Развитие психики в филогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология. Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии.
В самом деле, для того, чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как, например: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? -- или: как развивалась и усложнялась психика?

Содержание

Введение.
1. Появление и развитие форм психологического отражения у животных.
2. Развитие форм отражения действительности. Развитие психики в психологии: тропизмы, инстинкты, научение, интеллектуальное поведение животных.
3. Возникновение сознание человека. Сознание и бессознательное.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Готовая Контрольная работа по психологии..doc

— 248.80 Кб (Скачать)

обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что

ему является. У него в голове всплывают события прошлого, в чем-то схожие с

наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы,

оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос:

откуда все это? Может быть из бессознательного, а может быть, из глубин

сознательного. Разбираясь во всем этом, приходим к пониманию объемности

сознания, наличию у него своих механизмов. Этим бессознательное

отодвигается еще дальше и возникает вопрос об условной границе, отделяющей

сознательное от бессознательного.

К сфере сознания следует отнести всю психику, поскольку она поддается

контролю человеческого «Я», а ее продукты

осознаются. В познавательном отношении к сознанию относятся все

познавательные процессы и их продукты, непосредственно осознаются

человеческим «Я» в тот или иной момент времени.

       На протяжении длительной эволюции органического мира -  от  амебы  до

человека  -  физиологические  механизмы  поведения  непрерывно  усложнялись,

дифференцировались,  становясь  благодаря  этому   все   более   гибкими   и

оперативными.

Естественный путь развития человек проходит в сравнительно короткий срок, в

основном в период младенчества, когда путем созревания наследственно

заданных структур, в процессе их функционирования и построения новых систем

образуются механизмы всех форм психики в их элементарном виде. На этой базе

в дальнейшем, на протяжении всей жизни осуществляете социальное развитие

психики, которое носит чрезвычайно многообразный и сложный характер. В

результате происходят пре образования психических форм естественного

развития, и в то же время создаются эффекты социального воздействия --

психические новообразования разного уровня и сложности. 

                             Понятие сознания. 
 

       Сознание человека возникло и развивалось в  общественный  период  его

существования, и история  становления  сознания  не  выходит,  вероятно,  за

рамки тех нескольких десятков  тысяч  лет,  которые  мы  относим  к  истории

человеческого  общества.   Главным   условием   возникновения   и   развития

человеческого  сознания  является  совместная  продуктивная   опосредованная

речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая  требует

кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом.  Она  предполагает

создание такого продукта, который всеми участниками совместной  деятельности

сознается как цель их сотрудничества.

       Особо важное  значение  для  развития  человеческого  сознания  имеет

продуктивный,  творческий  характер  человеческой   деятельности.   Сознание

предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого  себя,

своих  ощущений,   образов,   представлений   и   чувств.   Образы,   мысли,

представления  и  чувства  людей  материально  воплощаются  в  предметах  их

творческого труда и при последующем восприятии  этих  предметов  именно  как

воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

       Сознание образует высший  уровень  психики,  свойственный  человеку,.

Сознание есть высшая интегрирующая  форма  психики,  результат  общественно-

исторических условий формирования  человека  в  трудовой  деятельности,  при

постоянном общении (с  помощью  языка)  с  другими  людьми.  В  этом  смысле

сознание есть  «общественный  продукт»,  сознание  есть  не  что  иное,  как

осознанное бытие.

       Какова  же  структура   сознания,   его   важнейшие   психологические

характеристики?

       Первая его характеристика дана уже  в  самом  его  наименовании:  со-

знание, т.е.  совокупность  знаний  об  окружающем  нас  мире.  В  структуру

сознания,  таким  образом,  входят  важнейшие  познавательные  процессы,   с

помощью  которых  человек  постоянно  обогащает  свои   знания.   Нарушение,

расстройство,  не  говоря  уже  о  полном  распаде  любого  из   психических

познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

       Вторая  характеристика  сознания  --  закрепленное  в  нем  отчетливое

различение субъекта и объекта, т.е. того, что  принадлежит  «я»  человека  и

его «не-я». Человек, впервые в истории органического  мира  выделившийся  из

него  и  противопоставивший  себя  ему,  сохраняет  в  своем  сознании   это

противопоставление  и  различие.  Он  -  единственный  среди  живых  существ

способен осуществлять самопознание, т.е. обратить  психическую  деятельность

на исследование самого  себя:  человек  производит  сознательную  самооценку

своих поступков и себя самого в целом.  Отделение  «я»  от  «не-я»  -  путь,

который  проходит  каждый  человек  в  детстве,  осуществляется  в  процессе

формирования самосознания человека.

