Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
Задачи:
1. Рассмотреть факторы, влияющие на развитие познавательных способностей.
2. Провести исследование особенностей преподавания.
3. Выявить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......................2
ГЛАВА I. Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса…..........................5
1.1. Понятие о способностях………………………………………..............................5
1.2. Особенности преподавания предмета «Информатика и ИКТ»…………………………………..........8
1.3. Способы развития познавательных способностей на уроке информатики…………………………………………………………………………..12
ГЛАВА II. Разработка и анализ заданий и упражнений на развитие познавательных способностей у учащихся на уроке информатики ……................20
Заключение……………………………………………………....................................26
Список литературы………………………………………...........................................29

Работа содержит 1 файл

курсовая развитие познават способностей.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Вот только если для младших школьников имеется достаточно большой набор литературы, преследующей схожие цели, то для 5-7 классов этот список ограничен 3-5 учебниками, причем они с большим трудом, хоть в какой-то степени могут быть согласованы между собой.

Учителю трудно сориентироваться в существующем многообразии подходов к начальной подготовке по информатике и информационным технологиям и выбрать что-то одно, особенно если речь идет о самой обычной массовой общеобразовательной школе.

При выборе наиболее приемлемой литературы, как для пропедевтического курса, так и второго этапа изучения основ информатики, можно посоветовать руководствоваться такими принципами как:

-  принцип непрерывности и целостности (пропедевтический этап - важное звено единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям);

-  принцип дидактической спирали (с учетом имеющегося опыта обучаемых вначале идёт как бы общее знакомство с понятием, а затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах);

-  научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

-  принцип внутренней дифференциации (освоение учебного материала на разных уровнях в зависимости от подготовленности школьника, реализация им собственной траектории обучения за счет использования возможностей средств информационных технологий);

-  принцип интегративности курса (представление всех основных возможностей применения средств и методов информатики, информационных технологий);

- принцип практико-ориентированности (отбор содержания, учитывающего специфику социальной среды и направленного на решение методом проектов практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе использования информационных технологий);

-   принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников общеучебных умений овладения стратегией усвоения учебного материала, формирование навыков самостоятельной работы).

В добавление хотелось бы отметить, что в последнее время появилось много обучающих пособий с видеоматериалами. Дети очень любят слушать стихи, сказки, смотреть фильмы, находить ответы вместе с героями любимых мультфильмов. Поэтому использование видеоматериалов на уроке резко повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Задача учителя — правильно подобрать материал, соответствующий возрасту, объему знаний учащихся, санитарно-гигиеническим нормам, поставить задачу перед детьми и проконтролировать ее выполнение, желательно в игровой форме.

Ряд возникающих перед учителем проблем может быть решен и благодаря созданию дифференцированных задачников по информатике, практикумов по информационным технологиям (ведь требуется учитывать разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления и внимания). Каждый педагог получил бы возможность в рамках единой концепции выстраивать собственную траекторию обучения в зависимости от уровня его учеников.

Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Таким образом, построенный курс будет реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Способы развития познавательных способностей учащихся

на уроках информатики

В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет "Информатика и ИКТ". Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.

Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области.

Радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными. Познавательный интерес оказывает влияние на личность школьника многозначно. Можно объединить в системе преподавания три особенности интереса, такие как цель, средства и результат.

1.    С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности, как черты личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения или же его мотив.

2.    Когда на разных этапах урока материал вводится с помощью элементов занимательности, то используется интерес, как средством обучения. В этом случае мы используем объективно привлекательные свойства предметов, явлений, событий, процессов (эффектный опыт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово).

3.    На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью. Здесь уже интерес выступает как результат обучения.

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета можно выделить 3 уровня  развития познавательного интереса: низкий, средний и  высокий уровни.

Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями.

Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов.

Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.

В современной педагогике существуют различные методы стимуляции познавательных интересов учащихся в учебном процессе и разные подходы к их классификации.

