Развитие кратковременной памяти у детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ 5
1.1. Обзор зарубежной и отечественной литературы по проблеме психологической подготовки спортсменов 5
1.2. Особенности психологической подготовки спортсменов-гимнастов 12
1.3 Организация работы психолога 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ. 24
2.1. Цель, задачи и методика исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

курс.раб.Психол.подг.спортсм..doc

— 149.00 Кб (Скачать)
tify">    Знают ли гимнасты, к какому типу темперамента они относятся? Сангвиников - 22% женщин и 29% мужчин; холериков - 8% женщин и 6,4% мужчин; флегматиков - 12% женщин и 3,2% мужчин; меланхоликов - 6% женщин, среди мужчин их не оказалось; не знают своего типа темперамента - 58% женщин и 61,4% мужчин.

    Ведут ли гимнасты и тренеры дневники, отмечают ли они настроение, психическое  состояние перед тренировкой и соревнованиями, причины неудачных выступлений и др.? Женщины ведут дневники и отмечают в основном данные по выполненным элементам и комбинациям - 16%, ведут нерегулярно - 14%, не ведут - 70%. Мужчины (100%) не ведут дневников.

    Какие состояния испытывают гимнасты перед соревнованиями? Женщины: психической напряженности - 54%, стартовой лихорадки -22%, тревоги - 10%, апатии - 6%, переутомления - 6%, боевой готовности - 4%. Мужчины: боевой готовности - 61,2%, психической напряженности - 29%, страха - 25,8%, стартовой лихорадки - 22,5%, апатии - 6,4%, переутомления - 3,2%.

    Применяет ли тренер сам и обучает ли гимнастов  простейшим, объективным методикам  диагностики психического состояния? Применяют - 4% женщин и 12,9% мужчин; изредка  применяют - 34% женщин и 6,4% мужчин; не применяют и не обучают - 62% женщин и 80,6% мужчины.

    В процессе соревнований перед подходом гимнасты: настраиваются на подход - 72% женщин и 64,5% мужчин, идеомоторно  выполняют упражнения - 36% женщин и 29% мужчин, занимаются саморегуляцией психического состояния - 16% женщин и 19,3% мужчин, смотрят за выступлением других участников соревнований - 10% женщин и 22,5% мужчин, отвлекаются от соревнований - 4% женщин.

    Какие рекомендации дают тренеры гимнастам  перед выходом на помост? Идеомоторно проделать упражнение - 51,7%, заняться саморегуляцией психического состояния - 29,8%, собраться и выполнить упражнение до конца - 20,6%, все внимание сосредоточить на выполнении сложного элемента - 13,7%, не смотреть выступления других гимнастов - 10,3%.

    Каковы  действия гимнастов после неудачного выполнения упражнения? Проведение с  тренером быстрого анализа неудачи - 14% женщин и 16,1% мужчин, сосредоточение внимания на выполнении упражнения на следующем снаряде - 62% женщин и 77,4% мужчин, занимаются регуляцией психического состояния - 6% женщин, проводят анализ выступления с тренером после окончания соревнований - 64% женщин и 51,6% мужчин, не анализируют - 6,4% мужчин.

    В результате проведенного анализа можно  сделать следующие выводы:

    1. Основные причины неудач имеют психологический характер (58,3%).

    2. В сборных командах страны  и спортивных школах, где должна  закладываться система психологической  подготовки, не работают и никогда  не работали психологи (98%).

    3. Большая часть гимнастов не  имеют твердых знаний и понятий о психологической подготовке, ее структуре, системе и методике в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

    4. У большинства действующих тренеров-преподавателей  объема знаний для самостоятельного  решения проблем психологической подготовки спортсменов недостаточно.

    5. Тренеры не обучают гимнастов  элементарным методам психологической  подготовки, таким, как: методика  непосредственной подготовки к  выполнению упражнений; диагностика  и саморегуляция психологических  состояний и др.

    В связи с этим необходимо проанализировать действующую систему образования  будущих тренеров-преподавателей, определить, достаточен ли у них объем знаний, умений и навыков, чтобы самостоятельно использовать методы психологической  подготовки и решать простейшие психологические проблемы в практической работе со спортсменами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе проведенного исследования были решены поставленные в нем задачи:

    1.Изучить психологические исследования зарубежных   и отечественных исследователей по проблеме психологической подготовки спортсменов.

    2. Определить особенности психологической  подготовки спортсменов гимнастов.

