Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Данная работа представляет собой теоретический материал по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста (первая младшая группа).Цель данного проекта – формирование у детей наглядно-образного мышления из наглядно-действенного, и задание вектора развития абстрактного мышления.

Работа содержит 1 файл

ПРОЕКТ ПО ПСИХОЛОГИИ.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

      В процессе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями. Развитие мыслительных операций в дошкольном возрасте приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия.

У детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. 

      Различают три основные формы  мышления: понятие, суждение и умозаключение.

      Понятие. Понятие это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений.

      Каждый  предмет, каждое явление имеют много  различных свойств, признаков. Эти  свойства, признаки можно разделить  на две категории — существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры — длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.

      В понятии же содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное свойство — обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос); для понятия «термометр» — то, что это прибор для измерения температуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д.).

      Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов обозначающих имена  собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и  отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.                                    

      Представление — это образ конкретного предмета. Понятие это отвлеченная мысль о классе предметов.

      Восприятие  и представление всегда есть отражение  конкретного, единичного. Никто из нас  никогда не видел и не может  видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже человека вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

     Огромное  значение для изучения уровня обобщения, т. е. для выявления степени овладения  понятием, имеет форма, в которой предложено ребенку задание. Распределить предметы или их изображения по группам, например овощи, мебель, животные, может четырехлетний ребенок. Но дать определение тех же понятий, т. е. ответить на вопрос «что это такое?» (мебель, овощи), детям значительно труднее.

Однако правильно  группировать предметы дети могут только в том случае, когда им известно соответствующее обобщающее слово-термин. Не зная слов «транспорт», «садовые принадлежности»  или понимая слово «машина» как  обозначение только автомобилей, четырех-, пятилетние и некоторые более старшие дети не могут правильно, распределить по группам данные им картинки. Они делают ошибки: лейка попадает в одну группу с рыбой и лодкой, потому что «им всем нужна вода»; самолет, воздушные шары оказываются в одной группе с птицами, «потому что все летают»; швейная машина

попадет в группу мебели, так как «все это стоит  в комнате». Между тем те же, и даже младшие, дети правильно обобщают более знакомые предметы. Трехлетний ребенок называет мишкой любого медведя: большого и маленького, игрушечного и настоящего, объемное и плоскостное, цветное и контурное его изображение. При этом дети могут даже выделить тот характерный (несущественный) признак медведя, лисы, волка, на который они ориентируются, различая животных (В. А. Горбачева).

Своеобразен и  сам способ обобщения разного  содержания, которым пользуется дошкольник. По данным К. А. Некрасовой, ребенок часто ориентируется на самые разнообразные признаки, используя то одни, то другие как основу для объединения предметов в группы, категории. В одном случае дошкольник объединяет предметы собирательным словом (т. е. без всякого отвлечения и обобщения отдельных признаков предмета), например: береза, дуб, ель — все это «парк», «лес»; в другом случае объединяет объекты по тем субъективным переживаниям, которые они в нем вызывают: пожар, наводнение, болезнь — все это «плохие дела». И тут же ребенок дает точное обобщение более знакомых предметов: чашка, блюдце, стакан, сахарница — все это

«чайная посуда». Изучение Ф. И. Фрадкиной формирования обобщений у дошкольников показало, что огромное значение для группировки  предметов имеют те их признаки и связи, которые выявлены ребенком в его практическом опыте.

Только после 6 лет обобщения как «коллекция вещей» в жизненной ситуации сменяются  обобщениями по одной функции  предметов, а затем обобщениями  по материалу, из которого сделаны предметы, и лишь позднее по роду предметов. Ф. И. Фрадкина приводит следующие результаты своих исследований. Автор показывает, что существуют сложные динамические отношения между выделением части и переходом к общему. Эта трудность наиболее отчетливо выступает у дошкольников при необходимости раскрыть соподчинение разных, но однородных вещей, установить какую-то иерархию признаков.

Мы имеем основание  заключить, что уровень обобщения, которого достигает трех-, шестилетний  ребенок, непосредственно зависит:

а) от степени  знакомства детей с многообразием  предметов, включаемых в данную группу;

б) от знания слова, обобщающего все предметы, входящие в данную группу;

      в) от формы требований, предъявленных  к ребенку. Среди них особенно трудным оказывается требование определить понятие, т. е. ответить на вопрос «что такое?».

      Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

      Примерами утвердительного суждения могут  быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».

      Суждения  бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только - о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые школьники умеют играть в шахматы». Единичное суждение — это суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: «Пушкин — великий русский поэт».

      Суждение  раскрывает содержание понятий. Следовательно, чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения. Если человек высказывает суждение, что «психика есть функция мозга», он должен иметь соответствующие понятия о психике и о мозге. Знать 'какой-нибудь предмет или явление — значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

      Умозаключение. Умозаключение такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.

      Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными.

      Индукция это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

      Дедукция это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

      Индукция  начинается с накопления знания о  возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное  и различное в предметах и  явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» дети устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого они строят обобщающее заключение: «Все домашние животные полезны». Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов, и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

      Помимо  психологии, человеческое мышление изучает  другая наука — логика. Она изучает  правила построения правильных умозаключений, правильного (т. е. приводящего к  правильным выводам) рассуждения. Поэтому  логическим мышлением называют обоснованное, доказательное мышление, которое, основываясь на правильных исходных суждениях, с необходимостью приводит к правильным, объективным выводам.

Логическое мышление дошкольника в любой форме  отличается некоторыми общими характерными чертами. Например, сравнивая две фигурки слонов, разных по цвету, величине, фактуре и позе, дети (2 г.— 2 г. 5 мес.) говорят: «Этот большой слон, а этот сидит» или: «Этот хобот кверху держит, он весь красный, а этот маленький, беленький...»; «Елка не похожа на березу,— говорит девочка (4 г. 5 мес).— Елка вся зеленая, а у березки ствол белый с черточками, и листики на ней».

Такое непоследовательное использование сравнения говорит  о том, что ребенок еще не владеет  этой умственной операцией, хотя пытается сопоставлять в чем-то сходные предметы. Он правильно выделяет в каждом из них отдельные опознавательные, отличительные признаки (цвет, позу), но в четырехлетнем возрасте еще не знает, что надо в каждом сравниваемом предмете выделять однородные признаки и сопоставлять их попарно: цвет с цветом, позу с позой, величину с величиной. Такой операции ребенка надо обучать, это и делает воспитатель в дидактических играх, на занятиях, в быту.

Неправильно и  утверждение В. Штерна, что ребенку-дошкольнику  недоступны причинно-следственные связи  в предметах и явлениях, недоступны и высшие формы логического мышления, в частности умозаключения. Приводя отдельные примеры детских умозаключений, В. Штерн приходит к выводу о том, что ребенок действует путем трансдукции, т. е. делает вывод, идя от одного частного случая (факта) к другому, тоже единичному случаю, минуя общее.

Однако факты  убедительно показывают, что ребенок 3—5 лет может делать совершенно правильные выводы путем индуктивных  и дедуктивных умозаключений. Это  показали в своем исследовании А. В. Запорожец и У. В. Ульенкова. Авторы давали возможность детям 3—6 лет приобрести некоторый опыт. В таз с водой опускались последовательно различные предметы: спичка, гвоздик, английская булавка, пробка, маленькая дощечка и др. Но прежде чем опустить предмет в воду, экспериментатор спрашивал ребенка, поплывет этот предмет или утонет. Естественно, дети сначала лишь гадали, и их предположения часто оказывались неправильными. Но постепенно дети начинали выделять те признаки, которые, по их мнению, были либо существенны для плавучести предмета, либо вели к тому, что предмет тонул. Многие дети сначала выделяли величину предмета как существенный признак. Но проверка на практике показывала, что гвоздик, хоть и маленький, все равно тонет, а большой спичечный коробок легко держится на воде. Постепенно дети пришли к правильному выводу: все деревянное плавает, а железное (металлическое) тонет. Это индуктивное умозаключение. Отсюда они легко сделали и вывод дедуктивного порядка: деревянный ящичек, хотя и большой, все равно поплывет, а вот плоская металлическая коробочка из-под вазелина утонет, но она спокойно держалась на воде. Тогда мальчик 6 лет сделал самостоятельный новый вывод: «Она, хотя и железная, но плавает, потому что широкая и легкая». Так ребенок-дошкольник на практике понял соотношение площади, веса и объема плавающего тела.

В повседневной жизни дети часто высказывают  суждения и умозаключения, совершенно правильные как по содержанию, т. е. по устанавливаемым связям, так и  по форме. Однако, выделяя порой в  качестве посылок причинно не связанные факты или стороны явлений, ребенок 4—6 лет делает выводы, которые взрослому кажутся забавными.

Информация о работе Развитие мышления у детей дошкольного возраста