Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа
Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ 5
1.1. Обзор зарубежной и отечественной литературы по проблеме психологической подготовки спортсменов 5
1.2. Особенности психологической подготовки спортсменов-гимнастов 12
1.3 Организация работы психолога 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ. 24
2.1. Цель, задачи и методика исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Второй аспект, это гимнаст и зритель. Этот аспект общения особенно важен для гимнастов, выступающих на наиболее ответственных соревнованиях, в присутствии большого количества зрителей. Чем проще задание, тем лучше присутствие посторонних отражается на качестве исполнения упражнений. И напротив, координационно-сложная работа с высокой вероятностью неудачи ухудшает психическое состояние гимнаста и, как следствие, эффективность тренировки.
Представляет интерес и тот
факт, что наибольшее воздействие
на спортсмена оказывают
Занятия спортом формируют
Андреева В.В. [1, 31] отмечает, что в напряженные периоды спортивной деятельности повышается чувствительность спортсмена к разнообразным стимулам, повышается уровень беспокойства и неопределенности, растет количество причин, побуждающих к возникновению у спортсмена конфликтных и кризисных ситуаций. Все эти состояния являются следствием тех противоречий деятельности, с которыми имеет дело спортсмен.
Необходимо объяснять спортсменам, что эти критические ситуации являются важными составляющими их спортивного развития. Психологическая подготовка должна включать методики социально-психо логического тренинга (СПТ), нацеленные на обсуждение различных критических ситуаций, обучение технике их анализа. Моделирование коммуникативной критики, отрицательных переживаний, конфликтов и кризисов должно составлять необходимую часть психологической подготовки спортсмена. Спортсмен должен уметь эффективно переживать негативные чувства, должен научиться быть независимым от критики, хорошо использовать стрессы и конфликты для собственного развития. Опыт психотерапевтической практики может быть эффективно использован в этом направлении.
Психолог, начинающий работать с командой гимнастов, нередко сталкивается с рядом трудностей. Они возникают из-за того, что психолог, как правило, не может присутствовать в команде на всем протяжении подготовки спортсменов. Однако, если он работает с ними достаточно долго, ему очень непросто увязать свою деятельность с ежедневным тренировочным процессом , сделать свою работу его органической составной частью.
Настоящим и серьезным
спортивного мастерства и воспитатель, а значит, не может не быть психологом. Он должен систематически, целенаправленно руководить психологической подготовкой спортсменов, последовательно воспитывать у них умения контролировать себя, применять индивидуально значимые методы саморегуляции психического состояния, вводить в особое психическое состояние, в котором наиболее полно реализуют физические и технические возможности. Поэтому главная задача профессионального психолога – быть нужным в первую очередь тренеру: консультировать его по всем вопросам психологической подготовки спортсменов, выполнять ту работу, которую сам тренер выполнить не может (например, провести коррекцию неудовлетворительных психических состояний, воспитывать у отдельных спортсменов способность к самоконтролю и саморегуляции, оперативно настраивать их на выполнение конкретной деятельности, разрабатывать и внедрять перспективные методы психорегуляции в практику работы тренеров и врачей команды).
Вся эта работа должна носить комплексный характер. Очень важно, чтобы тренер и врач понимали конкретные назначения всех мероприятий, выполняемых или планируемых психологом и активно участвовали в них. Кроме того, необходимо систематически подводить итоги этой совместной деятельности и намечать новые цели и задачи.
Выделим этапы вхождения психолога в команду гимнастов:
1. Разъяснительная беседа со старшим тренером. В этой беседе излагаются основные задачи психорегуляции и рассматриваются плановые варианты подготовки команды и отдельных спортсменов.
2. Беседа с тренерским составом о важности психорегуляции, а также об основных приемах работы и ожидаемых результатах. В беседе с тренерами намечаются спортсмены, которых тренеры выделяют для перспективной подготовки и которые нуждаются в оперативной психорегуляции. Согласуется форма беседы тренера со спортсменами о важности и необходимости мероприятий по психорегуляции. Этот момент играет чрезвычайно серьезную роль, так как тренер изначально должен задать правильный тон всей работе, показать свою заинтересованность в ней и настроить спортсменов на то, что проводимые мероприятия имеют большое значение для них.
3. Беседа тренеров со спортсменами о пользе и необходимости психорегуляции. В процессе беседы тренера должны очень авторитетно подтвердить значимость всех планируемых мероприятий и постараться каждому спортсмену показать перспективу и конкретную пользу занятий по психорегуляции.
4. Короткая лекция психолога о значении психорегуляции. Внимание спортсменов следует сконцентрировать на важность обучения методам саморегуляции. Необходимо сказать о доминирующей роли самого спортсмена, о том, что функции психолога сводятся только к консультации и разумным подсказкам.
5. Специальная беседа с лицами, нуждающимися в психорегуляции. В этой беседе необходимо выявить индивидуальные особенности каждого спортсмена, чтобы учитывать их в дальнейшем, в ходе психорегулирующих мероприятий.
