Развитие кратковременной памяти у детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ 5
1.1. Обзор зарубежной и отечественной литературы по проблеме психологической подготовки спортсменов 5
1.2. Особенности психологической подготовки спортсменов-гимнастов 12
1.3 Организация работы психолога 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ. 24
2.1. Цель, задачи и методика исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

курс.раб.Психол.подг.спортсм..doc

— 149.00 Кб (Скачать)

         Психологическая подготовка спортсмена является сложноорганизованным целым образованием. Она имеет  свое строение и дифференцируется на ряд уровней, каждый из которых имеет  свои способы работы, движется по своим законам, требует применения собственных средств и методов исследования и воздействия. Исходя из содержания развития подготовки и применения средства системного анализа, можно выделить следующие уровни в психологической подготовке: психофизиологический, собственно психологический и социально-психологический. Каждый из них имеет свои законы, которые в спорте находят собственное преломление и в то же время не полностью входят в спортивную деятельность со своей сложной проблематикой и научным аппаратом. Важно то, что соответствующие научные дисциплины, обслуживающие эти уровни, имеют свое видение, свой угол зрения на спортивную деятельность. Так, в социально-психологическом уровне объектом является соревнование, где происходит противоборство двух тактик, техник и сил, но объектом для исследования и воздействия для психолога здесь является собственно команда. Поэтому предметом выступают отношения в команде, воздействия команды на развитие личности, ее формирование, а также влияние личности и роль ее в команде как коллективе, становление личности и спортивного коллектива. Психологический уровень указывает на отношения человека к самому себе, раскрывает свойства, качества человека, обеспечивающие его способность осуществлять деятельность. Здесь предметом выступают знания и умения, навыки и привычки, психические процессы и функции и такие сложные явления, как самосознание, самооценка, мировоззрение и сознание личности — одним словом, отношение к себе как человеческой личности. Психофизиологический уровень указывает на отношение человека к возможностям своего организма как анатомо-физиологической данности.

       Психологическая подготовка охватывает три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Эти уровни связаны с особенностями организма. Но в центре всей проблематики остается человек, независимо от того, кто он: тренер, организатор, спортсмен и прочее. Поэтому акцент современных исследований смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями. Процессы обучения, управления, организации и формирования в рамках подготовки и тренировочного цикла могут протекать эффективнее, если они опосредуются личностью спортсмена. Следовательно, раскрытие структуры личности, ее конкретное экспериментальное наполнение и практическая направленность должны составить основное содержание работ.

       Итак, теоретические обоснования психологической  подготовки должны охватывать область  таких проблем, как психология спорта и общая психология вообще, которые должны быть ограничены практической значимостью и эвристической ценностью для экспериментального исследования.

    1. Особенности психологической  подготовки спортсменов-гимнастов
 

    Гимнастика  — вид спорта, в котором главным объектом сознания является, прежде всего, собственное тело и в меньшей степени – внешняя среда. Данный вид спорта характерен своей «интроверсивностью», сосредоточенностью на чувственном восприятии и оценке собственных телодвижений гимнаста, а также темпоритма движений, перемещений в пространстве и времени. Гимнастика также — эмоционально напряженный вид спорта, требующий концентрации внимания, воли и одновременно высокой пластичности нервных процессов.

    Аркаев  Л.Я. [2, 17] утверждает, что основным фактором достижения высоких и устойчивых спортивных результатов в концепции подготовки российских гимнастов является постоянное совершенствование технологии подготовки. Цель подготовки национальной сборной команды России по гимнастике состоит в достижении планируемых спортивно-технических результатов и нормативных показателей на этапах многолетнего цикла. Методологическую основу концепции подготовки гимнастов экстра-класса составляют перспективно-прогностический подход и принцип опережающего развития, реализуемый путем создания оптимальной избыточности

    Психологические особенности спортивной гимнастики связаны, прежде всего, с искусственностью гимнастических движений, их программно-точностным характером и нередким возникновением реально опасных для исполнителя  ситуаций. Освоение и исполнение гимнастических упражнений строится по психологической «канве» ощущений, которые имеют характер «опорных» точек. От гимнаста требуется хорошо развитые реакции антиципации, то есть способность оперативно оценивать ситуацию движения и на этой основе экстренно прогнозировать дальнейшие действия. Для высшей гимнастики характерна значительная эмоциональная напряженность, в связи с чем, от спортсменов требуется высокое самообладание и волевые качества. Волевая мобилизация чрезвычайно важна в гимнастике как условие концентрации усилий, необходимых для выполнения упражнений с максимальным физическим напряжением.

