Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:29, контрольная работа
Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология. Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии.
В самом деле, для того, чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как, например: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? -- или: как развивалась и усложнялась психика?
Введение.
1. Появление и развитие форм психологического отражения у животных.
2. Развитие форм отражения действительности. Развитие психики в психологии: тропизмы, инстинкты, научение, интеллектуальное поведение животных.
3. Возникновение сознание человека. Сознание и бессознательное.
Заключение.
Список литературы.
Интеллектуальная
поведение антропоидов связана с развитием
коры больших полушарий головного мозга,
особенно мужчин долей и при фронтальных
их зон. Если у обезьяны уничтожить часть
этих зон, то решение ими двухфазных задач
становится невозможным.
Стадия
интеллекта, свойственна высшим млекопитающих
и достигла самого высокого уровня развития
в человекоподобных обезьян, является
предысторией возникновения и развития
человеческого сознания.
Для
всех стадий психического развития животных
характерны фиксированность и индивидуальная
изменчивость поведения. Фиксированными
формами поведения, которые передаются
наследственно, инстинктивные формы поведения.Инстинкты
- это акты взаимодействия организма со
средой, механизмом которых является система
безусловных рефлексов. Инстинктивно
деятельность часто охватывает и механизмы
тропизмов. Научное объяснение происхождения
инстинктов дал Ч. Дарвин (1809 -1882), доказав,
что строение поведения животных представляет
собой органическую единство и становится
результатом естественного отбора, тех
изменений в физическом организации и
поведении, которые были вызваны внешними
условиями и закрепились в организме в
результате целесообразности их для жизнедеятельности
организмов. Различают инстинкты питания,
размножения, самосохранения и другие
формы родового или видового приспособления
к окружающей среде.
Инстинктивные
формы поведения - это большой силы мотив
для организма. В зависимости от условий
жизни и состояния организма возникают,
чередуясь, те или другие акты поведения,
размножения, защиты, акты, связанных питанием,
и т.д. В индивидуальном приспособлении
животных к условиям жизни инстинкты кажутся
осмысленными действиями, однако если
нарушить какой цепь в инстинктивные действия,
животные все равно продолжают осуществлять
следующие акты в цепи инстинктивно действия,
хотя успеха это действие не обеспечивает.
Так, квочка продолжать сидеть на залежах,
даже если убрать из-под нее яйца, а пчела,
начав опылять наполненные медом сот,
будет продолжать это делать и тогда, если
выпустить из сот мед. Итак, инстинктивные
действия - это безсознательные, механические
действия.
Инстинктивные
действия в индивидуальном жизни животных
могут изменяться. Например, можно добиться
"мирного" сосуществования лисы и
курицы, кошки и мыши. Однако такая индивидуальная
изменение инстинкту наследственно не
передается.
Изменчивость
в фиксированных формах поведения проявляется
в приобретении новых навыков и способов
действий, которые возникают в результате
многократного природного целесообразного
выполнения движений и действий или в
процессе дрессировки.
Тропизм - пространственная ориентация у животных (ориентация по солнцу, по
магнитному и электромагнитному полям и т.д., а также более сложные
поведенческие
акции).
Инстинкты. В отличие от рефлексов, которые обеспечивают
предсказуемые действия, инстинкты представляют собой наследственные
координации действий, связанных в целесообразные цепочки и называемые
деятельностью. Инстинктивная деятельность состоит из ряда полуавтономных
или автономных блоков поведения - действий или деятельностных актов,
каждый из которых обладает способностью: включаться в должный момент,
исключаться или переноситься (встраиваться) в рамки совсем другой
программы деятельности.
Инстинктивное поведение опирается на ганглиозную
организацию нервной системы. Склонные к эволюционной экспансии
позвоночные животные, сделав ставку на новый тип несущих конструкций -
скелет на основе позвоночника, сконструировали и скелет мозга - череп, который
мог вмещать гигантский головной ганглий - головной мозг, а
нервы, идущие от него к остальным частям тела оказались внутри позвоночного
канала - спинной мозг. Накопление огромной массы вставочных
нейронов привело к возникновению многоуровневой памяти, вместе с тем принципы
организации нервной системы с ее нейронами, синапсами, нейронными ансамблями
остались те же что и у беспозвоночных.
С возникновением центральной нервной системы в эволюции возникла
возможность «индивидуализации» адаптации, а затем и коллективных, «
социальных» форм адаптивных поведенческих реакций, и возникновения в
последствии высшей формы активного освоения мира животными - «рассудочного»
поведения, которое у человека достигло высоты особого, уникального феномена
- Разума.
Известно, что многие высшие животные способны к элементарной рассудочной
деятельности. Они могут осуществлять многоходовое целеполагание своих
действий. Тем не менее они не в состоянии осуществить не инстинктивную
сконструированную программу. В о з м о ж н о потому, что они не в состоянии:
- Построить программу в уме;
- Удержать ее в памяти в сокращенной и упрощенной (по сравнению с
реальностью) последовательности;
- Вспомнить и осуществить как дискретную последовательность действий.
Дабы объяснить возникновение такого сложного явления, как рассудочное
поведение современная наука предлагает несколько положений, обобщающих
основные данные нейрофизиологии, нейроанатомии и генетики, объединенных в
гипотезу о механизмах рассудочной деятельности:
- Первое положение. Большой объем мозга создает больше
возможностей для упорядоченности его функций. Это общий принцип системной
организации, полагающий, что в системах с большим количеством элементов
создается больше предпосылок для качественного наращивания организации.
Наиболее полное и точное улавливание многообразных закономерностей окружающего
мира может быть осуществлено мозгом состоящим из большего числа нейронов, а
значит, и большего объема.
- Второе положение. Для более детального восприятия
среды, что необходимо решения логических задач, необходимо, чтобы отдельные
нейроны объединялись в множество функциональных констелляций.
Морфологическим аппаратом такого объединения являются синапсы. Чем
многочисленнее синаптические контакты нейронов, тем животное обладает более
развитой рассудочной деятельностью.
- Третье положение. В сером веществе коры гол. мозга, в
так наз. «экранных структурах», любые операции выполняются дробно, локально.
Построение коры из множества локальных и, в определенном смысле, автономных
модулей, вероятно и создает предпосылки для «отраженной» дискретной картины
действительности. Вместе с тем появляются и предпосылки к произвольным
операциям с дискретными элементами такого мира. Дискретная картина
действительности, запомненная животным, позволяет легко ее декодировать, когда
будет необходимо решить задачу с привлечением прошлого опыта.
- Четвертое положение.
Необходимо формирование двух новых,
взаимосвязанных свойств мозга, которые делают его способным не только к
анализу, но и к синтезу:
1) Появление особого механизма «сознания» (животного),
механизма который способствует оперативному отбору тех констелляций нейронов,
кот. необходимы для решения «логических» задач, имеющих биологическую
значимость.
2) Способность к оценке значимости решаемой задачи, осуществляемой эмоциями.
Что до взаимообусловленности рассудочного поведения и эмоций, то еще в 1937 г.
Дж. Пайпец высказал предположение. Что передние ядра таламуса, гипоталамус,
поясная извилина коры мозга и гиппокамп образуют единый механизм (лимбическая система), работа которого является основой для возникновения эмоций. Считается, что источником возбуждения для этой системы является гипоталамус.
Фундаментальное значение открытия необходимости эмоциональной поддержки для решения задач, связанных с адаптивным поведением трудно переоценить, так как в условиях реальности, построенной на неопределенностях, да еще при наличии многоступенчатых планов, когда часто приходится совершать выбор, на основе неполной информации, без мотиваций, без влечений, задачи становятся просто не решаемыми. К тому же следует отметить, что основу адаптивного поведения составляют процессы обучения, а также, сложные, малоизученные механизмы запоминания и воспоминания. Эффективность генной памяти и памяти мозга обусловлена, что какие-то части внешнего мира «ложатся» в ячейки памяти,
превращаясь в «знаки». Образы мира, которые могут быть выражены в «
символах» - это и есть образы действительности, но получившие
эмоциональную
оценку.
3. Возникновение
сознание человека. Сознание и бессознательное.
Психика является свойством мозга. "Ощущение, мысль, сознание есть
высший продукт особым образом организованной материи".
Психическая деятельность организма осуществляется посредством
множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают
воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и
контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность,
четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа
обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных
задач.
«Сознательное» и «бессознательное» -- это соотносительные понятия,
выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает
ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако
часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять,
почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек
поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без
выяснения возможных следствий. Слова, которые он использует для
характеристики этого состояния, разные: необдуманно, неосознанно,
спонтанно, интуитивно. Все эти слова выступают в таком случае как синонимы
слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, разумеется, нет.
Значение слова «бессознательное» может расширяться или сужаться в
зависимости от его соотнесенности со словом «сознательное». Так, при