       Третья   характеристика   сознания   --   обеспечение   целеполагающей

деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности,  человек  ставит

перед собой те или иные  цели.  При  этом  складываются  и  взвешиваются  ее

мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения  действий  и вносятся в него необходимые коррективы  и  т.д.  Невозможность  осуществлять

целеполагающую деятельность, ее координацию и  направленность  в  результате

болезни  или  по  каким-то  иным  причинам  рассматриваются  как   нарушение

сознания.

       Наконец, четвертая характеристика сознания  -  наличие  эмоциональных

оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других  случаях,

патология  помогает  лучше  понять  сущность   нормального   сознания.   При

некоторых   душевных   заболеваниях   нарушение   сознания   характеризуется

расстройством именно в сфере чувств и  отношений:  больной  ненавидит  мать,

которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

       Что же касается философских характеристик  сознания,  то  сознание  в

современной  трактовке  -  это  способность  направлять  свое  внимание   на

предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться  на  тех  состояниях

внутреннего духовного  опыта,  которые  сопровождают  это  внимание;  особое

состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

       М.К.Мамардашвили, советский философ, гуманист определял сознание  как

светящуюся  точку,  какой-то  таинственный  центр  перспективы,  в   котором

мгновенно приводятся в  связь,  в  соотнесение  то,  что  я  увидел,  что  я

почувствовал, что я пережил, что я подумал. В своей работе  «Как  я  понимаю

философию» он пишет: «Сознание - это прежде всего сознание иного.  Но  не  в

том смысле, что человек остранен  от  привычного  ему,  обыденного  мира,  в

котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как  бы  глазами

другого мира,  и  он  начинает  казаться  ему  непривычным,  не  само  собой

разумеющимся.  Это  и  есть  сознание  как   свидетельство.   То   есть,   я

подчеркиваю,  во-первых,  что  есть  сознание  и,  во-вторых,   что   термин

«сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека  с

иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».

      Однако философы всегда искали связь сознания с космическим  идеальным.

Они обратили внимание на то, что в сознание  прорывается  нечто  такое,  что

лежит где-то в  его  глубине  или  же  за  его  пределами.  У  многих  людей

возникают предчувствия, которые значительно опережают  реальные  восприятия.

Многие чувствуют опасность в условиях, когда казалось  бы  ничто  о  ней  не

напоминает.  Более  сложный  пример  связан  с  тем,   что   человек   часто

прислушивается к  внутреннему  голосу  и  действует  в  соответствии  с  его

советом, не зная, кому этот  голос  принадлежит.  Глубоко  религиозные  люди

часто  отождествляют  его  с  голосом  Бога,  Христа,  ангелов.  Порой   они

сомневаются, чей это голос: Бога или дьявола.

      Конечно, в любой момент работы сознания в нем есть нечто  осознаваемое

и неосознаваемое. Осознавать сразу все  невозможно.  При  сосредоточении  на

одном упускается из поля внутреннего  внимания  многое  другое.  А  процессы

идут во всем сознании. Будучи целостностью, сознание влияет на  осознаваемое

посредством тех процессов, которые не осознаются. И  все  же  неосознаваемое

существует в сознании, и это проверяется путем  перемены  внимания.  В  поле

внимания  могут  быть  взяты  те  моменты  сознания,  которые  до  этого  не

осознавались. Итак, осознаваемое и неосознаваемое постоянно переплетаются  в

сознании, и движение мысли связано с существованием этой  соотносительности.

Все это как будто бы не выводит нас за пределы тезиса  тех  ученых,  которые

отрицают связь сознания с космосом как некую мистику.

      И все же философы заметили, что неосознаваемое,  в  определенной  мере

присущее  самому  сознанию,  выходит  за   рамки   сознания.   Так,   Платон

Информация о работе Развитие психики в филогенезе