    Для опытного гимнаста характерны свойства психики, позволяющие успешно бороться со сбивающими факторами, «отключаться»  от нежелательных внешних воздействий. Работа над трудными, субъективно опасными упражнениями, а также их выполнение в тренировках и на соревнованиях, часто вызывает заметное эмоциональное утомление, в связи с чем, важно уметь разумно распределять психическую энергию и расчетливо ее расходовать.

         В работе с учениками тренер  должен учитывать их разносторонние  психические качества. Важна оценка  личностных свойств спортсмена  —мотивации деятельности, самооценки  волевых качеств, нравственности.

    Смолевский  В.М., Гавердовский Ю.К [21, 34] связывают свойства личности спортсмена с темпераментом субъекта; сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик требуют разных моделей взаимоотношения между наставником и учеником.  Для их распознавания тренер должен проявить особую наблюдательность и проницательность.

        Четыре приведенных темперамента  весьма условны. В действительности  каждый человек сочетает в  себе, так или иначе, черты всех  темпераментов, но с преобладанием  одного из них. Характерной  добавкой к картине темпераментов  является направленность психики, поведения человека преимущественно на собственный внутренний мир, либо вовне, на внешнее окружение. Эти особенности своих учеников тренер также должен взвешивать и учитывать.

         Спортсмены с сильной нервной  системой легче переносят психические нагрузки, меньше утомляются эмоционально, и напротив, субъекты со «слабыми нервами» склонны к невротичности, тревожности, подавленности, иногда, даже к бурным реакциям протеста. Еще одна характеристика, относящаяся к темпераменту — пластичность нервных процессов. Гимнаст с пластичной нервной системой легче перестраивается в ситуациях выбора, быстрее и точнее реагирует на указания тренера.

         Способности специфичны и связаны  со всеми сферами деятельности  гимнаста и его подготовки. Способность и интеллект спортсмена — один из важнейших, часто решающий личностный компонент. В этой связи давно замечено, что интеллектуально более продуктивные спортсмены — при прочих равных возможностях более успешно тренируются и выступают.

         Современная концепция работы с высококвалификацированными спортсменами требует организации специальной психологической подготовки, предполагающей систематическое использование методов психо- и саморегуляции. Наиболее весомый эффект дает применение методов саморегуляции: идеомоторных приемов, самовнушения, медитации, биологической обратной связи.

         Психодиагностические методы в  гимнастике становятся в современной  практике все более важными.  Это — экспертные оценки, наблюдение, диагностика психофизиологических  и функциональных особенностей спортсмена, эксперимент, анкетирование и опросы, тестирование. Часть из них доступна самому тренеру и должна быть в определенной степени им освоена. Другие методы применяются специалистами-психологами, работающими в команде.

         Наблюдение за поведением, психическими реакциями, особенностями эмоциональных и интеллектуальных проявлений — один из необходимых компонентов педагогической работы тренера. И также, важно, чтобы такие наблюдения по возможности делались на грамотной, научной основе, с использованием литературы и консультаций специалистов.

         Психорегуляция в гимнастике  аналогична специальной технической  и физической подготовке. Психолого-педагогичные  методы воздействия на ученика  наиболее доступны и составляют  тот важный воспитательный фон, который должен быть нормой в тренировочной работе.

         Ключевыми являются методы, связанные  со словом. Это — обращения,  рекомендации, советы, указания, замечания,  беседы, разборы, моральные внушения  и многое другое. Очень важен  личный пример, которым тренер может воздействовать на ученика. Не менее важную роль в формировании поведения спортсмена играет коллектив, моральный и деловой климат в группе, команде. Совокупное мнение товарищей — эффективный инструмент психологического воздействия.

         Метод саморегуляции в гимнастике  — самый действенный путь упорядочения  психики спортсмена, его поведения.  Неотъемлемым компонентом в учебно-тренировочном  и соревновательном процессе  гимнастов является идеомоторика. Чем опытнее гимнаст, чем лучше  он чувствует движение и увереннее выполняет его на практике, тем совершеннее его идеомоторные представления.

          «Мысленная тренировка» весьма  эффективна. Сознательное обдумывание  и «выполнение» в воображении  предстоящего движения не только  существенно помогает понять двигательную задачу в процессе обучения, но и нужно для сосредоточения, концентрации внимания на наиболее важных двигательных действиях перед подходом. Идеомоторика чрезвычайно важна на соревнованиях как средство подготовки к подходу на снаряд.

         Применение различных методов  регуляции и саморегуляции в  гимнастике позволяет достичь  хорошей психической устойчивости, надежности спортсмена в различных ситуациях. К основным факторам психической надежности относятся: точность и устойчивость установки на движение, психическая выносливость, скорость обработки афферентной информации, умение управлять своим психическим состоянием.

         Методы психологического воздействия  должны последовательно и точно  применяться тренером во всех  фазах работы с гимнастами. В  процессе обучения и тренировки  используются разнообразные приемы  концентрации внимания на важнейших  ощущениях, связанных с движением («ориентировочная основа действий»), построение работы по модели соревнований. Особенно важно в психологическом плане точное построение действий гимнаста на соревнованиях. Важна верная установка на данные соревнования с вытекающей из нее мотивацией, оптимальная степень психической напряженности, достижение психической устойчивости в действиях. В процессе подготовки к выполнению упражнения гимнаст проходит характерные фазы — до вызова к снаряду, после вызова, в исходном положении, при начале работы.

         Психологические аспекты тренировки  в гимнастике в значительной  степени связаны с нагрузочной  стороной работы. Наиболее существенную  роль играют волевые качества  спортсмена, помогающие строить  работу согласно плану. В этой  связи нужно придерживаться следующих рекомендаций, таких как:

        - полезно проводить тренировки  с использованием непривычных  снарядов, экипировки, а также в  утяжеленных костюмах;

        - время от времени нужно предлагать  гимнасту тактические задачи, связанные  с изменением привычной комбинации;

        - в тренировке должны как можно  больше использоваться соревновательные  упражнения и соревновательные ( по модели предстоящих выступлений)  режимы подхода к снаряду;

        - нужно предлагать гимнастам  выполнение некоторых упражнений « с листа», то есть, выполнение упражнения без предварительной разминки на снаряде.

         Соревнования — социальный процесс,  в ходе которого спортсмен  входит в определенный тип  отношений со своими товарищами  по команде, соперниками, зрителями.  Это связано с серьезной нагрузкой на психику, полное представление о которой могут дать только сами соревнования. Поэтому соревновательный опыт незаменим.

         Выступления на соревнованиях  как психологическая коллизия  — одно из наиболее острых  переживаний в жизни каждого спортсмена. В психическом плане значение специальной подготовки спортсмена и органически присущих ему личностных, характерологических качеств, трудно переоценить. Хорошо известны многочисленные факты, когда в ответственных соревнованиях побеждают спортсмены, не столь готовые технически, физически, сколько психологически.

         Существенны также психологические  аспекты общения в гимнастике. Один из них — общение тренера  и гимнаста. Это очень важный  психолого-педагогический фактор  работы в гимнастике. Тип общения в паре гимнаст-тренер зависит от характера, темперамента, индивидуального стиля деятельности, наконец, культуры каждого из членов пары. Все, что сказано выше о личности и характере гимнаста, в равной мере относится и к тренеру, который должен в этой паре всегда оставаться лидером. Здесь многое определяется психологической типологией тренера («тренер-либерал», «тренер-деспот», «тренер-демократ»).

Информация о работе Развитие кратковременной памяти у детей школьного возраста