Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
Задачи:
1. Рассмотреть факторы, влияющие на развитие познавательных способностей.
2. Провести исследование особенностей преподавания.
3. Выявить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......................2
ГЛАВА I. Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса…..........................5
1.1. Понятие о способностях………………………………………..............................5
1.2. Особенности преподавания предмета «Информатика и ИКТ»…………………………………..........8
1.3. Способы развития познавательных способностей на уроке информатики…………………………………………………………………………..12
ГЛАВА II. Разработка и анализ заданий и упражнений на развитие познавательных способностей у учащихся на уроке информатики ……................20
Заключение……………………………………………………....................................26
Список литературы………………………………………...........................................29

Работа содержит 1 файл

курсовая развитие познават способностей.doc

— 187.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

введение………………………………………………………………….......................2

Глава I. развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса…………............................................................................................................5

1.1. Понятие о способностях………………………………………..............................5

1.2. особенности преподавания предмета «Информатика и ИКТ»…………………………………..…………………………………………...........8

1.3. способы развития познавательных способностей на уроке информатики…………………………………………………………………………..12

Глава II. Разработка и анализ заданий  и упражнений на развитие познавательных способностей у учащихся на уроке информатики ……................20

Заключение……………………………………………………....................................26

список литературы………………………………………...........................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы в том, что на современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов. 

В отрочестве, как и детстве, подросток продолжает посещать школу или переходит в училище. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе. Подросток, не игнорируя ученье, придаёт особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития личности, эти условия формируются взрослыми.

Из выше сказанного вытекает следующая проблема: интерес подростка к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала, что активизирует интересы, усиливает мотивацию учения. Необходимо найти и раскрыть основные пути формирования интереса и пути развития познавательных способностей у учащихся.

Объект исследования – процесс развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.

Предмет исследования – способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.

Гипотеза: если изучить особенности познавательных способностей у школьников и выявить уровень их развития и на этой основе разработать систему заданий и применить их на практике, то можно повысить уровень развития познавательных способностей учащихся на уроках информатики.

Цель: изучить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.

Задачи:

1.      Рассмотреть факторы, влияющие на развитие  познавательных способностей.

2.      Провести исследование особенностей преподавания.

3.      Выявить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.

В данной работе будут использованы следующие методы исследования:

Теоретические методы:

         анализ и синтез применялся для того, чтобы выявить сущность понятия «познавательные способности», определить особенности развития познавательных способностей у подростков на уроке информатики.

                  моделирование было использовано с целью выявления системы работы учителя на уроке информатики по познавательным способностям.

                  конкретизация теоретических знаний помогла разработать задания на развитие у школьников познавательных способностей.

Эмпирические методы:

                  Тестирование необходимо для того, чтобы выяснить особенности развития логического мышления учащихся;

                  Эксперимент проведён для выяснения того, как разработанная система заданий повлияла на формирование логического мышления учащихся.

                  Наблюдение применялось для того, чтобы выявить влияние разработанных заданий на повышение познавательной  активности учащихся.

      Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Теоретическая значимость данной работы в том, что в ходе исследования были раскрыты способы развития познавательных способностей, которые в дальнейшем исследовании можно дополнять.

Практическая значимость определяется его научно-практической ориентированностью. Сформулированные в работе теоретические положения раскрывают зависимость формирования знаний и умений от развития познавательных способностей.

Результаты исследования могут быть использованы студентами педагогического колледжа при изучении учебной дисциплины «Психология» и учителями информатики основной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса

1.1. Понятие о способностях

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические свойства и качества людей формируется в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методиках обучения видны у всех индивидуальные способности. И это прекрасно.

Способности – это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу человека – продукт истории, писал С.Л.Рубинштейн».

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций.

Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определённых способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить лёгкость и быстроту приобретения этих знаний и умений.

На основе вышесказанного можно вывести следующее определение.

Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются её успешным условием выполнения.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, лёгкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности. Способности проявляются не только в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способности есть понятие динамическое – существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей осуществляется по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, для развития способностей более высокого уровня.

Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить предел их развития. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут до известной степени компенсировать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю существования, мы развиваем свои природные качества, превращая их в способности к деятельности.

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный  и творческий. Человек, находящий на первом этапе развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умениями, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществить её по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором этапе развития способностей человек создаёт новое, оригинальное.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью.  Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.

Таким образом, основная задача школы – развить познавательные интересы каждого учащего, развивать мышление, память, восприятие, воображение, а значит и способности.

Главная цель в изучении познавательных способностей состояла в определении того, какие наиболее значимые факторы влияют на развитие способностей. Было выявлено, по меньшей мере, 8 факторов, поддающихся ясной интерпретации:

1. Пространственный: способность воспринимать и сравнивать пространственные паттерны.

2. Вербальное понимание: способность к определению значения слов и, более широко, к пониманию речи и оперированию вербальными отношениями.

3.   Беглость речи: способность быстро продуцировать слова в соответствии с определенными ограничениями в отношении их буквенного состава.

4. Легкость числовых операций: скорость и точность выполнения простых арифметических действий.

5. Индукция: способность выводить правила, которым подчиняется конкретный набор стимулов.

6.   Персептивная скорость: скорость и точность обнаружения определенных визуальных стимулов в массиве материала или сравнения таких стимулов с какими либо другими.

7. Дедукция: способность строить рассуждения от предпосылок к точным выводам.

8. Механическая память: способность заучивать и воспроизводить по памяти произвольные связи между стимулами, такими как слова и числа.

Таким образом, необходимо создавать условия успешного влияния факторов для формирования учебных мотивов учения на основе познавательных потребностей и познавательных интересов.

 

1.2. Особенности преподавания предмета «Информатика и ИКТ»

Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» представлена с VIII класса по 1 часу в неделю и в IX классе — по 2 часа в неделю (за 2 года обучения в основной школе — 105 часов), в старшей школе реализовывается профильное обучение. Федеральный компонент не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в V—VII классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в V—VII классах, что позволяет реализовать непрерывный курс информатики.

В настоящее время отчетливо проявляется тенденция введения в общеобразовательных школах сквозного курса преподавания предмета, что с одной стороны, позволит значительно разгрузить ребят в старшей школе, а с другой стороны, повысить у них уровень информационной культуры, обеспечить преемственность курсов школьной и вузовской информатики.

Трехуровневое обучение информатике представляется как:

- начальная ступень (II—IV классы);

- основная ступень:

- вводный курс (V—VII классы),

- базовый курс (VIII-IX классы);

- профильный курс (X-XI классы).

Основная цель начальной ступени обучения информатики - развитие у ребят интереса к процессу обучения, активизация познавательных возможностей детей. Происходит знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры, основ логического и алгоритмического мышления (в начальной школе возможны подходы к обучению информатике, как с компьютерной поддержкой, так и в форме бескомпьютерной организации обучения с межпредметной поддержкой на основе задач по информатике). Практикуются интегрированные уроки, развивающие интерес детей к различным предметам школьной программы (такие понятия как координатная плоскость, координата точки, поворот, угол, симметрия используются в работах с черепашьей графикой – язык программирования LogoWriter).

Вводный курс ориентирован на овладение методами и средствами информационных технологий, алгоритмизации, формирование навыков сознательного и творческого использования компьютера в учебной деятельности.

Реальность сегодняшнего дня такова, что в обучении информатике используется множество различных программ и учебных пособий, значительно отличающихся друг от друга как содержанием и направленностью изложения материала, так и глубиной изучения отдельных вопросов. В настоящее время существует большой рынок обучающих программ и программно-методических комплексов (ПМК), обеспечивающих программную поддержку школьного курса информатики.

Информация о работе Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса