Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:50, лекция

Описание работы

Особое значение в развитии творческих способностей принадлежит дошкольному возрасту. Освоение детьми окружающей действительности является творческим процессом. Усваивая общественный опыт (способы действий с вещами, стратегии мышления, речь), дошкольник преломляет его через своё понимание мира, пропускает через свой собственный опыт, который неповторим и уникален

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Развитие  творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр 

Особое значение в развитии творческих способностей принадлежит дошкольному возрасту. Освоение детьми окружающей действительности является творческим процессом. Усваивая общественный опыт (способы действий с вещами, стратегии мышления, речь), дошкольник преломляет его через своё понимание мира, пропускает через свой собственный опыт, который неповторим и уникален. В процессе решения новых, необычных для ребёнка задач добывается материал, на основе которого будут создаваться новые замыслы, идеи, а также способы их реализации. 

Занятие 1

Цель: развивать творческое мышление и воображение, учить составлять описательные тексты.

Материал: стихотворение И. Пивоваровой «Жил да был», бумага, карандаши или краски.

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка. Опиши, как выглядит:

твоя мама (длинные  волосы, голубые глаза, всегда улыбается  и т.д.);

твой друг (короткая стрижка, рубашка в клеточку, веснушки и др.);

твоя любимая  игрушка (заводная, ходит и ножками шевелит).

Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Жил да был».

Жил да был

Очень страшный

Жил да был

Полосатый,

Волосатый,

И усатый,

И носатый,

И кудлатый, 

И пузатый,

И рукатый,

И ногатый…

Ой, ребята,

Очень страшно,

Ой, ребята,

Я дрожу!

Ой, ребята,

Лучше завтра

Про него вам

Расскажу! 

Вопросы и задания детям.

Кто такой Жил  да был? (Страшное чудовище.) Как он выглядит? Почему он страшный? (Потому что грязный, неумытый, невоспитанный.)

Где он живёт? (В  берлоге или в пещере.) Любит  ли ходить на прогулки? (Когда выходит, все его боятся.) Есть ли у него друзья? (Нет, с таким страшным никто дружить не хочет.)

Творческое задание. Нарисуйте доброго Жил да была, грустного Жил да была, весёлого Жил да была и т.д. и расскажите о них. 

Занятие 2

Цель: развивать творческое мышление и воображение, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Материал: стихотворение И. Махониной «Керу-Меру», бумага, краски или цветные карандаши.

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка.

Опиши, как выглядит:

человек, идущий по улице под дождём;

ребёнок, получивший в подарок игрушку, о которой давно мечтал.

Чтение стихотворения  И. Махониной «Керу-Меру».

Жил зубастый Керу-Меру,

Керу-Меру.

Вместо вафель грыз фанеру

Керу-Меру.

И скрипел он, и визжал

Керу-Меру,

Разговаривать мешал

Керу-Меру!

Раз пробрался  в детский сад

Керу-Меру,

Напугал там  всех ребят

Керу-Меру:

Нос отгрыз у  Буратино

Керу-Меру,

Слопал раму от картины

Керу-Меру!

Хором плачут малыши:

— Все обгрыз карандаши

Керу-Меру…

Табуретку съел и стол

Керу-Меру,

И на улицу пошёл

Керу-Меру.

Весь раздулся точно шар

Керу-Меру,

Заскрипел и  завизжал

Керу-Меру!

Чтоб в таком  плачевном виде

Здесь его никто  не видел,

Срочно вызвана  резинка

И…исправлена  картинка!

Керу-Меру мы не знаем,

За него не отвечаем!

Никакого нету тут

Керу-Меру… 

Вопросы и задания.

Кто такой Керу-Меру? (Злое существо.) Опишите его. (Грязный, лохматый, непослушный, плохо себя ведёт, не хочет учить буквы, ни с кем  не дружит.) Как вы думаете, почему он стал таким? (В школу не ходил, в  детский сад не ходил, его не воспитывали, жил без родителей, плохо себя вёл.) Что нужно сделать, чтобы превратить злого Керу-Меру в доброго? (Дать ему конфетку, шоколадку, игрушку, умыть, пригласить в гости, заштопать одежду, купить обновки.) Как выглядит добрый Керу-Меру? (Красивый, хороший, послушный, опрятный, причёсанный, одежда жёлтого, синего и голубого цветов, оранжевые ботинки).

Творческое  задание. Нарисуйте доброго Керу-Меру и расскажите о нем. 

Занятие 3

Цель: развивать творческое мышление и воображение в процессе работы над расширением активного словаря.

Материал: загадки, стихотворение И. Пивоваровой «Тихое и звонкое».

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка.

Загадки. 

Золотой ушёл, а  серебряный пришёл.

(Солнце и  месяц.)

(В нашем исследовании  на эту загадку дети вначале  ответили, что это осень и зима.) 

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули утром  – нет ничего.

(Звёзды на  небе.) 

Серебряные нити

Сшивают землю  и небо.

(Дождь.) 

Чтение стихотворения  И. Пивоваровой «Тихое и Звонкое».

А знаешь, к нам,

А знаешь, к нам

Приходит в  дом

По вечерам

Что-то очень

Тихое!

И хочешь — верь,

А хочешь нет, —

Закроет дверь,

Потушит свет

И мне прикажет

Не играть,

А только тихо

Лечь в кровать.

Вот такое Тихое!

А знаешь, к нам,

А знаешь, к нам

Приходит в  гости

По утрам

Что-то

Очень

Звонкое!

