Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:27, курсовая работа
Актуальность темы различия самоотношения у представителей различ-ных профессий обусловлена тем, что выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и профессиональными достижениями человека является ключом к пониманию многих мотивов успешной карьеры.
Впервые в отечественной психологической литературе термин "самоот-ношение" в качестве самостоятельной психологической категории, не относи-мой ни к самопознанию, ни к самосознанию, ни к эмоциональному отношению к себе или действиям относительно самого себя, был применен в 1974 г. Сарджвеладзе Н.И.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблем самоотношения.
1.1. Понятие и структура самоотношения.
1.2. Описание профессий директора по маркетингу и официанта, их профессионально важные качества
1.3. Выводы по главе
Глава 2. Практическая часть – изучение самоотношения у представителей разных профессий (директора по маркетингу и официанта) по методике Пантелеева Р.С.
2.1. Методики изучения самоотношения: инструкция, обработка результатов и интерпретация
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Шкала "Самоценность"
Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном "я", любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего "я" для других.
Шкала "Самопринятие"
Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками.
Шкала "Самопривязанность"
Высокие значения шкалы говорят о ригидности "я"- концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному "я"- образу. В последнем случае тенденции к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания.
Шкала "Конфликтность"
Среднее значение по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе "я" и отсутствии вытеснения.
Шкала "Самообвинение"
Низкие показатели по шкале являются индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку качеств и достижений.
2.3. Выводы по главе.
Сделаем выводы по ожидаемому самоотношению в тестируемой профессии директора по маркетингу и официанта и реальному.
Таблица 1
Соответствие ожиданий и реалий по самоотношению
в профессии "директор по маркетингу"
Шкала |
Ожидания |
Реалии |
Соответствие |
|
должна быть на высоком уровне, т.к. только когда понятны цели и мотивы человека, коллектив проникается стратегией развития компании. |
Средние значения свидетельствуют о том, что у человека адекватное представление образа "я", позитивное самоотношение и поведение. |
среднее |
|
важна самостоятельность, воля, энергичность, надежность. |
Высокие баллы соответствуют высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности. |
+ |
|
основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта данной профессии, является он сам. |
Человек с высоким баллом по шкале отчетливо переживает собственное "я" как внутренний стержень, интегрирующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках, и испытывает чувство обоснованности и. последовательности своих внутренних побуждений и целей. |
+ |
|
здесь должно быть положительное и уважительное отношение к себе со стороны других людей и подчиненных. |
Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. |
+ |
|
эмоциональная оценка себя, своего "я" по внутренним критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира в данной профессии должна быть высока. |
Низкие баллы по шкале говорят о недооценке своего духовного "я", сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему "я", потере интереса к своему внутреннему миру. |
низкое |
|
дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональное, безусловное принятие себя таким, какой есть |
Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. |
+ |
|
должна быть привязанность и принятие своего образа, желание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. |
Высокие значения шкалы говорят о ригидности "я" – концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному "я" – образу. В последнем случае тенденции к сохранению такого образа – один из защитных механизмов самосознания. |
+ |
|
не должно быть внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний. |
Среднее значение по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе "я" и отсутствии вытеснения. |
среднее |
|
не должно быть негативных эмоций свой адрес |
Низкие показатели по шкале являются индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку качеств и достижений |
низкое |
Таким образом, самоотношение оцениваемого директора по маркетингу в целом соответствует ожидаемому от данной профессии.
Таблица 2
Соответствие ожиданий и реалий по самоотношению
в профессии "официант"
Шкала |
Ожидания |
Реалии |
Соответствие |
|
должна быть на высоком уровне, т.к. это человек, с которым советуются при выборе блюд и напитков, и всем своим видом он должен выражать желание помочь сделать выбор. |
Средние значения свидетельствуют о том, что у человека адекватное представление образа "я", позитивное самоотношение и поведение. |
среднее |
|
в данной профессии не важна самостоятельность, воля, энергичность, надежность, как раз наоборот. |
Средние значения
говорят о наличии |
среднее |
|
Не обязательно высокое саморуководство, т.к. задача профессии – обслужить гостей |
Низкие баллы свидетельствуют о вере субъекта в подвластность его "я" временным обстоятельствам, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом локусе "я", отсутствии тенденций искать причины поступков и результатов в себе самом. |
среднее |
|
здесь должно быть положительное и уважительное отношение к себе со стороны других людей и гостей ресторана. |
Среднее значение говорит о том, что у человека адекватное ожидаемое отношение к себе со стороны других людей. |
среднее |
|
эмоциональная оценка себя, своего "я" по внутренним критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира в данной профессии может быть невысока. |
Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном "я", любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего "я" для других. |
среднее |
|
дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональное, безусловное принятие себя таким, какой есть. |
Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. |
+ |
|
в данной профессии должна быть привязанность и принятие своего образа, желание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. |
Высокие значения шкалы говорят о ригидности "я"- концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному "я"- образу. В последнем случае тенденции к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания. |
+ |
|
здесь не должно быть внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний. |
Среднее значение по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе "я" и отсутствии вытеснения. |
среднее |
|
в профессии официанта не должно быть негативных эмоций свой адрес. |
Низкие показатели по шкале являются индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку качеств и достижений. |
среднее |
Таким образом, самоотношение оцениваемого официанта средне соответствует ожидаемому от данной профессии.
Заключение
Термин "самоотношение" используется для обозначения специфики отношения личности к собственному "я". В структуру самоотношения входит когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты.
В работе будут рассмотрены различия самоотношения у представителей различных профессий: директора по маркетингу и официанта. Директор по маркетингу – человек, отвечающий за развитие компании. В этой профессии важны стратегическое мышление, целеустремленность, нацеленность на результат, умение добиваться поставленных целей. Официант – человек, который является для посетителя лицом любого кафе, бара или ресторана.
В работе будет применена методика изучения самоотношения (МИС) Пантелеева Р.С., которая используется с целью изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания. Этот многомерный опросник исследования самоотношения создан в 1989 г. и содержит 110 утверждений, распределенных по девяти шкалам. Составляющие самоотношения, которые рассмотрены в работе: закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.
Интерпретация полученных по методике результатов показала, что самоотношение оцениваемого директора по маркетингу в целом соответствует ожидаемому от данной профессии, а самоотношение оцениваемого официанта средне соответствует ожидаемому от данной профессии.
Список литературы:
Приложение 1
Методика изучения самоотношения Пантелеева Р.С.
Перечень вопросов |
Директор по маркетингу |
Официант |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
- |
+ |
|
+ |
+ |
|
- |
+ |
|
+ |
+ |
|
- |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
- |
+ |
|
- |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
- |
- |
|
- |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
- |
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
- |
+ |
|
- |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
- |
+ |
|
- |
- |
|
- |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
- |
- |
|
+ |
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
+ |
- |
|
- |
+ |
|
- |
- |
|
- |
- |
|
- |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
+ |
- |
|
- |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
- |
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
- |
- |
|
+ |
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
- |
+ |
|
- |
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
- |
- |
|
+ |
+ |
|
- |
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
+ |
+ |
|
- |
- |
|
- |
+ |
|
- |
- |
|
+ |
+ |
|
- |
+ |
|
+ |
- |
|
+ |
+ |
|
- |
- |
|
+ |
- |
|
- |
+ |
|
+ |
+ |
|
- |
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
- |
- |
|
- |
- |
|
- |
+ |
|
- |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
+ |
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
- |
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
|
+ |
- |
|
- |
- |
|
+ |
- |
|
- |
+ |
|
+ |
- |
Информация о работе Различия самоотношения у представителей различных профессий