Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа
Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ 5
1.1. Обзор зарубежной и отечественной литературы по проблеме психологической подготовки спортсменов 5
1.2. Особенности психологической подготовки спортсменов-гимнастов 12
1.3 Организация работы психолога 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ. 24
2.1. Цель, задачи и методика исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Психологическая подготовка спортсмена является сложноорганизованным целым образованием. Она имеет свое строение и дифференцируется на ряд уровней, каждый из которых имеет свои способы работы, движется по своим законам, требует применения собственных средств и методов исследования и воздействия. Исходя из содержания развития подготовки и применения средства системного анализа, можно выделить следующие уровни в психологической подготовке: психофизиологический, собственно психологический и социально-психологический. Каждый из них имеет свои законы, которые в спорте находят собственное преломление и в то же время не полностью входят в спортивную деятельность со своей сложной проблематикой и научным аппаратом. Важно то, что соответствующие научные дисциплины, обслуживающие эти уровни, имеют свое видение, свой угол зрения на спортивную деятельность. Так, в социально-психологическом уровне объектом является соревнование, где происходит противоборство двух тактик, техник и сил, но объектом для исследования и воздействия для психолога здесь является собственно команда. Поэтому предметом выступают отношения в команде, воздействия команды на развитие личности, ее формирование, а также влияние личности и роль ее в команде как коллективе, становление личности и спортивного коллектива. Психологический уровень указывает на отношения человека к самому себе, раскрывает свойства, качества человека, обеспечивающие его способность осуществлять деятельность. Здесь предметом выступают знания и умения, навыки и привычки, психические процессы и функции и такие сложные явления, как самосознание, самооценка, мировоззрение и сознание личности — одним словом, отношение к себе как человеческой личности. Психофизиологический уровень указывает на отношение человека к возможностям своего организма как анатомо-физиологической данности.
Психологическая подготовка охватывает три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Эти уровни связаны с особенностями организма. Но в центре всей проблематики остается человек, независимо от того, кто он: тренер, организатор, спортсмен и прочее. Поэтому акцент современных исследований смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями. Процессы обучения, управления, организации и формирования в рамках подготовки и тренировочного цикла могут протекать эффективнее, если они опосредуются личностью спортсмена. Следовательно, раскрытие структуры личности, ее конкретное экспериментальное наполнение и практическая направленность должны составить основное содержание работ.
Итак,
теоретические обоснования
Гимнастика — вид спорта, в котором главным объектом сознания является, прежде всего, собственное тело и в меньшей степени – внешняя среда. Данный вид спорта характерен своей «интроверсивностью», сосредоточенностью на чувственном восприятии и оценке собственных телодвижений гимнаста, а также темпоритма движений, перемещений в пространстве и времени. Гимнастика также — эмоционально напряженный вид спорта, требующий концентрации внимания, воли и одновременно высокой пластичности нервных процессов.
Аркаев Л.Я. [2, 17] утверждает, что основным фактором достижения высоких и устойчивых спортивных результатов в концепции подготовки российских гимнастов является постоянное совершенствование технологии подготовки. Цель подготовки национальной сборной команды России по гимнастике состоит в достижении планируемых спортивно-технических результатов и нормативных показателей на этапах многолетнего цикла. Методологическую основу концепции подготовки гимнастов экстра-класса составляют перспективно-прогностический подход и принцип опережающего развития, реализуемый путем создания оптимальной избыточности
Психологические
особенности спортивной гимнастики
связаны, прежде всего, с искусственностью
гимнастических движений, их программно-точностным
характером и нередким возникновением
реально опасных для
Для опытного гимнаста характерны свойства психики, позволяющие успешно бороться со сбивающими факторами, «отключаться» от нежелательных внешних воздействий. Работа над трудными, субъективно опасными упражнениями, а также их выполнение в тренировках и на соревнованиях, часто вызывает заметное эмоциональное утомление, в связи с чем, важно уметь разумно распределять психическую энергию и расчетливо ее расходовать.
В работе с учениками тренер
должен учитывать их
Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К [21, 34] связывают свойства личности спортсмена с темпераментом субъекта; сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик требуют разных моделей взаимоотношения между наставником и учеником. Для их распознавания тренер должен проявить особую наблюдательность и проницательность.
Четыре приведенных
Спортсмены с сильной нервной системой легче переносят психические нагрузки, меньше утомляются эмоционально, и напротив, субъекты со «слабыми нервами» склонны к невротичности, тревожности, подавленности, иногда, даже к бурным реакциям протеста. Еще одна характеристика, относящаяся к темпераменту — пластичность нервных процессов. Гимнаст с пластичной нервной системой легче перестраивается в ситуациях выбора, быстрее и точнее реагирует на указания тренера.
Способности специфичны и
Современная концепция работы с высококвалификацированными спортсменами требует организации специальной психологической подготовки, предполагающей систематическое использование методов психо- и саморегуляции. Наиболее весомый эффект дает применение методов саморегуляции: идеомоторных приемов, самовнушения, медитации, биологической обратной связи.
Психодиагностические методы в
гимнастике становятся в
Наблюдение за поведением, психическими реакциями, особенностями эмоциональных и интеллектуальных проявлений — один из необходимых компонентов педагогической работы тренера. И также, важно, чтобы такие наблюдения по возможности делались на грамотной, научной основе, с использованием литературы и консультаций специалистов.
Психорегуляция в гимнастике
аналогична специальной
Ключевыми являются методы, связанные со словом. Это — обращения, рекомендации, советы, указания, замечания, беседы, разборы, моральные внушения и многое другое. Очень важен личный пример, которым тренер может воздействовать на ученика. Не менее важную роль в формировании поведения спортсмена играет коллектив, моральный и деловой климат в группе, команде. Совокупное мнение товарищей — эффективный инструмент психологического воздействия.
Метод саморегуляции в
«Мысленная тренировка» весьма
эффективна. Сознательное обдумывание
и «выполнение» в воображении
предстоящего движения не
Применение различных методов регуляции и саморегуляции в гимнастике позволяет достичь хорошей психической устойчивости, надежности спортсмена в различных ситуациях. К основным факторам психической надежности относятся: точность и устойчивость установки на движение, психическая выносливость, скорость обработки афферентной информации, умение управлять своим психическим состоянием.
Методы психологического
Психологические аспекты
- полезно проводить тренировки с использованием непривычных снарядов, экипировки, а также в утяжеленных костюмах;
- время от времени нужно
- в тренировке должны как можно
больше использоваться
- нужно предлагать гимнастам
выполнение некоторых
Соревнования — социальный
Выступления на соревнованиях как психологическая коллизия — одно из наиболее острых переживаний в жизни каждого спортсмена. В психическом плане значение специальной подготовки спортсмена и органически присущих ему личностных, характерологических качеств, трудно переоценить. Хорошо известны многочисленные факты, когда в ответственных соревнованиях побеждают спортсмены, не столь готовые технически, физически, сколько психологически.
Существенны также
Информация о работе Развитие кратковременной памяти у детей школьного возраста