Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа
Цель исследования - определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей.
Предмет исследования - театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза - если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Введение
Глава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии
1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»
1.1.1.Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте
1.1.2.Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства
1.2.Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
1.3.Диагностика творческих способностей и роль влияния на музыкальные способности
Глава II Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего возраста
2.1.Творческие игры как вид театрализованной деятельности
2.2.Содержание и сравнительная характеристика некоторых программ по музыкально-театральному воспитанию дошкольников
2.2.1.Анализ программы М.А.Васильевой «Развитие индивидуально - творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства»
2.2.2Роль воспитателя в организации музыкально- театрализованной деятельности дошкольника
2.3.Разнстороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Глава III Опытно-экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на формирование творческих способностей
3.1.Констатирующий эксперимент
3.2.Формирующий эксперимент
3.3.Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уко-лоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На-пример, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель-ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото-рые ста-вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при кото-ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объ-ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:
- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей - и т.д.
Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала, может быть, ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест-венных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон-фету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.
Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.
Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы-работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре-бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) тол-стый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять лю-бую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти та-кой объ-ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по-следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про-тиворе-чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).
Приложение .
Системность мышления
Игра "Теремок"
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка-стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле-дующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если ска-жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре-бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру-мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
"Собери фигурки"
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи-гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав-лива-ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло-жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар-тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред-меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
"Нелепицы"
Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар-тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
Приложение1.
Аня Е.1)Музыку прослушала
до конца.2)Умеет узнавать знакомую
мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;
пляска,полька,марш-песня).4)
Лена Б.1)Музыку прослушала
до конца.2)Умеет узнавать знакомую
мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;
пляска,полька,марш-песня).4)
Даша К.1)Музыку прослушала
до конца.2)Умеет узнавать знакомую
мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Вова К.1)Музыку прослушал
до конца.2)Умеет узнавать знакомую
мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Лёша Л.1)Музыку прослушал
до конца.2)Умеет узнавать знакомую
мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Вова Л.1)Музыку прослушал
до конца.2)Умеет узнавать знакомую
мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Максим М.1)Музыку прослушал
до конца.2)Умеет узнавать знакомую
мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Настя Н. 1)Музыку прослушала
до конца.2)Умеет узнавать знакомую
мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Валерия С. 1)Музыку прослушала
до конца.2)Умеет узнавать знакомую
мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Наташа Х. 1)Музыку
прослушала до конца.2)Умеет узнавать
знакомую мелодию по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Таблица 1
Компоненты развития музыкальных способностей детей
дошкольного возраста и критерии их оценки
Компоненты музыкальных способностей | Критерии оценки компонентов музыкальных способностей | |
I. Музыкальный слух. | 1. Чистое интонирование
мелодической линии, чувство 2. Владение широким диапазоном голоса. 3. Слуховое внимание. |
|
II. Музыкальная память. | 1. Запоминание, узнавание
и воспроизведение музыкального
материала.
2. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться. |
|
III. Чувство ритма. | 1.Точность, четкость передачи ритмического рисунка. | |
IV. Музыкальное движение. | 1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер того или иного образа. | |
V. Творческие навыки. | 1. Умение сочинить
мелодию, ритмический рисунок.
2. Умение образно
мыслить и передавать свои
чувства в разных видах |
|
Таблица 2
Уровни развития компонентов
музыкальных способностей
Компонент | Уровни | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||
-чистое интонирова-ние
мел. линии;
-слуховое внимание; -широкий диапазон голоса не менее (6-7 звуков). |
-правильное инто-нирование
отдель-ных отрывков ;
-улучшение после повторного показа; -небольшой диапа-зон голоса (4 звука); -слуховое внимание отрывочное. |
-не чистое интони-рование
;
-отсутствие диапа-зона голоса; -нет слухового внимания. |
||
2.Чувство ритма. | -четкая точная пере-дача ритмического рисунка. | -передача отдель-ных
элементов рит
мического рис.; -улучшение пока-зателей после пов-торного показа. |
-нет точности пе-редачи
ритмичес-кого рисунка;
-нет улучшений показателей после повт. показа. |
|
3. Музыкальная память. | -быстрое запомина-ние,
узнавание, вос-произведение -наличие муз. "бага-жа" памяти. |
-неточное запоми-нание
и воспроиз-ведение муз. мате- -небольшой запас муз. "багажа" памяти. |
-несформирован-ность
навыков запоминания, вос- -отсутствие муз. "багажа" памяти. |
|
4.Музыкальное движение. | -большой запас
тан-цевальных движен.;
умение передать ими характер образа. |
-ограниченный за-пас
танц. движ.;
неумение передать характер образа. |
-отсутствие запаса танцевальных дви-жений. | |
5. Творческие навыки. | -умение досочинить мелодию, ритмичес-кий рисунок. | -неуверенность в
сочинении мело-дии, |
-отсутствие навы-ка сочинения мелодии, ритмич. рисунка. | |