В процессе обучения имеет место использование трёх видов стимуляции познавательных интересов учащихся:

                    1-й вид стимуляции имеет своим источником содержание учебного материала;

                    2-й вид стимуляции осуществляется в ходе организации учебной деятельности школьника;

                    3-й вид стимуляции опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, также между ними и учителем.

Важно отметить следующее:

                    во-первых, обнаружение на уроках того или иного стимула ещё не является свидетельством влияния на интерес исключительно только одного этого стимула;

                    во-вторых, каждый стимул не действует изолированно, а во взаимодействии с другими стимулами;

                    в-третьих, один и тот же стимул и в различных классах, и в разных возрастах имеет свою модификацию, и по-разному влияют на интерес.

Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.

Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведём некоторые из них.

Стимуляция познавательного интереса учащихся при помощи содержания учебного материала

1 Прием: апелляция к жизненному опыту учащихся.

Этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной.

Все понятия по «Алгоритмизации», «Программированию» имеют свое отражение в жизни каждого человека. Например, алгоритм, массив, подпрограмма и т.д.

Обращение к жизненным ситуациям – это далеко не только приём для создания мотивации. Более важным аспектом здесь является то, что учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. И не только сам факт применимости, а технологию их применения.

2 Прием: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах. Интеграция

По специфике предмета учитель информатики пробуждает и развивает у учащихся на основе специального интереса стремление к изучению смежных предметов, овладению всей совокупности знаний.

Этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении алгоритмизации и программирования можно сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, можно решать довольно сложные задачи, в частности, из предметной области математики, физики. Привести примеры решения подобных задач.

Именно при решении задач из других предметных областей (математики, физики, истории, географии, биологии, экономики и др.), вырабатываются осознанные навыки работы с компьютером и программными средствами.

3 Прием: важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний (более глубокое освещение отдельных проблем). Т.е. сообщение сведений из истории науки, истории научных открытий с одной стороны, познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем новый материал, овладевая которым учащиеся в ещё большей мере осознаёт то, что им даёт урок. Исторические сведения всегда менее известны ученикам и воспринимаются ими как неожиданно новое и привлекательное.

Ученики готовят доклады и рефераты на темы, информация в которых выходит за рамки школьной программы, по которым они выступают на уроках.

4 Прием: практическая необходимость в знаниях для жизни. Трудно переоценить данный стимул познавательного интереса обучения информатике. Ведь практические навыки работы на компьютере имеет порой большее значение, нежели некоторые вопросы теории.

5 Прием: Выдача заданий разного уровня сложности. Дифференциация

Домашние задания, как правило, готовится трех уровней сложности. Аналогичный подход осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

6 Прием: “трудная задача”.

Предлагаются задания (задачи) повышенной сложности по уже изученным и изучаемым темам. Любой желающий может взять одно из заданий (задач) и попробовать его выполнить (решить). Такая попытка практически не контролируется, но в том случае, когда задание выполнено (задача решена) верно, в письменном виде с объяснением решения, ученик получает отличную отметку. Например, логика.

Стимуляция познавательных интересов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся:

1 Прием: создание проблемной ситуации.

В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. Интерес может возникнуть в силу парадоксальности ситуации, как это имеет место, например, при изучении темы “Относительные и абсолютные ссылки в электронных таблицах».

Проблемная ситуация созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

2 Прием: Для развития познавательного интереса важно усложнение познавательных задач. Материал учения располагается так, что ученик постепенно, но неуклонно и непременно преодолевает всё более и более сложные его ступени. Такой процесс обучения требует овладения всё более сложными умениями логически мыслить, разрешать противоречия, находить доказательства и т.д. Скучно решать задачу знакомую, известную, которая может быть решена при помощи уже ставших трафаретными способов. Но трудно и бесполезно решать задачу, к которой ты не подготовлен. Интересно решать задачу, которая требует как использования приобретенных ранее знаний и умений, так и новых, более сложных способов решения.

Информация о работе Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса