Развитие памяти как высшей психической функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить развитие памяти как высшей психической функции.
Задачи:
рассмотреть историю изучения памяти в зарубежной и отечественной психологии;
изучить основные виды, процессы и механизмы памяти;
изучить теорию памяти, роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании;
рассмотреть развитие памяти как познавательного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3стр
ГЛАВА 1. История изучения памяти ............................................. 6стр
ГЛАВА 2. Виды памяти….................................................................. 11стр
ГЛАВА 3. Основные процессы и механизмы памяти ………….. 18стр
3.1 Запоминание…..………..……………………………………… 19стр
3.2 Сохранение……………....……………………………………... 22стр
3.3 Воспроизведение и узнавание………………………….…….. 23стр
3.4 Забывание...…………………………………………………….. 25стр
ГЛАВА 4. Теория памяти. Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании….…………………………….
28стр
ГЛАВА 5. Развитие памяти как познавательного процесса…… 31стр
ГЛАВА 6. Культурное развитие специальных функций памяти......................................................................................................
34стр
Заключение……………………………………………………………. 36стр
Список литературы…………………………………………………… 38стр

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

    СМОЛЕНСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

 «Развитие памяти как высшей психической функции» 
 
 
 
 
 
 

Руководитель: Зубова ??

Выполнила: Стефанкова А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Смоленск

2004г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение……………………………………………………………….. 3стр
ГЛАВА 1.  История изучения памяти ............................................. 6стр
ГЛАВА 2.  Виды памяти….................................................................. 11стр
ГЛАВА 3.  Основные процессы и механизмы памяти ………….. 18стр
3.1  Запоминание…..………..……………………………………… 19стр
3.2  Сохранение……………....……………………………………... 22стр
3.3  Воспроизведение и узнавание………………………….…….. 23стр
3.4  Забывание...…………………………………………………….. 25стр
ГЛАВА 4.  Теория памяти. Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании….…………………………….  
28стр
ГЛАВА 5.  Развитие памяти как познавательного процесса…… 31стр
ГЛАВА 6.  Культурное развитие специальных функций памяти......................................................................................................  
34стр
Заключение……………………………………………………………. 36стр
Список  литературы…………………………………………………… 38стр
 

 

    Введение 

    На  протяжении всей жизни человек усваивает  огромное количество знаний, умений и навыков, то есть того, что составляет жизненный опыт. При необходимости они используются для решения соответствующих задач и выполнения разнообразных действий. Все это становится возможным благодаря психическому процессу, который называется памятью. Кроме того, память необходима также для психического развития и социального бытия человека как субъекта и как личности.

    Память  – это психический процесс, заключающийся  в запоминании, сохранении и воспроизведении  опыта человека, а также в развитии и существовании его как субъекта и как личности.

    Выполнение  этих функций требует от человека особой психической деятельности. Она  имеет определенные мотивы, цели и  задачи и состоит из отдельных  мнестических действий, например, повторение, систематизация, сравнение, выделение смысловых частей и др. Поэтому память можно определить как систему активных мнестических действий, обеспечивающих усвоение, расширение и реализацию жизненного опыта человека.

    Она актуализируется в ситуациях, требующих  запечатления и использования знаний, умений и навыков или освобождения от них, если они стали ненужными.

    В зависимости от происхождения принято  выделять два вида памяти: натуральную  и культурную (социальную). Натуральная  память представляет собой врожденную способность человека к запоминанию и сохранению жизненного опыта. Она может быть разной по своим возможностям. Известно, что ее объем составляет от пяти до девяти единиц информации. Натуральная память образует природную основу для развития у человека культурной памяти.

    В структуре памяти выделяют четыре самостоятельных  процесса и соответствующие им функции: запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание.

    Память - это очень сложная система  психических процессов, поэтому  существует несколько оснований  для классификации ее видов.

    По  времени сохранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную  и долговременную.

    В зависимости от формы запоминаемой информации выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.

    По  степени волевой регуляции процессов запоминания и воспроизведения различают произвольную и непроизвольную память.

    Природная память образует основу для развития у человека социальной (культурной) памяти, которая представляет собой  систему усвоения субъектом мнемических действий, выступающих как инструменты или предметы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Она возникает в процессе обучения и воспитания. По своим возможностям культурная память в десятки тысяч раз превосходит натуральную и позволяет человеку усваивать огромное количество информации. Ее пределы не установлены. В отличие от натуральной памяти она является опосредованной, что выражается в использовании для запоминания или воспроизведения особых стимулов-посредников: вещественных или символических.

    Память  не существует сама по себе в отрыве от социального бытия человека. В  реальной жизни она « обслуживает» предметно-практическую деятельность и общение. В соответствии с этим критерием можно выделить еще  два вида памяти: предметную и психологическую. Предметная память направлена на субъективное запечатление окружающего нас предметного мира. Психологическая память является инструментом запоминания, сохранения и воспроизведения субъективной реальности, то есть людей как субъектов, как личностей и как индивидуальностей. Она играет важную роль в общении и межличностном понимании. Без нее человек не помнил бы самого себя. Она представляется профессионально значимой для специалистов сферы «человек-человек».  

    Память  – это сложнейший психологический инструмент построения, организации и использования индивидуального жизненного опыта. Ее работа подчинена определенным закономерностям. Их понимание имеет важное значение для развития и эффективного использования возможностей своей памяти.

      Абсолютно все, что мы знаем,  умеем, есть следствие способности  мозга запоминать и сохранять  в памяти образы, мысли, пережитые  чувства, движения и их системы.  Человек, лишенный памяти, как  указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами.

      В связи с низким уровнем  психологической культуры большинство  людей реализует  потенциал  памяти не более чем на 15 %. Поэтому  данная проблема является весьма актуальной для современной науки, педагогической практики.

    Цель  данной курсовой работы: изучить развитие памяти как высшей психической функции.

    Задачи:

  • рассмотреть историю изучения памяти в зарубежной и отечественной психологии;
  • изучить основные виды, процессы и механизмы памяти;
  • изучить теорию памяти, роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании;
  • рассмотреть развитие памяти как познавательного процесса.

 

     ГЛАВА 1. История изучения памяти

 

    Изучение  памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием — заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но намного более интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем, точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

    Другой  известный немецкий психолог Г. Э. Мюллер осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. На первых порах исследование процессов памяти у человека в основном сводилось к изучению специальной сознательной мнемической деятельности, и значительно меньше внимания уделялось анализу естественных механизмов запечатления следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. Это было связано с широким распространением в психологии интроспективного метода. Однако с развитием объективного исследования поведения животных область изучения памяти была существенно расширена. Так, в конце XIX — начале XX в. появились исследования американского психолога Э. Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного.

    Помимо  теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Так, на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт. «Гештальт» в переводе на русский язык означает «целое», «структура», «система». Этот термин был предложен представителями направления, возникшего в Германии в первой трети XX в.  В рамках этого направления была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целости структур (гештальтов), поэтому данное направление в психологической науке стало называться гештальтпсихологией. Основной постулат данного направления гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому, исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология (В. Вундт, Э. Б. Титченер). В тех исследованиях, где предпринимались попытки проводить эксперименты с позиции гештальтпсихологии, было получено много интересных фактов. Однако, несмотря на определенные успехи и достижения, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос и представители других направлений: бихевиоризма и психоанализа.

    Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.

    Заслугой  представителей психоанализа является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании  и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в нашей  памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.

    Примерно  в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюллер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

Информация о работе Развитие памяти как высшей психической функции