Развитие памяти как высшей психической функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить развитие памяти как высшей психической функции.
Задачи:
рассмотреть историю изучения памяти в зарубежной и отечественной психологии;
изучить основные виды, процессы и механизмы памяти;
изучить теорию памяти, роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании;
рассмотреть развитие памяти как познавательного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3стр
ГЛАВА 1. История изучения памяти ............................................. 6стр
ГЛАВА 2. Виды памяти….................................................................. 11стр
ГЛАВА 3. Основные процессы и механизмы памяти ………….. 18стр
3.1 Запоминание…..………..……………………………………… 19стр
3.2 Сохранение……………....……………………………………... 22стр
3.3 Воспроизведение и узнавание………………………….…….. 23стр
3.4 Забывание...…………………………………………………….. 25стр
ГЛАВА 4. Теория памяти. Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании….…………………………….
28стр
ГЛАВА 5. Развитие памяти как познавательного процесса…… 31стр
ГЛАВА 6. Культурное развитие специальных функций памяти......................................................................................................
34стр
Заключение……………………………………………………………. 36стр
Список литературы…………………………………………………… 38стр

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 203.00 Кб (Скачать)
>    3.3 Воспроизведение  и узнавание  

    Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

    Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

    Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

    Успешность  воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

    Физиологическая основа узнавания и воспроизведения  — оживление следов прежних возбуждений  в коре головного мозга. При узнавании  оживляется след возбуждения, который  был проторен при запоминании.

    Формы воспроизведения:

  • узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
  • реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

    Узнавание какого-либо объекта происходит в  момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знания объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а, следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

    3.4 Забывание

    Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени  забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

    Забывание проявляется в двух основных формах:

  1. невозможность припомнить или узнать;
  2. неверное припоминание или узнавание.

      Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:

    1. воспроизводящая память;
    2. опознающая память;
    3. облегчающая память.

    Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

    Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

    При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и  не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.

    Длительное (полное или частичное) забывание  характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. 

    Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

    Для уменьшения забывания необходимо:

  • понимание, осмысление информации
  • повторение информации

    Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

    Отрицательное влияние предшествующей запоминанию  деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

    Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

    Важным  фактором забывания обычно считают  степень активности использования  имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности  или необходимости. Это справедливо  более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

    Забывание может быть обусловлено работой  защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в  подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем  более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).

    Другими формами забывания являются ошибочное  припоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому.

    Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни  нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.

    Забывание также наступает быстрее при  умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и  действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

 

ГЛАВА 4. Теория памяти. Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании

 

    Теория  памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Эббингауза и его последователей (Мюллера, Пильцекера, Шумана и др.), была построена на учении об ассоциациях.

    Существенным  в этой теории является то положение, что факт внешней смежности впечатлений  признается достаточным для установления связей между представлениями и для их воспроизведения.

    Эббингауз построил свое исследование на ряде бессмысленных слогов, состоящих из трех букв, с выключением всех комбинаций, которые давали какое-либо осмысленное слово. Отсутствие осмысленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей было для Эббингауза несущественным, так как для него процесс воспроизведения определялся фактом внешней смежности заучиваемого, создающей ассоциативные связи.

    Ассоциативные связи играют значительную роль, особенно в элементарных формах памяти, однако, работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти человека, несводимы к одним лишь ассоциациям и не могут быть объяснены ассоциативной теорией.

    Помимо  ассоциативных связей по смежности  в работе человеческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспроизведения, существенную роль играют смысловые связи. Память человека носит осмысленный характер. По данным ряда исследователей, количество объединенных во фразу слов, которое запоминают испытуемые, в несколько раз превосходит количество запоминаемых ими – при прочих равных условиях – бессвязных слов.

    Анализ, систематизация и осмысливание –  вся предварительная  работа мышления над содержанием – включаются в воспроизведение и влекут  за собой перестройку процесса запоминания, смысловые связи имеют определяющее значение в запоминании осмысленного материала.

    Запоминание не всегда основывается на смысловых  связях, не всякий материал допускает  такое запоминание. Ряды цифр, статистические данные, различные константы, номера телефонов запоминаются обычно не благодаря смысловым связям. В тех случаях, когда нет объединения материала в смысловое целое, в основе запоминания лежит объединение материала в структурное целое, т.е. членение и объединение материала посредством его ритмизации, систематического расположения. Общеизвестно, что стихи запоминаются легче, чем не стихотворный материал. Это объясняется тем, что благодаря ритму и рифме, словесному материалу придается структурная оформленность. При слуховом восприятии материала существенную роль играет объединение материала посредством ритмизации.

    Классификация ассоциаций.

    С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную  связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым  относят три вида ассоциаций:

  1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.
  2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам.
  3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления и каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.

    Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются  два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой  наших знаний.

    Существование ассоциаций связано с тем, что  предметы и явления действительно  запечатлеваются и воспроизводятся  не изолированно друг от друга, а в  связи друг с другом. Воспроизведение  одних влечет за собой воспроизведение  других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Информация о работе Развитие памяти как высшей психической функции