Развитие кратковременной памяти у детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ 5
1.1. Обзор зарубежной и отечественной литературы по проблеме психологической подготовки спортсменов 5
1.2. Особенности психологической подготовки спортсменов-гимнастов 12
1.3 Организация работы психолога 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ. 24
2.1. Цель, задачи и методика исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

курс.раб.Психол.подг.спортсм..doc

— 149.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность:

       Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

       Степень разработанности  проблемы: вопрос о психологической подготовке  в   спорте рассматривали такие учёные, как Алексеев В. А.,

Генов Ф., Пуни А, Рудик П.А., Унестоль Л.Э., Филатов А.Т. и др.

       Цель  исследования: изучить особенности психологической подготовки спортсменов - гимнастов

       Объект  исследования: актуальные направления психологической подготовки спортсменов.

       Предмет исследования: особенности психологической подготовки спортсменов - гимнастов.

       Гипотеза  исследования:  спортсмены, прошедшие психологическую подготовку, более успешны в спортивной деятельности, в отличие от тех которые данную подготовку не проходили. 
 

       Задачи  исследования:

       1.Изучить психологические исследования зарубежных   и отечественных исследователей по проблеме психологической подготовки спортсменов.

       2. Определить особенности психологической подготовки спортсменов гимнастов.

        3.Количественный и качественный анализ данного исследования.

       Методы исследования:

     1.Анализ  литературы относительно исследуемой проблематики.

     2.Педагогический эксперимент.

       Этапы исследования:

       1.Подбор, изучение и анализ литературы  по проблеме исследования. Обоснование  актуальности темы, определение  цели и задач исследования. Освещение вопросов теоретической части курсовой работы, разработка научного аппарата, определение комплекса диагностических методов и методик исследования. Определение базы исследования.

       2.Проведение  педагогического исследования, количественный и качественный анализ данных, обобщение результатов.

       3.Изложение  заключения работы, формулировка  выводов и предложений по решению  исследуемой проблемы, окончательное  оформление работы.

       Структура исследовательской  работы: работа содержит введение, 2 главы, библиографию в количестве 25 наименований.  
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ

    1. Обзор зарубежной и отечественной  литературы по проблеме психологической подготовки спортсменов
 

       Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и психических сил.

       Но  само это требование предполагает развитие определенных индивидуальных способностей, которые, в свою очередь, зависят  от определенных структур личности, в том числе от идейных и нравственных ее основ. Именно от содержательных характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним. Но отсутствие представления о роли личности в общей профессиональной картине видения у специалистов приводит к тому, что упор при подготовке спортсменов делается на эффективность функционирования соматических проявлений, а не на формирование необходимых личностных качеств. Этим и определяются порой срывы в выступлениях на соревнованиях.

       К настоящему времени сложилось упрощенное мнение, согласно которому техника в сочетании с тактикой являются основой спортивного мастерства, а остальные стороны подготовки призваны обслуживать эту результирующую деятельность. В то же время привычными стали претензии тренеров и организаторов спорта к психологической подготовке. Вместе с тем в тренировке как таковой нет объективно выраженного места для психологической подготовки и тем более для психологической тренировки. Спортивная тренировка представляет собой специализированный процесс физического воспитания, осуществляемый в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием спортсмена, но каждый раз именно процесс формирования базовых структур личности спортсмена происходит стихийно, то есть неуправляемо и неорганизованно, так как направленность тренировки связана лишь с условиями совершенствования двигательной деятельности [22, 17]. Таким образом, происходит разрыв между назначением – функциями − физического воспитания и его реальным воплощением.

       Существующие виды подготовки: физическая, техническая и тактическая, − пронизаны психологическим содержанием. Однако включенность этого содержания в другие виды подготовки приводит к тому, что специальная психологическая подготовка практически не имеет собственных средств, хотя имеет свои цели и задачи. В рамках такого подхода потеряна сущность психологической подготовки, потерян ее объект. Психологическая подготовка направлена на отдельные структуры психики, сознания или вообще деятельности. Именно в рамках атомарного подхода Ю.А.Ханин выделил следующие виды психологической подготовки: морально-волевая, интеллектуальная, а в прикладном аспекте — общая и специальная [24, 207].

       Потеря целостного видения и акцентирование функциональной стороны объекта исследования приводит к методически некорректному применению тех или иных процедур в практике. Социальные запросы практики, которая является комплексной, требуют собственно комплексных методик, адекватных целостному видению объекта. Но аналитичность прикладной области психологии спорта побуждает исследователей применять весь спектр разнообразных методик, в том числе некритически заимствованные зарубежные процедуры психодиагностики. В этом кроется одна из причин недейственности практических рекомендаций и принципиальной невозможности организации комплексного, междисциплинарного исследования в рамках физического воспитания и спорта.

       Под воздействием запросов практики, в  опоре на возможности достигнутого уровня развития психологии спорта закладываются основы теории психологической подготовки. На первый план выдвигается формирование волевых свойств и чувства высокой ответственности перед обществом. Исходя из этого, советскими психологами А.Ц. Пуни,              П.А. Рудиком  и другими была предложена концепция, которая основывалась прежде всего на морально-волевой подготовке.

       Г. М. Гагаева [5, 24] рассматривает проблему относительно определенного вида спорта и говорит о психологической подготовке как о формировании у спортсмена наибольшей готовности к максимальным напряжениям воли для преодоления всех трудностей, возникших в процессе соревновательной борьбы, для наиболее полного использования всех своих сил и возможностей.

       Анализ, проведенный П.А. Рудиком [19, 3], раскрывает сущность психологической подготовки в рамках психологии спорта. Он считает, что до разработки проблемы психологической подготовки спортсмена психология спорта изучала лишь влияние систематических занятий тем или иным видом спорта на развитие различных психологических функций. По его мнению, психологическая подготовка дает новое направление, основанное на изучении степени развития конкретных психических функций спортсмена с целью достижения больших успехов в определенном виде спорта, на изучении психических состояний и особенностей личности спортсмена соответственно требованиям избранного вида спорта. Поэтому предметом психологической подготовки для спортивных психологов становится целенаправленное совершенствование психических процессов, состояний и особенностей личности спортсмена. Таким образом, психология спорта сделала определенный шаг вперед — она переходит с эмпирического уровня исследования на теоретический, ограничивая свою предметную область и заполняя ее определенным содержанием.

       В связи с этим, волевая подготовка, рассматриваемая как целостная реакция и как составная часть тренировочного процесса, не охватывает всего многообразия психических функций. Неполнота этой реакции по своему охвату, ее отнесенность педагогами к тренировочному процессу, осознание необходимости учета разнообразных компонентов психики приводит к выделению психологической подготовки как особого образования в рамках именно подготовки, а не тренировочного процесса.

       Между тем психологическая подготовка осуществляется лишь путем совершенствования либо путем воздействия, направленных на обеспечение определенного состояния спортивной формы или тренированности.

       Существует положение, согласно которому в плоскости подготовки психологическая часть представлена лишь социально-культурными мероприятиями (кинофильмы на этические и другие темы, беседы и встречи с ветеранами и т.д.), а в плоскости тренировочного процесса она была представлена лишь системой физических упражнений, где специализированных по своей направленности психологических приемов практически не существовало. При этом известно, что ни одно психологическое образование не возникает без движения, а точнее — без действия, которое только и предполагает осмысленное движение. Физические упражнения проходят только педагогическую обработку, психологическая же часть по-прежнему остается стихийно формируемой и нецеленаправленной — она происходит сама собой, в силу естественного процесса. Психология спорта оказалась спроецированной на другие предметные области — педагогику и теорию физического воспитания, трансформируясь в их методы и средства [3, 27].

       С середины 70-х гг. роль психологической  нагрузки заметно начала осознаваться всеми ввиду того, что все обслуживающие спортивные соревнования столкнулись с рядом трудностей: стресс, фрустрации, мотивация движения, внутригрупповые конфликты.

       На  первом плане оказалась проблема, связанная с эмоциональной неустойчивостью, что привело к стремлению непосредственно  воздействовать на спортсмена с помощью  аутогенных и гетерогенных приемов. Эти приемы были заимствованы из клиники и психотерапевтически ориентированной психологии. Применение этих приемов сразу же показало, что эффект их влияния зависит от систематической тренировки и от контроля за объективными показателями, известными в психологии.

       В то же время продолжаются исследования в области психофизиологии спорта, которая за продолжительное время развития накопила богатый эмпирический и экспериментальный материал, пытаясь в настоящее время развиваться в направлении описания психологических профилей, психологических «моделей».

       В связи с успехами и неудачами  осуществляются попытки вернуться  в теоретическом и прикладном аспектах к старым представлениям о  психологической подготовке, в рамках которых она рассматривалась как сложный условно-рефлекторный процесс. Такое представление хотя и оправдано, но в настоящее время развития психологии уже является недостаточным, указывая лишь на один слой в области подготовки и соответственно в системе личности спортсмена. Возникает необходимость активизировать процесс воспитания личности, используя при этом не только педагогические средства индивидуального и коллективного воспитания, но и все средства и методы современной психологии. Необходимо обобщить полученный экспериментальный и теоретический материал и уже на этой основе строить методологически обоснованную предметную область психологической подготовки.

       Теоретические обоснования психологической подготовки должны охватывать область таких  проблем, как психология спорта и  общая психология вообще, которые  должны быть ограничены практической значимостью и эвристической ценностью для экспериментального исследования.

       Центральной проблемой психологии спорта является разработка основ психологической  подготовки и формирования личности, которые тесно взаимосвязаны между собой. Первая составляет цель всех исследований, а вторая является собственным содержанием первой. В этом не только диалектичность их взаимосвязи, но и важнейшее условие системного исследования.

       Развитие  психологической подготовки позволяет  выделить определенные этапы и сформулировать некоторые положения, связанные с перспективой дальнейшего развития. Ванек М. условно выделяет следующие этапы: эмпирический, функциональный, и  структурный. Причём, внутри эмпирического этапа созревает функциональный, который заменяется структурным [4, 113].

       В целом психологическая подготовка относилась лишь к отдельным функциям психики, сознания или к отдельным  психическим процессам, но не к личности спортсмена. Так, например, при подготовке через формирование волевых усилий, например, регуляция эмоциональных состояний, формирование направленности личности, − захватывался лишь один слой из системы личности. Другие либо не учитывались, либо разрабатывались в иных сферах деятельности, что находило отражение в нарушении принципа комплексного воспитания и прочих негативных последствиях не только для подготовки, но и для развития личности спортсмена. Чтобы избежать эти трудности и недостатки, психологическую подготовку формулировали как педагогический процесс с акцентом на состояние готовности спортсмена, причем только отдельных свойств, но не личности в целом.

Информация о работе Развитие кратковременной памяти у детей школьного возраста