Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа
Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ 5
1.1. Обзор зарубежной и отечественной литературы по проблеме психологической подготовки спортсменов 5
1.2. Особенности психологической подготовки спортсменов-гимнастов 12
1.3 Организация работы психолога 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ. 24
2.1. Цель, задачи и методика исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Ведут ли гимнасты и тренеры дневники, отмечают ли они настроение, психическое состояние перед тренировкой и соревнованиями, причины неудачных выступлений и др.? Женщины ведут дневники и отмечают в основном данные по выполненным элементам и комбинациям - 16%, ведут нерегулярно - 14%, не ведут - 70%. Мужчины (100%) не ведут дневников.
Какие состояния испытывают гимнасты перед соревнованиями? Женщины: психической напряженности - 54%, стартовой лихорадки -22%, тревоги - 10%, апатии - 6%, переутомления - 6%, боевой готовности - 4%. Мужчины: боевой готовности - 61,2%, психической напряженности - 29%, страха - 25,8%, стартовой лихорадки - 22,5%, апатии - 6,4%, переутомления - 3,2%.
Применяет ли тренер сам и обучает ли гимнастов простейшим, объективным методикам диагностики психического состояния? Применяют - 4% женщин и 12,9% мужчин; изредка применяют - 34% женщин и 6,4% мужчин; не применяют и не обучают - 62% женщин и 80,6% мужчины.
В процессе соревнований перед подходом гимнасты: настраиваются на подход - 72% женщин и 64,5% мужчин, идеомоторно выполняют упражнения - 36% женщин и 29% мужчин, занимаются саморегуляцией психического состояния - 16% женщин и 19,3% мужчин, смотрят за выступлением других участников соревнований - 10% женщин и 22,5% мужчин, отвлекаются от соревнований - 4% женщин.
Какие рекомендации дают тренеры гимнастам перед выходом на помост? Идеомоторно проделать упражнение - 51,7%, заняться саморегуляцией психического состояния - 29,8%, собраться и выполнить упражнение до конца - 20,6%, все внимание сосредоточить на выполнении сложного элемента - 13,7%, не смотреть выступления других гимнастов - 10,3%.
Каковы действия гимнастов после неудачного выполнения упражнения? Проведение с тренером быстрого анализа неудачи - 14% женщин и 16,1% мужчин, сосредоточение внимания на выполнении упражнения на следующем снаряде - 62% женщин и 77,4% мужчин, занимаются регуляцией психического состояния - 6% женщин, проводят анализ выступления с тренером после окончания соревнований - 64% женщин и 51,6% мужчин, не анализируют - 6,4% мужчин.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Основные причины неудач имеют психологический характер (58,3%).
2.
В сборных командах страны
и спортивных школах, где должна
закладываться система
3. Большая часть гимнастов не имеют твердых знаний и понятий о психологической подготовке, ее структуре, системе и методике в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
4.
У большинства действующих
5.
Тренеры не обучают гимнастов
элементарным методам
В
связи с этим необходимо проанализировать
действующую систему
В ходе проведенного исследования были решены поставленные в нем задачи:
1.Изучить психологические исследования зарубежных и отечественных исследователей по проблеме психологической подготовки спортсменов.
2.
Определить особенности
По
полученным результатам исследования
можно сделать следующие
1) основные причины неудач на соревнованиях имеют психологический характер (58,3%);
2)в сборных командах страны и спортивных школах, где должна закладываться система психологической подготовки, не работают и никогда не работали психологи (98%);
3)большая часть гимнастов не имеют твердых знаний и понятий о психологической подготовке, ее структуре, системе и методике в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;
4) у большинства действующих тренеров-преподавателей объема знаний для самостоятельного решения проблем психологической подготовки спортсменов явно недостаточно;
5)тренеры не обучают гимнастов даже элементарным методам психологической подготовки, таким, как: методика непосредственной подготовки к выполнению упражнений; диагностика и саморегуляция психологических состояний и др.
Итак, спортивная деятельность обязательно требует от спортсменов высокого развития большого комплекса психических процессов и состояний, для достижения успеха в соревнованиях.
Все
психические состояния и
Роль
психорегуляции в круглогодичной тренировке
доказана необходимостью мобилизации
психических процессов, необходимых
для достижения успеха в соревнованиях.
Однако психорегуляция должна протекать
не стихийно механически подчиняя себе
и часто искажая поведение спортсмена,
а под строгим контролем его сознания.
спорт,1998
Информация о работе Развитие кратковременной памяти у детей школьного возраста