Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:50, лекция
Особое значение в развитии творческих способностей принадлежит дошкольному возрасту. Освоение детьми окружающей действительности является творческим процессом. Усваивая общественный опыт (способы действий с вещами, стратегии мышления, речь), дошкольник преломляет его через своё понимание мира, пропускает через свой собственный опыт, который неповторим и уникален
Творческое задание. Игра «Отгадайте, что бы я хотел (а) получить в подарок». Ребенок рассказывает о том, что с его точки зрения можно делать с предметом, который он хотел бы получить в подарок, не называя его, остальные угадывают. (Например, «с этим можно ходить в школу, это кладут в рюкзак, и, когда им напишешь — написанное не стирается» — ручка).
Занятие 6
Цель: развивать творческое мышление и воображение в процессе работы над расширением активного словаря.
Материал: стихотворение Г. Сапгира «Не знаю Кто».
Ход занятия
Интеллектуальная разминка.
Назвать как можно больше слов (словосочетаний), отвечающих на вопросы: Кто? Куда? Когда? Зачем? Почему?
За каждое названное слово (словосочетание) выдаётся фишка. У кого больше фишек, тот и выиграл.
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Не знаю Кто».
Жили-были
Не знаю Кто
Не знаю с Кем.
Раз пошёл
Не знаю Кто
Не знаю Зачем.
Повстречал
Не знаю Кого,
Попросил
Не знаю Чего.
Отказал
Не знаю Кто
Не знаю Кому
И не дал
Не знаю Что
Не знаю Почему.
Тут заплакал
Не знаю Кто:
— Пожалел ты
Не знаю Что!
И пошёл
Не знаю Кто
Не знаю Куда.
Это было
Не знаю Где,
Не знаю Когда.
Коллективное составление сказки по этому стихотворению. Обсудить, где и когда происходило действие, какие были герои и т.д.
Творческое
задание. Нарисовать на отдельных листах
бумаги последовательность событий («Нарисуйте,
как всё было»). Можно использовать коллективное
рисование.
Занятие 7.
Цель: развивать творческое мышление и воображение посредством работы с текстами небыличного содержания, формировать чувство юмора.
Материал: отрывок из стихотворения Э. Успенского «Ехал Ваня на коне», стихотворение Ю. Мориц «Хохотальная путаница».
Ход занятия
Интеллектуальная разминка.
Послушайте стихотворение и скажите, что перепутал автор.
…Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне,
Ну а кактус в это время мыл старушку на окне.
Ехал кактус на коне, вёл старушку на ремне,
А собачка в это время мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю, говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок, а чего хвалиться зря!
Э. Успенский
Чтение стихотворения Ю. Мориц «Хохотальная путаница».
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
«Я – горчица, я – лимон!
Я закрылся на ремонт!»
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!
По реке бежит буфет,
В нём лежит Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится
оно!
Вопросы и задания. Почему стихотворение называется «Хохотальная путаница»? Может ли быть так на самом деле? Почему?
Повторное прочтение, анализ стихотворения по частям.
Откуда у медведя
в бороде мог взяться мармелад?
Куда понадобилось «плыть в сковороде
по кудрявой каше»? Почему арбуз летит
над землёй?
Занятие 8 (продолжение занятия 7).
Цель: см. занятие 7.
Материал: стихотворение Ю. Мориц «Хохотальная путаница», бумага, краски, цветные карандаши.
Ход занятия
Предложить детям вспомнить, с каким стихотворением они познакомились накануне, как оно называлось, что в нём было необычного.
Повторное прочтение стихотворения, ответы на вопросы: Похож ли арбуз на лимон? А на горчицу? Сравните арбуз, лимон и горчицу. Кто такие Свистопляски? Опишите их. Для чего понадобилось ловить ветер сапогом? От кого убегает (куда бежит) буфет? Почему по реке? Что за Большой Секрет лежит в буфете? Почему его понадобилось снимать в кино? Что это будет за фильм?
Творческое
задание. Нарисуйте картинку к этому
стихотворению.