Психолог должен ежедневно реализовывать большую программу своей деятельности. Работа должна быть четко спланирована.
В работе психолога можно
- занятия по обучению спортсменов самоконтролю нервно-эмоционального напряжения, работоспособности и состояния нервно мышечного аппарата. В содержание занятий входит оценка своего состояния по параметрам работоспособности и нервно-эмоционального напряжения. Каждый спортсмен должен уметь оценивать состояние своего организма и на основании правильной самооценки готовиться к тренировкам и соревнованиям.
- обучение спортсменов навыкам произвольной релаксации и мобилизации. Мероприятия по обучению этим навыкам сочетаются обычно c теоретическими занятиями, когда спортсменам поясняют психофизиологический смысл формируемых состояний, механизмы возникновения тех или иных ощущений, анализируют ошибки и рассматривают варианты их устранения с помощью средств саморегуляции.
- непосредственные обучения самоконтролю и саморегуляции. Этот раздел работы состоит из двух этапов. На первом этапе спортсмены выполняют все необходимые для паузы психорегуляции (физические упражнения исключаются). Психолог лишь подает команды, выделяя периоды расслабления, переходную стадию и стадию идеомоторной тренировки. Внимательно наблюдая за позами спортсменов, фиксируя мелкие движения с целью коррекции позы, он составляет представление о том, насколько успешно происходит расслабление. В процессе опроса спортсменов выясняется, какие неудобства они испытывали, что им мешало. На втором этапе отрабатываются элементы релаксации.
- работа над формированием образа психического состояния, значимого для наиболее полной реализации физических и тактических возможностей спортсмена. Главное внимание должно обращаться на формирование ощущений, которые являются составными компонентами образа, а также умение их поэлементно тренировать, а затем интегрировать. Выработав у спортсменов умение создавать ощущение «свободной от мыслей» головы, надо научить его вызывать эти же ощущения и во время тренировочного занятия, фиксируя их и постоянно удлиняя во времени.
- организация и контроль проведения пауз психорегуляции. Пауза позволяет решать многие вопросы психологической подготовки спортсменов в те периоды, когда в команде нет психолога, а тренер и врач не могут его заменить. Основной акцент делается на самоподготовку спортсменов.
- индивидуальная работа со спортсменами. В этом разделе работы наиболее полно реализуются задачи конкретной психологической настройки на предстоящую деятельность, а также закрепления и автоматизации элементов спорт деятельности. Индивидуальная работа с тренерами по определению программы и плана их работы со спортсменами. Важно, чтобы совместная деятельность обоих специалистов носила целенаправленный и плановый характер. Тренер должен усвоить истину, что главный психолог в команде – он сам.
- специальная психологическая подготовка тренера. Во всех случаях, когда контакт тренера со спортсменом неизбежен, им передаются его эмоции и настроения гимнасту. Волнующийся тренер способен «заразить» волнением спортсменов так же, как и его спокойствие и уверенность могут придать спортсменам дополнительные силы и волю к победе. Поэтому с тренерами необходимо проводить так же специальную психологическую подготовку, которая направлена на становление необходимых психических функций.
- прочие
виды работ. В этот раздел входят дополнительные
мероприятия, проводимые психологом в
команде: текущее обследование спортсменов,
составление индивидуальной тактики психорегуляции,
обработка полученных данных и тому подобное.
Цель экспериментальной части исследования: выявить эффектив-ность психологической подготовки спортсменов-гимнастов
Задачи исследования:
Для решения вышеуказанных задач был проведен анкетный опрос сильнейших гимнастов и тренеров. В анкетном опросе приняли участие 73 человека, в том числе:
- гимнасты - 60;
- тренеры-преподаватели - 13.
В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи опроса, определяющего степень информированности о психологической подготовке и как решаются вопросы психологической подготовки спортсменов.
Результаты проведенного исследования показали следующее.
Понятие о психологической подготовке гимнастов имеют 35,5% женщин и столько же мужчин, не имеют понятия или имеют слабое (т.е. никакого) 64,5% женщин и мужчин. Однако ответы на последующие вопросы показали результаты:
1)
96% женщин и 100% мужчин считают,
что психолог с ними не
2) только 44,8% тренеров имеют понятие о психологической подготовке, а 55,2% тренеров имеют слабое понятие;
3)
30% женщин и 19,3% мужчин говорят,
что тренеры иногда проводят
индивидуальные беседы по
4)
понятие о методике
Кто должен работать с гимнастами: психолог или современный тренер, и нужны ли им знания и навыки по психологической подготовке и работать сам? Только психолог - считают 4% женщин и 9,9% мужчин; психолог вместе с тренером - 60% женщин и 42,9% мужчин; это должен уметь делать тренер - 36% женщин и 46,2% мужчин.
Информация о работе Развитие кратковременной памяти у детей школьного возраста