Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа
Цель исследования - определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей.
Предмет исследования - театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза - если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Введение
Глава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии
1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»
1.1.1.Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте
1.1.2.Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства
1.2.Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
1.3.Диагностика творческих способностей и роль влияния на музыкальные способности
Глава II Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего возраста
2.1.Творческие игры как вид театрализованной деятельности
2.2.Содержание и сравнительная характеристика некоторых программ по музыкально-театральному воспитанию дошкольников
2.2.1.Анализ программы М.А.Васильевой «Развитие индивидуально - творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства»
2.2.2Роль воспитателя в организации музыкально- театрализованной деятельности дошкольника
2.3.Разнстороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Глава III Опытно-экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на формирование творческих способностей
3.1.Констатирующий эксперимент
3.2.Формирующий эксперимент
3.3.Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
3.3.Контрольный эксперимент
На этом этапе используются те же диагностические методики,что и в констатирующем эксперименте,чтобы сопоставить результаты обследования исспытуемых или условий их музыкального развития.На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.
Цель:
Задание№1
1)Прослушать музыку П.И.Чайковского «Подснежник».
Детям дана прослушать
музыку П.И.Чайковского «Подснежник».
Задание№2
1)Прослушать музыку Г.Свиридова «Тройка»
Детям дана прослушать музыку Г.Свиридов «Тройка». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и проиграть на музыкальном ин струменте,с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. Спластикой справились все десять человек.
Задание№3
1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой «О чем плачет дождик»
Детям дана прослушать музыка Е.Тиличеевой «О чем плачет дождик». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и прохлопать, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.
Задание№4
1)Прослушать музыку Э.Григ "Кобольд".
Детям дана прослушать музыка Э.Григ «Кобольд». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.
Задание№5
1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой «Котик и козлик»
Детям дана прослушать музыку Е.Тиличеевой «Котик и козлик». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема челове-ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста-новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст-вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст-венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече-ством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече-ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко-торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже-ние конечной цели. И в данной работе мы, на основе изуче-ния лите-ратуры по данной теме, попытались определить основные направле-ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор-ческих способностей как творческое мышление и воображение в до-школьном возрасте. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей,чем-либо,взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На взгляд,необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности.
Список литературы
«Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой - М.: 1998
Баринова М.Н. О развитии творческих способностей - Л:1961;
Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984
Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
Богат В., Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси-холо-гии. - 1990 №4. стр. 5-9.
Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981
Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
Годфруа Ж., Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.
Дьяченко О.М., Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспита-ние. - 1967 №12. стр. 73-75.
Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси-хологии. - 1993 №2. стр. 54-58.
Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.
Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг-ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
Левин В.А., Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. - М, 1982
Мурашковская И.Н., Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.
Нестеренко А. А., Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство рос-товского университета. - 1993. 32 стр.
Никитин Б., Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
Никитин Б., Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвар-дия, 1989. стр. 255-299.
Палашна Т.Н., Развитие воображения в русской народной педагогике. - До-школьное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.
Паскаль., Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
Полуянов Д., Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.
Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До-школь-ное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
Халабузарь П., Методика музыкльного воспитания - М., 1989
Шустерман М.Н., "Поваренная" книга воспи-тателя. - Норильск, 1994. 50стр.
Приложение.
Сценарий сказки “Кто сказал “ Мяу”?
(Для детей старшей группы).
Цель:познакомить
со сказкой В.Сутеева "Kто сказал
"мяу"?";учить отвечать на вопросы
по содержанию сказки;сформировать представления
детей о животном мире и местах
обитания животных;развивать
Музыкальный репертуар: В.Шаинского.
Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух, Лягушка, Пчела.
(В центре зала стоит домик с окном. На полу возле дома лежит коврик.)
Ведущий:
Жил в домике Щенок
Веселый, озорной.
Он поиграть бы мог
С тобою и со мной.
Он лаял очень звонко,
Нисколько не скучал
И мамочку родную
Совсем не огорчал.
(Появляется Щенок с мамой Песенка Щенка Муз.В.Шаинского)
Щенок:
Гав, гав, гав! Давайте же будем
Вместе весело играть.
Вместе бегать, вместе прыгать.
Кто же будет начинать?
(Танец Щенка с мамой Муз.В.Шаинского ).
Вед:
Наш Щенок был очень весел,
Очень боек, очень скор,
Но устал. И вот, зевая,
Спать улегся на ковер.
(Мама укладывает Щенка спать. Он сворачивается клубочком на коврике возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку).
Кошка:
Спать улегся без обеда…
Разбужу-ка я соседа.
Погоди-ка милый мой,
Пошучу я над Тобой
Мяу-мяу! (убегает).
Щенок: (просыпается)
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Кто поспать Щенку не дал?
Вед:
Выглянул во двор Щенок,
Видит: Петя-Петушок.
В красных новеньких сапожках
Учит всех играть на ложках.
Петушок:
Ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку!
Научить я всех могу.
(Игра на ложках).
Щенок:
“Мяу!” Ты сейчас сказал?
Ты поспать Щенку не дал?
Петушок:
Я кричу: Ку-ка-ре-ку!
По-другому не могу. (Уходит).
Вед:
Загрустил совсем Щеночек
Поскорей узнать он хочет.
Кто же “мяу!” говорит,
И подальше прочь бежит.
(Щенок через окно выпрыгивает во двор. За его спиной выглядывает Кошка, мяукает, и прячется. Раздается “Мяу”)
Щенок:
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Кто поспать Щенку не дал?
Лягушка:
Я зелененькое брюшко,
Пучеглазая Лягушка.
Всем кто спросит без труда,
Отвечаю: Ква-ква-ква! (убегает).
Ведущий: