Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
Задачи:
1. Рассмотреть факторы, влияющие на развитие познавательных способностей.
2. Провести исследование особенностей преподавания.
3. Выявить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......................2
ГЛАВА I. Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса…..........................5
1.1. Понятие о способностях………………………………………..............................5
1.2. Особенности преподавания предмета «Информатика и ИКТ»…………………………………..........8
1.3. Способы развития познавательных способностей на уроке информатики…………………………………………………………………………..12
ГЛАВА II. Разработка и анализ заданий и упражнений на развитие познавательных способностей у учащихся на уроке информатики ……................20
Заключение……………………………………………………....................................26
Список литературы………………………………………...........................................29

Работа содержит 1 файл

курсовая развитие познават способностей.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

3 Прием: Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок и кроссвордов, сообщения и доклады учащихся, рисунки и т.д.

Одним из примеров можно привести метод проектов:

             Обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

        Предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

     Предпочтительно использовать в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент учения тому, как его выполнить. Только при этом условии творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.

4 Прием: ролевой подход.

В этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

5 Прием: использование занимательного сюжета.

Занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием. Особенно он оправдан в начальной школе, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой.

6 Прием: Использование интерактивных форм организации учебных занятий (игровые уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.). Все эти нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.

7 Прием: Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.

Очень большую роль в развитии познавательного интереса играют отношения между участниками учебного процесса:

                    Отношения между учителем учащимися всегда проявляются на уроке в эмоциональном тонусе деятельности учащихся, который либо способствует появлению и укреплению познавательного интереса, либо гасит его.

                    Эмоциональность самого учителя всегда отражается на результате развития учащихся.

                    Вера в ученика, в его познавательные силы и возможности – мощный побудитель интереса к учению.

                    Соревнование – так же можно рассматривать как стимул познавательного интереса, связанный с отношениями между учениками.

                    Аргументированные положительные оценки и одобрительные суждения учителя и товарищей несут положительные эмоции, которые утраивают энергию учащихся.

Для более полноценного развития познавательного интереса, творческих способностей необходимо уделять внимание при составление конспекта урока и на методы и формы обучения, именно они в большей степени влияют на познавательную активность.

Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала. А, как известно, развитие познавательных способностей возможно только при наличии глубокого и устойчивого познавательного интереса к предмету.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разработка и анализ заданий  и упражнений на развитие позновательных способностей у учащихся на уроке информатики

Во второй главе курсовой работы  рассматриваются итоги диагностического анализа развития познавательных способностей современной средней общеобразовательной школы.

Цель экспериментального исследования:  разработать систему заданий и упражнений по развитию познавательных способностей у учащихся. Эксперимент по исследованию развития познавательных способностей у учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности проводился в форме экспериментальных уроков по учебным планам и образовательным программам.

Задачи экспериментального исследования:

1.                  установление связи между теоретическими знаниями, полученными при изучении предмета и практикой;

2.                  общение с детьми, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей, специфика учебно-позновательной работы с детьми разных возрастов на уроке информатики;

3.                  развитие творческих способностей у учащихся на уроке информатики;

4.                  вооружение учащихся методами самодиагностики и самосознания.

Этапы экспериментального исследования:

На первом этапе – проводилось констатирующий эксперимент: изучение возрастных и индивидуальных особенностей класса; анализировалась специфика познавательной деятельности учащихся в процессе обучения информатике, учет мотивации, особенности педагогического общения и микроклимата на уроках информатики.

На втором этапе  – проводился формирующий эксперимент, анализировались его результаты; разрабатывались и внедрялись в процесс обучения и проверялись индивидуально-вариативные задания по темам предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», рассчитанные на разные уровни предварительных знаний  учащихся для формирования знаний, умений и навыков, а так же познавательных способностей.

На третьем этапе – обобщались результаты формирующего эксперимента, проводился анализ полученных данных; подготавливались методические рекомендации для применения их в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся, формулировались выводы.

На первом этапе экспериментального исследования  анализировались индивидуальные особенности класса и отдельно каждого учащегося на основе наблюдения показательных уроков учителя и бесед с учителем. Наибольший объём информации был получен при просмотре показательных уроков учителя, так как непосредственно на уроке можно выявить особенности класса. Для формирования познавательного интереса учитель использовал различные методы и приёмы обучения. Для формирования познавательного интереса учитель разрабатывал интересные презентации к уроку. Учитель заинтересовал учащихся в предмете, создавая ситуации успеха. Анализ результатов наблюдения за деятельностью учителя показал, что учитель развивает познавательные способности достаточно на высоком уровне. Это характеризуется  глубоким знанием учителем теоретических основ своего учебного предмета. Она также хорошо осведомлена о теоретических основах педагогики, психологии и методики преподавания компьютерного обучения.

Были отмечены следующие преимущества в деятельности учителя:

1.        учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения информатики;

2.        формирование у учащихся мотивации к учению;

3.        умение  осуществлять  развитие познавательных способностей школьников;

              Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что готовность учителя по развитию познавательного интереса школьников находится на высоком уровне.

