Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:50, лекция

Описание работы

Особое значение в развитии творческих способностей принадлежит дошкольному возрасту. Освоение детьми окружающей действительности является творческим процессом. Усваивая общественный опыт (способы действий с вещами, стратегии мышления, речь), дошкольник преломляет его через своё понимание мира, пропускает через свой собственный опыт, который неповторим и уникален

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Творческое  задание. Игра «Отгадайте, что бы я хотел (а) получить в подарок». Ребенок рассказывает о том, что с его точки зрения можно делать с предметом, который он хотел бы получить в подарок, не называя его, остальные угадывают. (Например, «с этим можно ходить в школу, это кладут в рюкзак, и, когда им напишешь — написанное не стирается» — ручка).

Занятие 6

Цель: развивать творческое мышление и воображение в процессе работы над расширением активного словаря.

Материал: стихотворение Г. Сапгира «Не знаю Кто».

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка.

Назвать как  можно больше слов (словосочетаний), отвечающих на вопросы: Кто? Куда? Когда? Зачем? Почему?

За каждое названное  слово (словосочетание) выдаётся фишка. У кого больше фишек, тот и выиграл.

Чтение стихотворения  Г. Сапгира «Не знаю Кто».

Жили-были

Не знаю Кто

Не знаю с  Кем.

Раз пошёл

Не знаю Кто

Не знаю Зачем.

Повстречал

Не знаю Кого,

Попросил

Не знаю Чего.

Отказал

Не знаю Кто

Не знаю Кому

И не дал

Не знаю Что

Не знаю Почему.

Тут заплакал

Не знаю Кто:

— Пожалел ты

Не знаю Что!

И пошёл

Не знаю Кто

Не знаю Куда.

Это было

Не знаю Где,

Не знаю Когда. 

Коллективное  составление сказки по этому стихотворению. Обсудить, где и когда происходило  действие, какие были герои и т.д.

Творческое  задание. Нарисовать на отдельных листах бумаги последовательность событий («Нарисуйте, как всё было»). Можно использовать коллективное рисование. 

Занятие 7.

Цель: развивать творческое мышление и воображение посредством работы с текстами небыличного содержания, формировать чувство юмора.

Материал: отрывок из стихотворения Э. Успенского «Ехал Ваня на коне», стихотворение Ю. Мориц «Хохотальная путаница».

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка.

Послушайте стихотворение  и скажите, что перепутал автор.

…Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне,

Ну а кактус в это время мыл старушку на окне.

Ехал кактус на коне, вёл старушку на ремне,

А собачка в  это время мыла Ваню на окне.

Знаю я, что говорю, говорил, что повторю,

Вот и вышло  без ошибок, а чего хвалиться зря!

Э. Успенский 

Чтение стихотворения  Ю. Мориц «Хохотальная путаница».

С мармеладом в  бороде

К своему папаше

Плыл медведь  в сковороде

По кудрявой каше!

Над землёй арбуз  летит,

Он чирикает, свистит:

«Я – горчица, я – лимон!

Я закрылся на ремонт!»

Ям-тирьям-тирьям, в коляске

Две усатых Свистопляски

Босиком, бегом-бегом

Ловят ветер сапогом!

По реке бежит  буфет,

В нём лежит  Большой Секрет,

Он снимается  в кино,

Всем понравится оно! 

Вопросы и задания. Почему стихотворение называется «Хохотальная путаница»? Может ли быть так на самом деле? Почему?

Повторное прочтение, анализ стихотворения по частям.

Откуда у медведя  в бороде мог взяться мармелад? Куда понадобилось «плыть в сковороде  по кудрявой каше»? Почему арбуз летит над землёй? 

Занятие 8 (продолжение занятия 7).

Цель: см. занятие 7.

Материал: стихотворение Ю. Мориц «Хохотальная путаница», бумага, краски, цветные карандаши.

Ход занятия

Предложить детям  вспомнить, с каким стихотворением они познакомились накануне, как  оно называлось, что в нём было необычного.

Повторное прочтение  стихотворения, ответы на вопросы: Похож  ли арбуз на лимон? А на горчицу? Сравните арбуз, лимон и горчицу. Кто такие Свистопляски? Опишите их. Для чего понадобилось ловить ветер сапогом? От кого убегает (куда бежит) буфет? Почему по реке? Что за Большой Секрет лежит в буфете? Почему его понадобилось снимать в кино? Что это будет за фильм?

Творческое  задание. Нарисуйте картинку к этому стихотворению. 

Занятие 9

Цель: учить видеть реалистические тенденции в текстах фантастического содержания (небылицах, перевёртышах), формировать реализм воображения.

Материал: тексты небылиц.

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка. Игра «Бывает – не бывает». Воспитатель читает отрывки из небылиц  и стихотворений, дети в том случае, если утверждение соответствует  действительности («так бывает»), хлопают  в ладоши, если нет – топают ногами.

В саду на груше  я сидел,

Свёклы я накопать хотел.

Зайка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал.

Три крысы в костюмах и шапках из плюша

Пошли на прогулку…

Кот и Сова,

Молодая вдова,

Отправились по морю в шлюпке.

На лугу у  той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной  ножке –

Белый с жёлтеньким глазком.

Замяукали котята:

«Надоело нам  мяукать!

Мы хотим, как  поросята,

Хрюкать!» 

Работа с фольклорными перевёртышами. Выразительное чтение воспитателем.

По синю морю корабль бежит,

Серый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит.

Заюшка кораблик за веревку ведет,

Лисичка из-за кустика хитро глядит:

Как бы зайку  украсть,

Как бы веревку  сорвать. 

Вопросы и задания.

Что это за стихотворение? (Небылица.) Может ли быть так на самом  деле? Почему? (Корабль может бежать по морю, но волк не может стоять на носу, он за зайцем бегает; лиса тоже за зайцем бегает, это может быть.)

Придумайте ситуацию, где это все может быть на самом  деле, но при этом так, чтобы в  самом стихотворении ничего не изменилось (это может быть картинка в книге, в раскраске, на наклейке, можно играть в это с игрушками, это можно увидеть в театре или по телевизору).

Я видел озеро  в огне,

Собаку —  в брюках на коне,

На доме —  шляпу вместо крыши,

Котов, которых  ловят мыши.

Я видел утку и лису,

Что пироги пекли  в лесу,

Как медвежонок туфли мерил,

И как дурак  всему поверил!

Вопросы и задания  те же, что и к предыдущему стихотворению. (Озеро в огне не может быть, огонь  боится воды; собака – животное, она  на коне не может сидеть; шляпу нельзя использовать вместо крыши, т.к. гроза продырявит, шляпа промокнет, все в доме заболеют. Лиса и утка не едят пироги, лиса может съесть утку; медведь не может мерить туфли, т.к. у него косолапые лапы. Ситуации, когда это возможно: в сказке, в игре, по телевизору, по радио, собака может на коне сидеть в цирке.)

Творческое  задание. Придумать как можно больше необычных, оригинальных названий и к первому, и ко второму стихотворению.

(«Приключения  животных», «Как не может быть»,  «Необычные истории».) 

Занятие 10

Цель: учить находить сходства и различия, продуцировать отдалённые ассоциации, развивать творческое мышление и воображение.

Материал: загадки А. Босева, картинки с изображением змеи, паука, мяча, телевизора, куклы, конфеты, крокодила, индюка, верблюда, собаки, кошки.

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка. Определить, чем похожи и чем отличаются:

— змея и паук (сходства — оба животные, ползают, их человек боится, отличия –  у змеи нет ног, она кусается, паук плетет паутину);

— мяч и телевизор (то и другое сделано руками человека; отличия – мяч круглый, телевизор  квадратный, с мячом играют, телевизор  смотрят, телевизор работает при  помощи электричества, мяч катится, телевизор стоит);

— кукла и  конфета (то и другое можно спрятать, подарить кому-нибудь, кукла — игрушка, конфета – продукт питания, у конфеты нет рук, ног, других частей тела, конфета меньше, чем кукла). 

Работа с загадками  А. Босева «Поиграем – угадаем!»

Важно по двору  ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг,

Угадайте –  кто?

(Индюк.) 

Вопросы и задания.

Как вы догадались, что это индюк? (По рифме, по словам «с острым клювом».) Почему автор загадки  сравнивает его с крокодилом? Чем похожи индюк и крокодил? Чем они различаются? (Два глаза, похожа форма носа, отличаются по цвету, у индюка клюв, у крокодила пасть, у индюка крылья, у крокодила нет.)

Воспитатель читает другие загадки и предлагает сравнить персонажей, описанных в них.

Да! Индюк! Признаться, братцы,

Трудно было догадаться!

С индюком случилось  чудо –

Превратился он в верблюда!

Стал он лаять  и рычать,

По земле хвостом  стучать.

Я запутался, однако,

Он верблюд  или … Кто?

(Собака.) 
 

Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она  под лавкой,

А глядит она  в окошко

И мяукает… Как  кто?

(Кошка.) 

Собака и верблюд  — оба животные, у них два  глаза и два уха, отличия –  у верблюда длинная шея, он горбатый. У кошки и собаки два уха, два глаза, лапы, маленькие хвосты, оба пушистые; отличия – кошка мяукает, собака лает, кошка ловит мышей, а собака нет.)

Творческое  задание. Составление загадок. Алгоритмы.

«Что такое  же у другого объекта»?

1. Выбрать объект.

2. Определить его признаки.

3. К каждому  признаку подобрать объект, у которого он явно выражен.

4. Составить  текст загадки. 

«Что делает так же»?

1. Выбрать объект.

2. Определить  его действие.

3. Выбрать другие  объекты, у которых это действие ярко выражено.

4. Составить текст загадки. 

1. Выбрать два  объекта.

2. Определить их сходства и различия.

3. Составить  текст загадки (описание объекта  через общие с другим объектом  характеристики). 

Информация о работе Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр