Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа
Цель: изучить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
Задачи:
1. Рассмотреть факторы, влияющие на развитие познавательных способностей.
2. Провести исследование особенностей преподавания.
3. Выявить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
Введение………………………………………………………………….......................2
ГЛАВА I. Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса…..........................5
1.1. Понятие о способностях………………………………………..............................5
1.2. Особенности преподавания предмета «Информатика и ИКТ»…………………………………..........8
1.3. Способы развития познавательных способностей на уроке информатики…………………………………………………………………………..12
ГЛАВА II. Разработка и анализ заданий и упражнений на развитие познавательных способностей у учащихся на уроке информатики ……................20
Заключение……………………………………………………....................................26
Список литературы………………………………………...........................................29
Содержание
введение…………………………………………………………
Глава I. развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса…………..................
1.1. Понятие о способностях………………………………………...
1.2. особенности преподавания предмета «Информатика и ИКТ»…………………………………..……………………………
1.3. способы развития познавательных способностей на уроке информатики…………………………………………………
Глава II. Разработка и анализ заданий и упражнений на развитие познавательных способностей у учащихся на уроке информатики ……................20
Заключение……………………………………………………
список литературы……………………………………….....
Введение
Актуальность темы в том, что на современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов.
В отрочестве, как и детстве, подросток продолжает посещать школу или переходит в училище. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе. Подросток, не игнорируя ученье, придаёт особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития личности, эти условия формируются взрослыми.
Из выше сказанного вытекает следующая проблема: интерес подростка к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала, что активизирует интересы, усиливает мотивацию учения. Необходимо найти и раскрыть основные пути формирования интереса и пути развития познавательных способностей у учащихся.
Объект исследования – процесс развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
Предмет исследования – способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
Гипотеза: если изучить особенности познавательных способностей у школьников и выявить уровень их развития и на этой основе разработать систему заданий и применить их на практике, то можно повысить уровень развития познавательных способностей учащихся на уроках информатики.
Цель: изучить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
Задачи:
1. Рассмотреть факторы, влияющие на развитие познавательных способностей.
2. Провести исследование особенностей преподавания.
3. Выявить способы развития познавательных способностей у учащихся на уроке информатики.
В данной работе будут использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы:
анализ и синтез применялся для того, чтобы выявить сущность понятия «познавательные способности», определить особенности развития познавательных способностей у подростков на уроке информатики.
моделирование было использовано с целью выявления системы работы учителя на уроке информатики по познавательным способностям.
конкретизация теоретических знаний помогла разработать задания на развитие у школьников познавательных способностей.
Эмпирические методы:
Тестирование необходимо для того, чтобы выяснить особенности развития логического мышления учащихся;
Эксперимент проведён для выяснения того, как разработанная система заданий повлияла на формирование логического мышления учащихся.
Наблюдение применялось для того, чтобы выявить влияние разработанных заданий на повышение познавательной активности учащихся.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Теоретическая значимость данной работы в том, что в ходе исследования были раскрыты способы развития познавательных способностей, которые в дальнейшем исследовании можно дополнять.
Практическая значимость определяется его научно-практической ориентированностью. Сформулированные в работе теоретические положения раскрывают зависимость формирования знаний и умений от развития познавательных способностей.
Результаты исследования могут быть использованы студентами педагогического колледжа при изучении учебной дисциплины «Психология» и учителями информатики основной школы.
Глава I. развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса
1.1. Понятие о способностях
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические свойства и качества людей формируется в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методиках обучения видны у всех индивидуальные способности. И это прекрасно.
Способности – это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу человека – продукт истории, писал С.Л.Рубинштейн».
Понятие «способность» включает в себя три основных признака:
Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций.
Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определённых способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне.
В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить лёгкость и быстроту приобретения этих знаний и умений.
На основе вышесказанного можно вывести следующее определение.
Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются её успешным условием выполнения.
Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, лёгкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности. Способности проявляются не только в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способности есть понятие динамическое – существует только в движении, только в развитии.
Развитие способностей осуществляется по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, для развития способностей более высокого уровня.
Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить предел их развития. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут до известной степени компенсировать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю существования, мы развиваем свои природные качества, превращая их в способности к деятельности.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящий на первом этапе развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умениями, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществить её по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором этапе развития способностей человек создаёт новое, оригинальное.
Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.
Таким образом, основная задача школы – развить познавательные интересы каждого учащего, развивать мышление, память, восприятие, воображение, а значит и способности.
Главная цель в изучении познавательных способностей состояла в определении того, какие наиболее значимые факторы влияют на развитие способностей. Было выявлено, по меньшей мере, 8 факторов, поддающихся ясной интерпретации:
1. Пространственный: способность воспринимать и сравнивать пространственные паттерны.
2. Вербальное понимание: способность к определению значения слов и, более широко, к пониманию речи и оперированию вербальными отношениями.
3. Беглость речи: способность быстро продуцировать слова в соответствии с определенными ограничениями в отношении их буквенного состава.
4. Легкость числовых операций: скорость и точность выполнения простых арифметических действий.
5. Индукция: способность выводить правила, которым подчиняется конкретный набор стимулов.
6. Персептивная скорость: скорость и точность обнаружения определенных визуальных стимулов в массиве материала или сравнения таких стимулов с какими либо другими.
7. Дедукция: способность строить рассуждения от предпосылок к точным выводам.
8. Механическая память: способность заучивать и воспроизводить по памяти произвольные связи между стимулами, такими как слова и числа.
Таким образом, необходимо создавать условия успешного влияния факторов для формирования учебных мотивов учения на основе познавательных потребностей и познавательных интересов.
1.2. Особенности преподавания предмета «Информатика и ИКТ»
Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» представлена с VIII класса по 1 часу в неделю и в IX классе — по 2 часа в неделю (за 2 года обучения в основной школе — 105 часов), в старшей школе реализовывается профильное обучение. Федеральный компонент не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в V—VII классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в V—VII классах, что позволяет реализовать непрерывный курс информатики.
В настоящее время отчетливо проявляется тенденция введения в общеобразовательных школах сквозного курса преподавания предмета, что с одной стороны, позволит значительно разгрузить ребят в старшей школе, а с другой стороны, повысить у них уровень информационной культуры, обеспечить преемственность курсов школьной и вузовской информатики.
Трехуровневое обучение информатике представляется как:
- начальная ступень (II—IV классы);
- основная ступень:
- вводный курс (V—VII классы),
- базовый курс (VIII-IX классы);
- профильный курс (X-XI классы).
Основная цель начальной ступени обучения информатики - развитие у ребят интереса к процессу обучения, активизация познавательных возможностей детей. Происходит знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры, основ логического и алгоритмического мышления (в начальной школе возможны подходы к обучению информатике, как с компьютерной поддержкой, так и в форме бескомпьютерной организации обучения с межпредметной поддержкой на основе задач по информатике). Практикуются интегрированные уроки, развивающие интерес детей к различным предметам школьной программы (такие понятия как координатная плоскость, координата точки, поворот, угол, симметрия используются в работах с черепашьей графикой – язык программирования LogoWriter).
Вводный курс ориентирован на овладение методами и средствами информационных технологий, алгоритмизации, формирование навыков сознательного и творческого использования компьютера в учебной деятельности.
Реальность сегодняшнего дня такова, что в обучении информатике используется множество различных программ и учебных пособий, значительно отличающихся друг от друга как содержанием и направленностью изложения материала, так и глубиной изучения отдельных вопросов. В настоящее время существует большой рынок обучающих программ и программно-методических комплексов (ПМК), обеспечивающих программную поддержку школьного курса информатики.
Информация о работе Развитие познавательных способностей как основа педагогического процесса