Развитие общения дошкольников со сверстниками и взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:31, доклад

Описание работы

здесь описывается как проходит общение дошкольника со взрослыми и сверстниками

Работа содержит 1 файл

Общение дошк со взр и сверст.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Наиболее существенные различия между популярными и не­популярными детьми были обнаружены в эмоциональном отно­шении к сверстникам.

Во-первых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличны к действиям сверст­ника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причем эта эмо-циональная вовлеченность имела положительную окраску - они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопу-лярные осуждали и навязывали свой замысел.

Во-вторых, от сопереживали другим: успехи сверстников от­нюдь не обижали, а напротив, радовали их, а промахи огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно (радовались неуда­чам и обижались при похвале другого).

В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня об­щительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстни­ков и очень часто бескорыстно помогали им. Непопулярные не делали этого никогда.

И наконец, популярные дети, даже в позиции «обижен­ного», предпочитали разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные, как правило, находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и уг­розах.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в основе по­пулярности дошкольников лежат не развитие интеллекта и даже не организаторские способности, а прежде всего эмоциональ­ное отношение к сверстнику, которое выражается как в различ-ных эмоциональных проявлениях, так и в реальной помощи дру-гим детям.

Это совершенно не означает, что популярные дети не ссо­рятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят с другими. Все это, безусловно, присутствует в детской жизни. Однако у по­пулярных детей, в отличие от непопулярных, утверждение и при­знание своего Я не закрывает сверстника и не является специ­альной и единственной жизненной задачей. Именно это, как ни странно, и обеспечивает признание других и утверждение ребенка в группе сверстников.

Следует отметить, что структура детского коллектива, т. е. количество предпочитаемых и отвергаемых детей и их личност­ные характеристики, во многом зависит от конкретной группы и от стратегии воспитателя. Бывают группы, в которых явно вы­деляются 2—3 предпочитаемых всеми ребенка, и значительное число отвергаемых. В то же время в некоторых детских группах такая жесткая дифференциация отсутствует: отвергаемых детей практически нет, а число предпочтений детей распределяется примерно поровну среди всех членов группы. По-видимому, та­кая атмосфера в детской группе, когда нет изолированных и от­вергаемых и когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, более благоприятна для развития личности ребенка.

По материалам книги Е.О Смирновой «Детская психология», М., «Владос», 2003. С. 297-312



Информация о работе Развитие общения дошкольников со сверстниками и взрослыми