Оно врывается

В окно,

Свистит оно,

Поёт оно

И мне приказывает:

— Пой! –

И солнце вводит за собой.

Вот какое Звонкое! 

Вопросы и задания.

О чём рассказывается в этом стихотворении? (О дне и  ночи. Ночь приказывает спать, а день вставать.)

Что (кто) приходит в гости по утрам и вечерам? Почему вечером тихое, а утром звонкое? Что это может быть? (Вечером приходят мама, папа, дедушка, сказочное существо Дрёма. Оно в синей шапке, синих штанах, в жилетке, глаза голубые, под цвет шапки. Оно тихое, влетает в окно и ходит на цыпочках. Утром ветер врывается в окно и свистит, ещё дождь может стучать по крыше, птички утром поют. Приходит утренний человечек. У него есть свисток, ботинки оранжевые с колокольчиком, шапка зелёная, кофта розовая. Он весёлый, как клоун. Детей будит.)

Творческое задание. Расскажите, что (кто) приходит в гости к вам утром, вечером, по выходным, по праздникам, когда вы болеете?

(На праздник  приходит Дед Мороз, Снегурочка, гости, во время болезни –  друзья, доктор Айболит, по выходным  – тоже гости, друзья, ещё приходит настроение, по праздникам – веселое, когда болеем – грустное и др.) 
 
 

Занятие 4

Цель: учить устанавливать ассоциативные связи между предметами, развивать творческое мышление, воображение в процессе составления рассказов.

Материал: стихотворение И. Пивоваровой «Мой приятель – зелёный лесок».

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка.

Игра «Кто с  кем дружит?». Например, лампа дружит с абажуром, ручка — с бумагой, кассета — с магнитофоном и  т.д.

Фотография —  с фотоаппаратом.

Одеяло —  с подушкой, с кроватью, с человеком, который спит.

Книга — с  ребёнком, с письменным столом, со шкафом.

Часы — со стенкой, на которой они висят, с  рукой.

Речка — с лесом, с берегом, с рыбками.

Кошка — с  котом, с мышкой.

Самолёт — с  небом, с пилотом, который сидит  в кабине.

Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Мой приятель – зелёный лесок».

Ах, как жалко, что с этим зелёным

Леском

Раньше был  я совсем

Не знаком!

Мы сегодня  всё утро

Гуляли вдвоём

С этим славным  зелёным

Леском.

И глядели мы в пруд,

Где кувшинки цвели,

И под солнышком  грелись

Вдвоём…

Но остался  мой новый приятель

Вдали,

Мы простились

С зелёным

Леском. 

Вопросы и задания.

Почему автор  стихотворения называет лес леском? (Потому что он маленький.)

Понравилось ли мальчику в лесу? Почему вы так думаете? (Мальчику понравилось смотреть на кувшинки и греться под солнышком.)

Почему лес  стал мальчику другом? (Потому что он хорошо встретил мальчика, показал  ему то, что у него есть, мальчик хорошо отдохнул.)

Творческое  задание. Представь, что это ты гуляешь по лесу. Опиши, что ты видишь, чувствуешь, какая погода, какие деревья растут и т.д. Нарисуй зеленый лесок, как ты его себе представляешь. 

Занятие 5

Цель: развивать творческое мышление и воображение посредством заданий по нахождению способов использования предмета в несвойственной ему функции и заданий на описание предмета.

Материал: стихотворение Э. Мошковской «Какие бывают подарки».

Ход занятия

Интеллектуальная  разминка.

Что можно делать с :

— книгой (читать, рассматривать картинки);

— карандашом (писать, рисовать, использовать вместо указки);

— целлофановым пакетом (ходить за покупками, постелить, чтобы сесть, складывать игрушки, упаковать  подарок, прыгать на соревнованиях, сделать игрушечный парашют и  привязать к нему человечка);

— фантиком от конфеты (положить в него что-нибудь, чтобы кого-нибудь разыграть, вырезать сердечко, звезду, сделать поделку, ковёр-самолет для игрушечного человечка). 
 

Работа со стихотворением Э. Мошковской «Какие бывают подарки».

В подарок можно  дудеть.

Подарок можно  надеть.

Подарок можно  есть.

Мне шоколадка нравится:

Можно подарок  съесть,

Золотая бумажка  останется.

Подарок может  взлететь,

В клетке сидеть и петь.

Подарок может  ползти,

Плыть, плавником  грести.

Но каждый, наверное, хочет

Подарок,

Который ходит!

Который хвостом  виляет!

И лает…

Каждый желает. 

Вопросы и задания.

Когда людям  дарят подарки? (На День рождения, Новый  год, 8 Марта, День защитников отечества.) Что дарили вам на День рождения, Новый год, другие праздники? («Больничку», «Парикмахерскую», куклу, одежду, бельё, игрушечного тигра). Какой подарок из тех, которые вы когда-либо получали, вам понравился больше всего? Почему? (Кукла Барби – красивая, солдатики – давно о них мечтал, конструктор – можно строить). Какой подарок мечтает получить мальчик? Как вы об этом догадались? (Собаку, по словам «ходит, хвостом виляет и лает».) О каких ещё подарках идёт речь в стихотворении? (Дудка, саксофон, труба, шапка, куртка, штаны, свитер, колготки, торт, конфеты, шоколадка, попугай, канарейка, рыбка аквариумная и др.).

Информация о работе Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством языковых игр