Развитие психики в филогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология. Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии.
В самом деле, для того, чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как, например: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? -- или: как развивалась и усложнялась психика?

Содержание

Введение.
1. Появление и развитие форм психологического отражения у животных.
2. Развитие форм отражения действительности. Развитие психики в психологии: тропизмы, инстинкты, научение, интеллектуальное поведение животных.
3. Возникновение сознание человека. Сознание и бессознательное.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Готовая Контрольная работа по психологии..doc

— 248.80 Кб (Скачать)

Развитие психики в филогенезе 
 
 

Содержание: 

Введение. 

1. Появление и развитие форм психологического отражения у животных. 

2. Развитие форм отражения действительности. Развитие психики в психологии: тропизмы, инстинкты, научение, интеллектуальное поведение животных. 

3. Возникновение сознание человека. Сознание и бессознательное. 

Заключение.  

Список литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:  

Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология. Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии.

В самом деле, для того, чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как, например: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? -- или: как развивалась и усложнялась психика?

Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу об ее объективном критерии.

Очевидно, что, обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем, что чувствует (переживает, ощущает) дождевой червь или муравей. Тем более немыслимо ставить такой вопрос в отношении каких-то существ, которые жили в далеком биологическом прошлом. Единственный путь здесь -- найти объективный критерий психики, т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.  
 
 
 
 

1. Появление и развитие форм психологического отражения у животных. 

Развитие - это движение от простых форм и структур до высших и более сложных.

Развитие жизни, например, это не водоворот событий, а последовательный процесс, движение от простейших до все более сложных форм, связанный с усложнением связей, строения материальных систем.

Процесс развития природы нельзя представить в виде прямой линии. В своем развитии она, как говорил А. И. Герцен, что "бросается в разные стороны и никогда не идет правильным маршем вперед". Это и предопределило все многообразие форм существования материальных тел и явлений. Так, например, развитие органической материи пошел тысячами направлений и дал большое богатство видов растительного и животного мира. Эволюция человека - лишь одна из линий развития органического мира.

Ученые материалистичного направления рассматривают психику человека как свойство высокоорганизованная материи, которая является продуктом длительного (миллионы лет) эволюции. Возникновение и развитие психики связаны с возникновением и развитием органической природы. Развитие живой природы, развитие психики идут от элементарных, простейших форм до высших проявлений у человека логического мышления, сознания.

История развития психики человека имела предысторию, связанную с биологической эволюцией живых организмов.

Ч. Дарвин раскрыл основные пути развития природы, ее закономерности. Однако анализируя проблему возникновения человека, он не смог выяснить движущие факторы развития, под воздействием которых животный предок человека превратился в мыслящие существо. Он предполагал, что человек возник по биологическим законам естественного отбора, но не смог подняться до понимания ведущей роли общественного производства, которое создает новые, отличные от биологических, социльноисторические законы развития.

Для понимания того, как возникла психика человека, его сознание, необходимо рассмотреть, как она зарождалась в процессе эволюции живых форм качестве течение многих миллионов лет развивалась от остейших, элементарных форм в высшие.

Исследуя природу материи, ученые рассматривают различные формы ее движения, поскольку движение есть способ существования материи, ее внутренним свойством. Неподвижной материи не существует вообще. В состоянии движения, изменения и развития находится во Вселенной вся органическая и неорганическая природа.

Всем видам материи, начиная с неживой, неорганической и заканчивая высшей сложной материей - человеческим мозгом, присущая качество отображения, то есть способность реагировать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности реагировать на внешние воздействия в соответствии с характера воздействия и формы существования материи. Высшей формой отражения является психическое отображение, а высшей формой психического отражения - сознание.

Такая точка зрения возникла не сразу.

Можно выделить несколько подходов к решению проблемы возникновения психики:

- антропопсихизм , в основе которого лежит мысль, которая идет еще от Декарта и поддерживается некоторыми учеными и сегодня, о том, что психика присуща только человеку;

Панпсихизм "Ж. Робине, Г. Фехнера и др., которые считали психику свойством любой материи;» "биопсихизм" - признание психики как свойства только живой материи (Т. Гоббс, В. Вундт, Э. Геккель и др. );

- концепцию "нейропсихизму", выдвинутую Ч. Дарвина и Г. Спенсера, которая получила наибольшее распространение в современной физиологии и психологии. За ней, психика присуща не будь-либо материи вообще, а лишь организмам, имеющие нервную систему.

В неживой природы отображения может оказаться в форме механической, физического или химического взаимодействия тел или веществ (волна и камень, солнечный луч и поверхность воды, озон после грозы и т.п.).

С появлением жизни на Земле живая материя приобретает особых свойств. Общим свойством всех живых организмов является раздражение - способность реагировать на внешние воздействия среды определёнными биологическими процессами. Раздражение является необходимым условием обмена веществ между организмом и средой. Это биологическая форма отображения. Рассмотрим, как она проявляется.

Животное отвечает активностью (внешней и внутренней) на прямые воздействия, которые сами по себе позитивно или негативно сказываются на организме. Так, например, питательные вещества, растворенные в воде, вызывают у инфузории процесс ассимиляции, т.е. усвоение их. Прикосновение инородного тела до оболочки амебы вызывает процесс захвата (независимо от свойств этого тела).

Таким образом, с возникновением жизни отражение становится качественно иным. В неживой природы объект остается пассивным относительно воздействий, а в живой природе существа проявляют активность, они избирательно реагируют на воздействия вследствие способности к саморегуляции.

В последнее время появляются публикации о том, что растениям присущи сложные формы реагирования на внешние воздействия. Элементарные движения растений называются тропизмами (подсолнух поворачивается за солнцем; Мимоза сворачивается от соприкосновения; росянка, словив в плен насекомых, закрывает лепестки цветка и т.п.).

Описываются и сложные проявления реагирования растений. Известно, что с помощью электродов, прикрепленных к растениям, можно определить их биоэлектрической активности. Если рядом с растением, к которому прикреплена электроды, сломать другую, то фиксируется увеличение биоелектрического потенциала. Более того, возвращение к столу с растениями того, кто нарушил эту дощечку, вновь вызывает такую же реакцию, будто растение "узнает" его. Аналогичную реакцию наблюдали в растения, когда рядом с ней опускали в кипящую креветку. Подобные явления свидетельствуют о сложности форм проявления отображения. Впрочем, они требуют экспериментального массового подтверждение.

Раздражительность является основой появления более высокого уровня отображения - психического.

Психическое отражение возникает на определенном этапе развития животного мира в форме чувствительности, т.е. способности ощущать.

Чувствительность проявляется в реагировании на такие воздействия среды, от которых непосредственно жизни организма не зависит, но которые являются биологически значимыми. Например, вибрация паутины, обусловленная попаданием в нее насекомые, прямо не касается потребностей паука, однако она является для него сигналом о наличии поблизости пищи. Легкое топот для лягушки само по себе не поддерживает ее жизнь и не шкидлы ное для него, но оно сигнализирует о наличии пищи или опасности. Роль сигнала могут выполнять звуки, запахи, цвета и другие качества объектов и их сочетание.

Возникновение у животного способности различать отдельные раздражители, которые играют Сигнальную роль в приспособлении ее к внешнему среды, является началом развития психики.

Благодаря способности отражать хотя бы элементарные связи между подразникамы вырабатывается механизм предсказания ожидаемого события. Это обеспечивает возможность приготовиться к отображению воздействия, который должен состояться (випереджувальне отображения). Например, насекомые за запахом, звуком находят пищу, особей противоположного пола; звуки и запахи является для них сигналом опасности и т.д.

Итак, психика выполняет Сигнальную функцию в приспособлении животных к внешней среде.

Появление и развитие чувствительности - нового уровня видображувальнои Деятельности - неразрывно связанные с усложнением образа жизни животных и развитием у них нервной системы, органов чувств и органов движения. Совершенствование телесной организации животных под влиянием образа их жизни происходило в двух противоположных направлениях: во-первых, в сторону Все большей специализации органов чувств (зрительного, слухового, ню хового, смакового т.д.) и органов движения (ног, крыльев), во-вторых, в сторону Централизации нервной системы - от сетчатой (Медуза), узловой (черви, насекомые) до нервной системы позвоночных. У позвоночных все активнее развиваются головной мозг и его высший отдел - кора головного мозга. Увеличение объема и роли коры головного мозга называется кортикализациею. Чем большего развития достигает нервная система и мозг животного, тем выше уровень ее психики.

Весь длительный процесс психического развития состоит из двух качественно отличных периодов:  

- Развития психики у животных, который подчиняется законам наследственности,

изменчивости и естественного отбора;  

- Развития психики - сознания - у человека, который определяется общественно-историческими закономерностями.  

А. Н. Леонтьев в книге "Проблемы развития психики" предложил гипотезу о стадии и уровни развития психики. Позже оно было уточнено на основе новейших зоопсихологичних данных и развиты в трудах К. Фабри .

Стадия и уровень психического отражения, его характеристика особенности поведения, соответствующих данной стадии и уровню Виды живых существ, которые находятся на этом уровне новые условия. Создание и использование примитивных орудий. Способность к познанию окружающей среды независимо от имеющихся биологических потребностей. Видение и учета причинно-следственных связей между явлениями.

В процессе биологической эволюции животных выделяют (А. Н. Леонтьев) три качественно отличные стадии развития психики:  

- Элементарной чувствительности - сенсорная;

- Предметного восприятия - перцептивные;

- Простейшей интеллектуальной поведения.

- На стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует лишь на  

отдельные воздействия свойств предметов внешнего мира, которые имеют для нее определенное биологическое значение, т.е. от которых зависит реализация основных биологических функций животных. Отражение действительности на этом этапе представлено в форме элементарных ощущений. Сенсорное отражение наблюдается у животных с сетчатой и узловая нервными системами. Они выделяют из среды отдельные свойства: вибрацию, звуки, запахи, цвета, которые имеют для животных видображувальне аналитическое сигнальное значение и ориентируют во внешнем мире (гусеница сворачивается в ответ на прикосновение; пчела летит на цветы по запаху). Осязание и запах сигнализируют о других жизненно важные воздействия.

 

На перцептивные стадии психического отражения находятся все млекопитающие, имеющие достаточно развит головной мозг. Его видображальна функция богаче, а регулятивна - досконалиша. Для этой стадии характерна способность синтетического отражения разных свойств одного объекта, часто сложного (собака узнает хозяина по ряду признаков: голос, одежда, запах). Формируется представление, совершенствуется память. Но одни из свойств объекта является для животных более значимыми (как сигнал), тогда как другие играют меньшую роль.

Информация о работе Развитие психики в филогенезе