     На втором этапе эксперимента в процессе обучения вводились опытные методические разработки, которые обеспечивали наиболее  эффективные условия для формирования знаний, умений, навыков учащихся в процессе их учебно-познавательной деятельности. Основными научными документами второго этапа педагогического эксперимента являлись разработка практических упражнений по развитию познавательных способностей; компьютерные тесты, проведенные по темам учебного материала.

     Показателями второго этапа педагогического эксперимента являлись:

-  результаты выполнения зачетных практических работ;

-  результаты тестирования по изучаемому материалу;

-  результаты самостоятельных работ;

    Построение курса информатики основывалось на плавном введении в учебные темы предмета. При изучении таких тем информатики как «Прикладное программное обеспечение», «MS Office», «Основы объектно-ориентированного программирования», «MS Visual Basic» проводились практические работы. При этом достигалась важная образовательная цель учебного процесса: укрепление знаний, полученных при изучении теоретической части информатики. Анализ выполнения практических работ показал, что мотивация у учащихся гораздо выше, чем при изучении теоретического материала. Наблюдалось заинтересованность при выполнении практических работ на компьютере.

Для реализации каждой системы целей учебно-познавательной деятельности учащихся могут быть разработаны соответствующие ей практические задания, обеспечивающие усвоение материала по заданной теме. Наличие в педагогической системе практических заданий, позволяющих учащемуся  выбирать наиболее правильное решение, соответствующее исходным данным, определяющее уровень знаний, умений и навыков, накопленных учащимися в результате изучения темы.

На уроке по проверке знаний, умений и навыков был проведён тест. Результаты теста показали успешное усвоение учебного материала. Данный тест проводился в программе Excel, в результате которого учащиеся могли самостоятельно проверить себя. Для увеличения количества успевающих учеников была организована индивидуальная работа с учениками, компьютерные способности которых отвечают нормативным требованиям. По итогам теста 60% учащихся выполнили работу на положительные оценки (4 и 5).

Структурирование учебно-познавательной деятельности учащихся, выделение ее основных компонентов позволяет  увидеть одну из возможностей учета индивидуально-типологических особенностей и интересов учащихся при формировании модели  их учебно-познавательной деятельности на уроках информатики. Используя различные задания и упражнения на уроках информатики, стимулируется познавательная активность учащихся, а также лучшее усвоения   учебного материала.

Методы, формы и средства учебно-познавательной деятельности учащихся должны соответствовать целям учебного процесса, а значит уровням усвоения учебно-познавательной деятельности. Кроме того, в методах, формах и средствах должны реализоваться виды учебно-познавательной деятельности учащихся: учебная, коммуникативная. Например, в конце изучения темы «Прикладное программное обеспечение MS Office» учащимся дается зачетное задание: создать посредством программы MS Power Point  презентацию «Типы алгоритмов». Целью предметного вида деятельности учащихся на таком занятии является закрепление  навыков работы с прикладным программным обеспечением. Целью деятельности учащихся является пополнение знаний: поиск информации о способах создания презентации (текст, картинки, схемы и т.п.). Целью коммуникативного вида деятельности учащихся является развитие умения убедительно и грамотно говорить при представлении собственной презентации, умения объективно оценивать презентации своих товарищей.  Основными методами являются метод самостоятельной работы на компьютере, основной организационной формой – индивидуальная работа за персональным компьютером, основные средства обучения – персональный компьютер, прикладное программное обеспечение. При этом предметные виды деятельности учащихся реализуются путем выполнения поставленной преподавателем задачи.      В конце такого занятия обычно проводится выставка презентаций с присуждением призовых мест, в результате чего достигается еще и мотивационная цель – соревнование.

В качестве усиления мотивации учения проводился интерактивный урок-игра, способствующие пробуждению творческой активности учащихся. Урок проходил в форме игры, в ходе которого наблюдалась активность учащихся, стремление добиться успеха, интерес и желание сотрудничать. Урок проводился с целью систематизации  знаний, умений и навыков, выявления более интеллектуальных и активных учащихся. По итогам этой викторины были выявлены наиболее активные и интеллектуально развитые учащиеся, с хорошими показателями знаний, умений, навыков по предмету. Наблюдалась заинтересованность учащихся, установились различий между учащимися в  умственном развитии, познавательных интересах, общих способностях, умениях, навыках и личностных качествах.

Проведено внеклассное мероприятие, целью которого было формирование познавательного интереса к предмету. Внеклассный час включал в себя ряд разработанных заданий на интеллектуальность, на развитие творческих способностей. Мероприятие прошло организованно, у учащихся по итогам внеклассного часа было много положительных эмоций, наблюдалась заинтересованность, активность. Содержание внеклассного часа включало в себя: повторение пройденного материла при решении заданий, в ходе которых осуществлялось развитие когнитивных способностей, познавательных способностей.

Информация о работе Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса