Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа
Цель: изучить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
Задачи:
1. Рассмотреть факторы, влияющие на развитие познавательных способностей.
2. Провести исследование особенностей преподавания.
3. Выявить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
Введение………………………………………………………………….......................2
ГЛАВА I. Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса…..........................5
1.1. Понятие о способностях………………………………………..............................5
1.2. Особенности преподавания предмета «Информатика и ИКТ»…………………………………..........8
1.3. Способы развития познавательных способностей на уроке информатики…………………………………………………………………………..12
ГЛАВА II. Разработка и анализ заданий и упражнений на развитие познавательных способностей у учащихся на уроке информатики ……................20
Заключение……………………………………………………....................................26
Список литературы………………………………………...........................................29
Поэтапная работа с компьютером позволяет сократить количество учеников до минимума. В результате повышается уровень творческой активности учащихся, о чём свидетельствует сопоставительный анализ полученных результатов в ходе экспериментального исследования.
Результаты экспериментального исследования показали, что использование предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» повышает уровень не только информационной культуры, но и знаний, умений, навыков, способствующих формированию норм и ценностей, развитию креативных способностей, создает высокий уровень мотивации обучения, обеспечивает самостоятельность и самоконтроль учебно-познавательной деятельности, приводит к сглаживанию различий в уровне развития учащихся.
Таким образом нельзя ограничиваться лишь приведением примеров для иллюстрации той или иной теоретической мысли, необходимо шире и глубже анализировать совместно с учениками область применения того или иного теоретического положения. Повторение различных операций на компьютере от механического подражания учителю до творческого, самостоятельного выполнения действий можно осуществить только на основе составления комплекса учебных задач и упражнений. Только после этого можно говорить о прочности результатов обучения. Накопленные данные по итогам экспериментального исследования помогают сделать вывод о том, что для развития познавательных способностей необходимо уделять внимание составлению конспекта урока, разработке различных развивающих заданий на проверку знаний, умений и навыков, но и формирования познавательного интереса к уроку.
Заключение
При анализе научной литературы были получены выводы, что не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребёнок способен получить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы. Воспитание способностей у школьников в значительной степени зависит от развития личности. Точнее подросток не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развиваются его способности, как углубляется его познавательное проникновение в действительность. Именно поэтому представляется особенно важным, выявить основные закономерности развития и диагностики способностей в этом возрасте. На развитие способностей влияют и различные факторы, которые в той или иной степени оказывают влияние.
В ходе исследования решены следующие задачи:
1. раскрыто понятие способности; сущность развития познавательных способностей;
2. раскрыты факторы, влияющие на развитие способностей;
3. определена сущность преподавания предмета информатики в 5-7 классах;
4. найдены пути развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желанию прервать занятия. Самое главное необходимо создать на уроке условия для успешного формирования мотивации учения.
Результатом исследования можно сделать следующие выводы:
1. центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, которые определяют становление личности и выражают её индивидуальность;
2. на развитие способностей влияют разнообразное количество факторов;
3. рассмотрено трёхуровневое обучение основ информатике;
4. представлены принципы, вложенные в курс преподавания информатики в 5-7 классах;
5. выделены основные цели для изучения основ информатики.
Для успешного проведения учебно-позновательной деятельности можно выделить следующие рекомендации:
Начинайте урок с актуализации предыдущего материала;
Сообщайте (кратко) плана урока и ожидаемые результаты;
Используйте простой и ясный язык, делайте логические переходы от одной посылки к другой;
Всегда приводите примеры или демонстрируйте положения урока;
Предоставляйте учащимся возможность действовать;
Ведите занятия в живом темпе;
Фиксируйте переходы между темами и этапами урока;
Контролируйте уровень освоения учебного материала.
Необходимо помнить, что любые познавательные способности сами по себе не могут достигнуть наилучшего уровня развития. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, воля и мощная мотивационная основа успеха, которую необходимо создавать педагогу.
Список использованной литературы
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие» — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., «Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике» — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
3. Вайнцвайг П. «Десять заповедей творческой личности». / Пер. с англ. - М., 1990.-192 с.
4. Галкина Т.В., Алексеев Л.Г. «Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности» // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. М.: ИП РАН, 1995.
5. Гилфорд Дж. «Три стороны интеллекта. Психология мышления». М.: Прогресс, 1969
6. Голубева Э.А «Способности и индивидуальность». - М., 1993. -305 с..
7. Григоренко Е.Л. «Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности». Автореф. канд. диссертации. М., 1989.
8. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов среднего педагогического учебного заведения – 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2002. – 464с
9. Крутетский В.А. Лукин Н.С. Психология подростка. – М., 1965
10. Леонтьев А.Н. «Избранные психологические произведения» // Соч. в 2 т. - М.: Педагогика, 1983.-Т.2.- 405 с.
11. Лейтес Н.С.» Умственные способности и возраст». - М., 1971. -280 с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
13. Немов Общая психология. В 3 т. – Т.3. – М., 1991
14. Познавательное прогнозирование и способности в обучении. – М., 1990
15. Психологические средства выявления особенностей личного развития подростков и юношества. – М., 1990
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т.1. – М., 1989
17. Хрестоматия по возрастной психологии – М., 1998
Ресурсы сети Интернет:
18. www.5ballov.ru.
19. www.it-n.ru
20. www.lexed.ru/pravo/journ
21. http://inf.1september.ru
1
Информация о работе Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса