Развитие памяти как высшей психической функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить развитие памяти как высшей психической функции.
Задачи:
рассмотреть историю изучения памяти в зарубежной и отечественной психологии;
изучить основные виды, процессы и механизмы памяти;
изучить теорию памяти, роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании;
рассмотреть развитие памяти как познавательного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3стр
ГЛАВА 1. История изучения памяти ............................................. 6стр
ГЛАВА 2. Виды памяти….................................................................. 11стр
ГЛАВА 3. Основные процессы и механизмы памяти ………….. 18стр
3.1 Запоминание…..………..……………………………………… 19стр
3.2 Сохранение……………....……………………………………... 22стр
3.3 Воспроизведение и узнавание………………………….…….. 23стр
3.4 Забывание...…………………………………………………….. 25стр
ГЛАВА 4. Теория памяти. Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании….…………………………….
28стр
ГЛАВА 5. Развитие памяти как познавательного процесса…… 31стр
ГЛАВА 6. Культурное развитие специальных функций памяти......................................................................................................
34стр
Заключение……………………………………………………………. 36стр
Список литературы…………………………………………………… 38стр

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

    Для образования ассоциации требуются  повторения. Иногда связь возникает  с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т. е. применение того, что требуется запомнить в самом процессе усвоения.

 

ГЛАВА 5. Развитие памяти как познавательного процесса

 

    С первыми шагами к овладению своей  натуральной памятью мы встречаемся  уже у самых примитивных народов. Это первые попытки обеспечить свое воспоминание, воскрешение какого-нибудь следа в своей памяти с помощью специального стимула, который выполняет функцию средства запоминания.

    Все наблюдатели и путешественники  прославляли необычайную память человека. Леви-Брюль указывает, что  в психике и поведении примитивного человека память играет более значительную роль, чем в нашей умственной жизни, потому что определенные функции, которые она выполняла некогда в нашем поведении, выделились из нее и трансформировались.

    Наш опыт конденсируется в понятиях, и  мы, поэтому свободны от необходимости  сохранять огромную массу конкретных впечатлений. У примитивного человека почти весь опыт опирается на память.

    Постоянное  употребление логических механизмов, абстрактных понятий глубоко  видоизменяет работу нашей памяти. Примитивная память одновременно и  очень верна, и очень аффективна. Она сохраняет представления с огромной роскошью деталей и всегда в том же порядке, в каком они в действительности связаны с другим. Во многих случаях, механизм памяти заменяет примитиву логический механизм: если одно представление воспроизводит другое, это последнее принимается за следствие или заключение. Поэтому знак всегда принимается за причину.

    Исследования  путешественников и наблюдателей указывают  на то, что в очень многих отношениях память примитивного человека уступает памяти культурного. Австралийский ребенок, не выходивший никогда за пределы своей деревни, поражает культурного европейца своим умением ориентироваться в стране, в которой он никогда был. Однако европейский школьник, прошедший хотя бы один курс географии, усвоил столько, сколько ни один взрослый примитивный человек никогда не сумеет усвоить в продолжение всей своей жизни.

    Наряду  с превосходным развитием натуральной, естественной памяти, которая запечатлевает  внешние впечатления, примитивная  память отличается еще качественным своеобразием своих функций.

    Леруа сводит все особенности примитивной  памяти к ее функции. Примитивный  человек должен полагаться только на свою непосредственную память: у него нет письменности.

    Органическая  память примитивного человека, основа которой заложена в пластичности нашей нервной системы, т.е. в способности ее сохранять следы от внешних возбуждений и воспроизводить эти следы, - эта память достигает у примитива своего максимального развития. Дальше ей развиваться некуда.

    По  мере врастания примитивного человека  в культуру наблюдается спад этой памяти, ее уменьшение подобно тому, как мы наблюдаем это уменьшение по мере культурного развития ребенка. Встают вопросы, по какому пути идет развитие памяти примитивного человека. Улучшается и совершенствуется  память. Исследования показывают, что этого не происходит в действительности.

    Историческое  развитие памяти начинается с того момента, как человек переходит  впервые от пользования своей  памятью, как естественной силой, к  господству над ней. На определенной ступени человек накапливает достаточный психологический опыт, достаточной знание законов, по которым работает память, и переходит к использованию этих законов.

    От  умения пользоваться следами как  знаками, указывающими и напоминающими  целые сложные картины, от использования знака примитивный человек на известной ступени своего развития приходит впервые к созданию искусственного знака. Этот момент есть поворотный момент в истории развития его памяти.