     По  полученным результатам исследования можно сделать следующие выводы:

    1) основные причины неудач на соревнованиях имеют психологический характер (58,3%);

    2)в сборных командах страны и спортивных школах, где должна закладываться система психологической подготовки, не работают и никогда не работали психологи (98%);

    3)большая часть гимнастов не имеют твердых знаний и понятий о психологической подготовке, ее структуре, системе и методике в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;

    4) у большинства действующих тренеров-преподавателей объема знаний для самостоятельного решения проблем психологической подготовки спортсменов явно недостаточно;

    5)тренеры не обучают гимнастов даже элементарным методам психологической подготовки, таким, как: методика непосредственной подготовки к выполнению упражнений; диагностика и саморегуляция психологических состояний и др.

    Итак, спортивная деятельность обязательно требует от спортсменов высокого развития большого комплекса психических процессов и состояний, для достижения успеха в соревнованиях.

    Все психические состояния и процессы в спортивной деятельности играют особо  важную роль и должны учитываться в работе по психологической подготовке боксера перед подготовкой к соревнованию.

    Роль  психорегуляции в круглогодичной тренировке доказана необходимостью мобилизации  психических процессов, необходимых  для достижения успеха в соревнованиях. Однако психорегуляция должна протекать не стихийно механически подчиняя себе и часто искажая поведение спортсмена, а под строгим контролем его сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Андреева  В.В. Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов / Андреева В.В., Всеволодова Ю.В. // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 1999. - № 10.
  2. Аркаев Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 11.
  3. Аросьев Д. А., Полетаева И. А., Семенов В. Г. Система формирования специалистов подготовки спортсмена (на примере горнолыжного спорта): Методические указания ЦС ФСОЛО «Динамо». М., 1999.
  4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Физкультура и спорт ,1999
  5. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности М: Психология в спорте. Омск. 1998.
  6. Ванек М., Гошек В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов // Психология и современный спорт. М., 2002.
  7. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.М.: Физкультура и спорт. 1981.
  8. Гагаева Г. М. Психологическая подготовка спортсменов-футболистов к предстоящему соревнованию. - М., 2000.
  9. Ганюшкин А.Д. Тренеру о его психологии. Гимнастика. Сб. ст. Вып. 1 - М.: ФиС, 2006.
  10. Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: Физкультура и спорт .1991.
  11. Горбунов Г. Д. Основные задачи практической психологии в современном спорте // Психология и современный спорт. М., 2002.
  12. Григорьянц И.А. Причины ошибок и срывов в соревновательной деятельности гимнастов и гимнасток высокой квалификации и методы их предупреждения: Учеб. пос. для студ. и слушат. факультета повышения квалификации РГАФК. РГАФК, 1996.
  13. Григорьянц И.А. Психологическая подготовка тренера по спортивной гимнастике: Учеб. пос. для студ. и слушат. факультета повышения квалификации РГАФК. РГАФК, 1995.
  14. Киселев Ю.А. Победи: Размышление и советы психолога спорта. М: Спортакадемия, 2002.
  15. Козлов Е.Г. Психологические аспекты спортивной деятельности. — М.,2003.
  16. Козлов Е. Г., Михайлова Э. И. Теоретический подход к изучению проблемы готовности в спортивной соревновательной деятельности: Научная разработка. М., 2000.
  17. Коренберг В.Б. Психологический ракурс гимнастики. Гимнастика. Сб. ст. Вып. 2. - М.: ФиС, 1997
  18. Кретти Б. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и

    спорт,1998

  1. Мельников В. М. Психологические основы коммунистического воспитания спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1980. № 4.
  2. Мельников В. М. Состояние некоторых перспектив развития основных направлений психологии спорта // Психол. журн. 1980. Т. 1. № 3.
  3. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. М., 1979.
  4. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1996.
  5. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. /Под ред. Г.Д. Бабушкина. Омск.: СибГУФК, 2006.
  6. .Рудик А. П. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена // Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М., 2008.
  7. Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в системе физического воспитания и спорта: Учеб. пос. для студ. и слушат. РГАФК. РГАФК, 1998.
  8. Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика. — Киев, «Олимпийская литература», 1999.
  9. Теория и методика физического воспитания: Учебник. Ч.1 / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. М., 2004.
  10. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000
  11. Ханин Ю. А. Психология общения в спорте. М., 1990.
  12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: "Академия", 2000.

Информация о работе Развитие кратковременной памяти у детей школьного возраста