Занятие 9
Цель: учить видеть реалистические тенденции в текстах фантастического содержания (небылицах, перевёртышах), формировать реализм воображения.
Материал: тексты небылиц.
Ход занятия
Интеллектуальная разминка. Игра «Бывает – не бывает». Воспитатель читает отрывки из небылиц и стихотворений, дети в том случае, если утверждение соответствует действительности («так бывает»), хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.
В саду на груше я сидел,
Свёклы я накопать хотел.
Зайка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал.
Три крысы в костюмах и шапках из плюша
Пошли на прогулку…
Кот и Сова,
Молодая вдова,
Отправились по морю в шлюпке.
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с жёлтеньким глазком.
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
Работа с фольклорными перевёртышами. Выразительное чтение воспитателем.
По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку
сорвать.
Вопросы и задания.
Что это за стихотворение? (Небылица.) Может ли быть так на самом деле? Почему? (Корабль может бежать по морю, но волк не может стоять на носу, он за зайцем бегает; лиса тоже за зайцем бегает, это может быть.)
Придумайте ситуацию, где это все может быть на самом деле, но при этом так, чтобы в самом стихотворении ничего не изменилось (это может быть картинка в книге, в раскраске, на наклейке, можно играть в это с игрушками, это можно увидеть в театре или по телевизору).
Я видел озеро в огне,
Собаку — в брюках на коне,
На доме — шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли мерил,
И как дурак всему поверил!
Вопросы и задания
те же, что и к предыдущему
Творческое задание. Придумать как можно больше необычных, оригинальных названий и к первому, и ко второму стихотворению.
(«Приключения
животных», «Как не может быть»
Занятие 10
Цель: учить находить сходства и различия, продуцировать отдалённые ассоциации, развивать творческое мышление и воображение.
Материал: загадки А. Босева, картинки с изображением змеи, паука, мяча, телевизора, куклы, конфеты, крокодила, индюка, верблюда, собаки, кошки.
Ход занятия
Интеллектуальная разминка. Определить, чем похожи и чем отличаются:
— змея и паук (сходства — оба животные, ползают, их человек боится, отличия – у змеи нет ног, она кусается, паук плетет паутину);
— мяч и телевизор (то и другое сделано руками человека; отличия – мяч круглый, телевизор квадратный, с мячом играют, телевизор смотрят, телевизор работает при помощи электричества, мяч катится, телевизор стоит);
— кукла и
конфета (то и другое можно спрятать,
подарить кому-нибудь, кукла — игрушка,
конфета – продукт питания, у конфеты
нет рук, ног, других частей тела, конфета
меньше, чем кукла).
Работа с загадками А. Босева «Поиграем – угадаем!»
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг,
Угадайте – кто?
(Индюк.)
Вопросы и задания.
Как вы догадались, что это индюк? (По рифме, по словам «с острым клювом».) Почему автор загадки сравнивает его с крокодилом? Чем похожи индюк и крокодил? Чем они различаются? (Два глаза, похожа форма носа, отличаются по цвету, у индюка клюв, у крокодила пасть, у индюка крылья, у крокодила нет.)
Воспитатель читает другие загадки и предлагает сравнить персонажей, описанных в них.
Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или … Кто?
(Собака.)
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает… Как кто?
(Кошка.)
Собака и верблюд — оба животные, у них два глаза и два уха, отличия – у верблюда длинная шея, он горбатый. У кошки и собаки два уха, два глаза, лапы, маленькие хвосты, оба пушистые; отличия – кошка мяукает, собака лает, кошка ловит мышей, а собака нет.)
Творческое задание. Составление загадок. Алгоритмы.
«Что такое же у другого объекта»?
1. Выбрать объект.
2. Определить его признаки.
3. К каждому признаку подобрать объект, у которого он явно выражен.
4. Составить
текст загадки.
«Что делает так же»?
1. Выбрать объект.
2. Определить его действие.
3. Выбрать другие объекты, у которых это действие ярко выражено.
4. Составить текст
загадки.
1. Выбрать два объекта.
2. Определить их сходства и различия.
3. Составить
текст загадки (описание
Информация о работе Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр