Развитие психики в филогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология. Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии.
В самом деле, для того, чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как, например: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? -- или: как развивалась и усложнялась психика?

Содержание

Введение.
1. Появление и развитие форм психологического отражения у животных.
2. Развитие форм отражения действительности. Развитие психики в психологии: тропизмы, инстинкты, научение, интеллектуальное поведение животных.
3. Возникновение сознание человека. Сознание и бессознательное.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Готовая Контрольная работа по психологии..doc

— 248.80 Кб (Скачать)

Для развития психики большое значение имеет образ жизни животных. Птицы, рыбы, которые живут в единообразно среде, имеют менее развитую психику, чем большинство наземных животных.

Ведущей для этих животных является, как и на предыдущей стадии, инстинктивно деятельность, но обратная реакция возникает на вещи, образы. Есть органы восприятия, которые работают на основе взаимодействия группы анализаторов. Возникает реакция на дистантни раздражители: у собаки вырабатывается рефлекс на звонок и пищу. пищу показывали в другой комнате и только потом давали звонок - собака видчиняв дверь и сам находил пищу. Этот пример свидетельствует о том, что на этой стадии у животных есть образ, представление, память, а также способность реагировать на свойства, которые определяют способ действия, операции.

О наиболее организованные животные поднимаются еще на одну стадию развития - стадию интеллекта, которая характеризуется сложными формами отражения действительности.

Существенным для этой стадии развития психики является способность решать так называемые "двухфазных" задачи. На фазе подготовки действия животных руководствуются не самим предметом, на который они направлены, не конечной целью, а тем, что является лишь средством достижения этой цели. Вторая фаза "деятельности" направлена уже непосредственно на тот предмет, который является ее непосредственным фактором. Одно и то же задача может решаться различными способами с использованием различных операций.

Интеллектуальная поведение животных характеризуется такими основными признаками:

 

- За сложных условий животных после многократных "проб и ошибок" находят решения;

- Если поставить животное в аналогичные условия - она сразу находит решения;

- Если условия несколько видозминиты, животные находят решения, а это означает, что им присущи переносе;     

- Развязывают "двухфазных задания" (некоторые психологи утверждают, что обезьяны могут решать и трехфазные задание "- это уже ориентирующих основой деятельности).  

Одновременно в нестандартных ситуациях ярко проявляется ограничения интеллектуальной поведения животных. Так, в известном опыте с обезьяной, которая гасила огонь водой из бака, за изменения условий (огонь был на плоти посреди реки, а бак с водой на другом плоти, к которому тяжело было добраться животное пыталась решить задачу старым методом - достатся до бака с водой, вместо того чтобы воспользоваться водой из реки. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Развитие форм отражения действительности. Развитие психики в психологии: тропизмы, инстинкты, научение, интеллектуальное поведение животных. 

Психика животных -- свойство мозга воспринимать окружающую

действительность и отражать её в форме регулируемых функций нервной системы,

внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.

О психике животных, в отличие от психики человека, нельзя получить сведений,

основанных на отчетах об интроспекции. Все представления о существовании у

животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с поведением и

физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. Психика животных с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии. Поведение животных -- регулируемое психикой отражение окружающей действительности, присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Характерным признаком психической реакции является чувствительность организма к индифферентными раздражителей, которые при определённых условиях (совпадение их с биологически важными раздражителями) сигнализируют о возможности или необходимости удовлетворения биологических потребностей организма.

Чувствительность возникает на основе раздражимости. Чувствительность, считает А. Леонтьев, генетически есть не что иное, как раздражительность на воздействия, которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию.

Раздражительность присущая органической природе вообще. Благодаря ей в растительном мире происходят врожденные реакции, которые называют

тропизмами. Тропизм - это автоматические движения в определенном направлении растений и простейших организмов, которые предопределяются неодинаковостью физико-химических процессов в симметричных частях организма, которые вызываются односторонними влияниями раздражителей на организм. Теорию тропизмов о животных разработал Ж. Леб. Однако эти реакции животных не механические, как считал Ж. Леб, - под влиянием опыта они набирают пластичности и изменчивости.

Согласно видов энергии, которые действуют на организмы в условиях их существования, различают фототропизмы, хемотропизмы, гелиотропизмы, гальванотропизмы и др. Например, подсолнечник движется под влиянием фото и термотропизмов; в направлении прорастания корней и стебля, в поведении червей и некоторых насекомых, которые зарываются в землю или ползут до верхушек растений, оказывается действие гео-, фото-или термо-тропизмов.

С возникновением под влиянием условий жизни нервной системы, основным свойством которого является чувствительность к воздействиям окружающей среды, возникло психическое отображение, которое осложнялось из-за осложнения условий жизни, что повлекло за собой усложнение строения организма.

Различают следующие основные стадии развития психики животных:  

- Элементарная сенсорная психика;

- Перцептивные психика;

- Интеллект. 

Стадия элементарной сенсорной психики. Характерная особенность этой стадии развития психики заключается в том, что поведение животных обусловливается действием на организм отдельных свойств предметов, в окружении которых живут животные, - химических, световых, температурных и т.п.

Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночных и тем позвоночных, обитающих в воде, земноводных и пресмыкающихся, у которых нет предметного восприятия. На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, осязания, запахов, двигательная чувствительность, в результате чего возникают и развиваются анализаторы - касательный, зрительный, обоняние и слуховой. Уровень развития анализаторов и рецепторных их части зависит от особенностей условий жизни живых существ. Да, у пауков, насекомых хорошо развита касательная чувствительность (на щупальца, кавычках, крылышки). Химическая чувствительность развита у пауков и других беспозвоночных. Она дифференцируется в них на обонятельные и вкусовую чувствительность. В хруща насчитывают 50 тысяч органов обоняния, а у трутня - свыше 30 тысяч. Насекомые чувствительны к очень незначительных запахов. Пчела отличает запах Оранжевой кожуры от 43 эфирных запахов. Пчелы реагируют на запах, не принимают чужой пчелы. Насекомые - это топохимичные существа, то есть такие, которые имеют в организме зоны, чувствительные к химическим раздражений.

Общеизвестные чувствительность насекомых к температурным изменениям, зрительная чувствительность. Пчелы различают цвета и формы цветов, но не геометрические фигуры. Большинство насекомых являются глухими. Лишь те из них имеют слух, которые собственными движениями (крылышками) вызывают достаточно интенсивное колебания звуковых волн. 

Стадия перцептивной психики на ее основе развивается перцептивная стадия деятельности животных.

Для этой стадии характерно отображения предметов как целого, а не отдельных их свойств, как это наблюдается на сенсорном этапе развития психики. Например, если самца оградить от пищи, то он будет реагировать не только на предмет, куда направлена его деятельность (на еду), но и на условия, при которых эта деятельность происходит, то есть пытаться преодолеть препятствие. На сенсорному этапе такой реакции на условия, при которых происходит жизнедеятельность животных, не бывает.

Стадия перцептивной психики свойственна млекопитающим. Она предопределяется существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга, и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного, слухового), усилением интеграционной деятельности коры.

Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий на уровне перцептивной психической деятельности является основой для образования воображения.Продолжительность хранения образов памяти увеличивается с эволюцией позвоночных животных. Так, при однократном возбуждении образная память действует: в крысы - по 10-20 секунд, у собаки - до 10 минут, у обезьяны -

до 16 - 48 часов.

Продолжительность хранения образов памяти - ценная особенность перцептивного уровня развития психики. Эта особенность является важной предпосылкой возникновения интеллектуальной поведения животных. На стадии перцептивной психики происходят сложные изменения в процессах различения и обобщение представлений.

Возникают дифференциация и обобщение образов предметов. Эти обобщения - не сумма отдельных ощущений, вызванных одновременным действием воздействий, свойств различных предметов, а их единство, своеобразная интеграция, которая является основой для переноса операции из одной конкретной ситуации в другую, объективно похожую на нее, что существенно усложняет поведение животных данном этапе психического развития.

Успешность дифференциации и обобщения зависит не столько от степени сходства, как от биологической роли того, что влияет на животное. Развитие обобщения на стадии перцептивной психики связано с развитием интегративной зон коры больших полушарий головного мозга, которые объединяют движения в целостную операцию (двигательные поля), ощущения в целостный образ (сенсорные поля). 

Стадия интеллекта. Психика большинства млекопитающих остается на стадии перцептивной. Но в антропоидов - человекоподобных обезьян - отражательная деятельность поднимается еще на одну ступень своего развития.Эту высшую ступень называют стадией интеллекта, или "ручного мышления" (А. Леонтьев). Как показали исследования, обезьяны, особенно шимпанзе, свойственна элементарная умственная деятельность, зачатки наглядно-действующего мышления. Обезьяны быстрее, чем другие животные, учатся и переучиваются, проявляют большую подвижность процессов возбуждения и торможения.

И. Павлов отмечал, что аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга собаки - это конкретное, элементарное мышление. Однако умственная деятельность, интеллект животных - это совсем не то, что разум человека. Между ними существуют очень большие различия.

Для стадии интеллекта характерно решения задач. Обезьяна (шимпанзе) в экспериментальных условиях не могла непосредственно достать пищу (банан, оранжевые и т.п.). В клетке, где она находилась, лежала палка, с помощью которой можно было получить еду. Ставилась задача: или "догадается" обезьяна использовать палку, чтобы овладеть едой. Сначала шимпанзе пытается достать еду рукой, но терпит неудачу. Неудача на некоторое время отвлекает обезьяну от пищи. Она, увидев палку, манипулирует ею. Если палка и пища попадают в одно поле зрения, обезьяна направляет посох на еду и овладевает ею, подсовывая ее к себе. Такие исследования проводились в разных вариациях. Обезьяны успешно решали поставленные перед ней в эксперименте задачи. Самым сложным из них было двухфазные задания, которые состояли в том, что пищу можно было достать длинной палкой, но вначале эту длинную палку нужно было достать короткой, которая была в пределах непосредственной досягаемости. Это задание обезьяны так же решали. Обезьяны способны объединять в один акт два действия последовательной операции, из которых первая является подготовительной для осуществления второй, решающей операции (двухфазных задания). 

В жизнедеятельности животных легко заметить их взаимные отношения. Эти отношения проявляются в своеобразных движениях, позах, акустических сигналах. На разных этапах развития живых существ эти способы отношений и взаимовлияния набирают различной сложности. С их помощью животные сигнализируют об опасности, пищу, гнев, страх, передают ту или иную информацию. Но эти разновидности отношений, это "язык" животных носит инстинктивный характер, является выявлением эмоциональных состояний. В отличие от человеческого языка "язык" животных не является средством трансляции индивидуального опыта другим животным. 

Информация о работе Развитие психики в филогенезе