    При  развитии человеческого письма, при  переходе от естественного развития памяти к развитию письма, от эйдетизма к использованию внешних систем знаков, от мнемы к мнемотехнике заключается самый существенный перелом, который определяет собой весь дальнейший ход культурного развития человеческой памяти. На место внутреннего развития становится развитие внешнее.

    При переходе от употребления высших средств  запоминания к употреблению средств  внутренних – есть линия развития высшей логической памяти.

 

ГЛАВА 6. Культурное развитие специальных функций памяти

 

    Маленький ребенок, для которого мир внешних  объектов был сначала совершенно чужим, постепенно сближается с ним  и начинает овладевать этими объектами, начинает функционально использовать их как орудия. Это-первая ступень  в культурном развитии, когда в  помощь прирожденным и простейшим приобретенным движениям образуются новые формы поведения, новые его приемы.

    Вторая  ступень культурного развития характеризуется  возникновением в поведении ребенка  опосредствованных процессов, перестраивающих  поведение на основе использования стимулов-знаков. Эти приемы поведения, приобретенные в процессе культурного опыта, перестраивают основные психологические функции ребенка, вооружают их новым оружием, развивают их.

    В психологии вопрос о путях развития детской памяти долгое время казался очень неясным. Развивается ли вообще память у ребенка. Лучше ли память у взрослых, чем у детей.

    Память  взрослого человека часто бывает весьма сильна и обширна. Ученый помнит в области своей специальности  огромный и разнообразный материал; каждый из нас хранит в своей голове огромной количество всяких сведений, терминов, цифр. Взрослый человек очень быстро способен изучить чужой язык и т.д.

    Если  начать выяснять, чем отличается память пятилетнего ребенка от ребенка  школьного возраста, то у обоих детей будет наблюдаться различные формы пользования своей памятью. Если ребенок-пятилетка запоминает непосредственно, то ребенок школьного возраста обладает целым рядом приемов, с помощью которых ему удается запомнить нужное; он связывает этот новый материал со своим прежним опытом, прибегает к целой системе ассоциаций или заметкам. Оба ребенка имеют одинаковую память, но пользуются ею по-разному. Развитие памяти от ребенка до взрослого заключается именно в таком переходе от естественных форм к культурным.

    Можно сказать, что примитивный человек  изобретал свои системы запоминания  сам. А развивающийся ребенок  чаще всего получает уже готовые  системы, помогающие ему запомнить, и только включается в них, научается  их использовать, овладевает ими и  через их посредство трансформирует свои натуральные процессы.

    Итак, переход от примитивных, биологических  форм памяти к высшим, специфически человеческим ее формам является результатом  длительного и сложного процесса культурного, исторического развития. Человек должен был овладеть своей натуральной, биологической памятью, подчинить ее деятельность новым условиям своего социального бытия, должен был заново воссоздать свою память, сделав ее памятью человеческой. 
 
 

 

Заключение

 

    Наш психический мир многообразен и  разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

    Благодаря памяти, человек в состоянии накапливать  информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

      Память занимает особое место  среди познавательных психических  процессов. Многими исследователями  память характеризуется как «сквозной»  процесс, обеспечивающий преемственность  психических процессов и объединяющий  все познавательные процессы  в единое целое.

    Перед психологической наукой стоит ряд  сложных задач, связанных с изучением  процессов памяти: учение того, как  запечатлеваются следы, каковы физиологические  механизмы этого процесса, какие  условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

    В российской психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая – иногда рассматривались как этапы такого развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы

 
  1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека.- М.,1985
  2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.,1980.
  3. Веккер Л.М. Психические процессы. – Л. 1981.
  4. Выготский Л.С. Психология /М. ЭКСМО – Пресс 2000
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций., 1988
  6. Голубева А.П. Индивидуальные особенности памяти человека М., 1980
  7. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. – 1985
  8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М. 1982
  9. Занков Л.В. Память М., 1949
  10. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
  11. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии МГУ 1975 г.
  12. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
  13. Николаев Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. – М., 1998.
  14. Немов Р.С. Психология 1и 2 том. М. Гуман. изд. центр Владос, 2005
  15. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. – М.: Просвещение, 1973.
  16. Психология памяти /Под ред. Ю. Гиппенрейтер и В.Я. Романова./  2000 (серия: Хрестоматия по психологии).

      14.  Психология: Словарь/под ред.  А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.,1990 –с.264)

  1. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб изд. «Питер» 1999.
  2. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. М. 1977
  3. Романов К.М., Гаранина Ж.Г.  Практикум по общей психологии; Воронеж: Изд. НПО «Модэк» 2002
  4. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. –1976 г
  5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/д: Феникс, 1999.

Информация о работе Развитие памяти как высшей психической функции