ни сосед наш  Воробей

Не краснеют за детей. 

Вопросы детям. Какие слова, выражения вам показались необычными? Почему? Что они могут обозначать? («Задала головомойку» — поругала; «не краснеют за детей» — не бывает стыдно.) Те же вопросы задать детям после прочтения каждого стихотворения.

Жил да был Воробей

По прозванью  Ротозей.

И зимой, и летом  он

Обожал считать  ворон.

(«Считать ворон»  — быть рассеянным, не думать  о том, что тебе говорят).

От испуга у  Букашки

По спине бегут мурашки:

На лугу издалека

Увидала Паука.

(«Бегут мурашки»  — Букашка испугалась). 

Творческое  задание. Объяснение причины. Придумайте, кому и для чего понадобилось:

— устраивать головомойку (мальчик не слушал маму, сломал машинку);

— за кого-то краснеть (кто-то кого-то обманул, обидел, сказал неправду).

Почему по спине  побежали мурашки? (Остался один дома, и было темно, пришёл к зубному  врачу, увидел крокодила.) 

Занятие 17

Цель: продолжать учить устанавливать сходства и различия, понимать переносный смысл слов.

Материал: стихотворение Г. Сапгира «Солнечный зайчик».

Ход занятия

Интеллектуальная разминка. Сравнение предметов:

— снег белый, как  что (кто)?

— платок пушистый, как что (кто)?

— уши у зайца длинные, как что (кто)?

— тарелка глубокая, как что (кто)? и т.д. 

Работа со стихотворением Г. Сапгира «Солнечный зайчик».

Лег

В тени

На песок

Жёлтый солнечный  кружок.

Информация о работе Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр