Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:27, курсовая работа
Актуальность темы различия самоотношения у представителей различ-ных профессий обусловлена тем, что выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и профессиональными достижениями человека является ключом к пониманию многих мотивов успешной карьеры.
Впервые в отечественной психологической литературе термин "самоот-ношение" в качестве самостоятельной психологической категории, не относи-мой ни к самопознанию, ни к самосознанию, ни к эмоциональному отношению к себе или действиям относительно самого себя, был применен в 1974 г. Сарджвеладзе Н.И.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблем самоотношения.
1.1. Понятие и структура самоотношения.
1.2. Описание профессий директора по маркетингу и официанта, их профессионально важные качества
1.3. Выводы по главе
Глава 2. Практическая часть – изучение самоотношения у представителей разных профессий (директора по маркетингу и официанта) по методике Пантелеева Р.С.
2.1. Методики изучения самоотношения: инструкция, обработка результатов и интерпретация
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Рассмотрим теперь профессию официанта.
Официант – человек, который является для посетителя лицом любого кафе, бара или ресторана. Вы можете оснастить свое заведение лучшим торговым оборудованием, нанять прекрасных поваров, но официант, который работает с посетителями – тот самый рядовой, который либо помогает, либо мешает выиграть войну на ресторанном рынке.
Профессиональная этика
Основными принципами профессиональной этики являются:
Официант должен знать:
Кроме того:
Рассмотрим по пунктам составляющие самоотношения в профессии официанта.
"Открытость" – должна быть на высоком уровне, т.к. это человек, с которым советуются при выборе блюд и напитков, и всем своим видом он должен выражать желание помочь сделать выбор.
"Самоуверенность" – в данной профессии не важна самостоятельность, воля, энергичность, надежность, как раз наоборот.
"Саморуководство" – не обязательно высокое саморуководство, т.к. задача профессии – обслужить гостей.
"Зеркальное "я"" – здесь должно быть положительное и уважительное отношение к себе со стороны других людей и гостей ресторана.
"Самоценность" – эмоциональная оценка себя, своего "я" по внутренним критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира в данной профессии может быть невысока.
"Самопринятие" – дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональное, безусловное принятие себя таким, какой есть.
"Самопривязанность" – в данной профессии должна быть привязанность и принятие своего образа, желание меняться на фоне общего положительного отношения к себе.
"Конфликтность" – здесь не должно быть внутренних конфликтов, со-мнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний.
"Самообвинение" – в профессии официанта не должно быть негативных эмоций свой адрес.
Таким образом, термин "самоотношение" используется для обозначения специфики отношения личности к собственному "я". В структуру самоотношения входит когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты.
В работе будут рассмотрены различия самоотношения у представителей различных профессий: директора по маркетингу и официанта. Директор по маркетингу – человек, отвечающий за развитие компании. В этой профессии важны стратегическое мышление, целеустремленность, нацеленность на результат, умение добиваться поставленных целей.
Официант – человек, который является для посетителя лицом любого кафе, бара или ресторана.
Составляющие самоотношения, которые будут рассмотрены в работе (методика Пантелеева Р.С.):
Глава 2. Практическая часть – изучение самоотношения у представителей разных профессий (директора по маркетингу и официанта) по методике
Пантелеева Р.С.
2.1. Методики изучения самоотношения: инструкция, обработка результатов и интерпретация
Методика изучения самоотношения Пантелеева Р.С. используется с целью изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания. Этот многомерный опросник исследования самоотношения создан в 1989 г. и содержит 110 утверждений, распределенных по девяти шкалам.
Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания – 30-40 мин.
Инструкция. Тестируемым (директору по маркетингу и официанту в г.Москва) был предложен перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. На эти вопросы не может быть "правильных" или "неправильных" ответов, так как каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения.
Нужно было внимательно прочитать каждое суждение. Если тестируемый согласен с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения нужно было поставить "+", если не согласен, то "-". Работать нужно быстро и внимательно, не пропуская ни одного суждения. Возможно, что некоторые суждения покажутся излишне личными, затрагивающими интимные стороны личности. Нужно постараться определить их соответствие себе как можно искренне.
Обработка результатов и интерпретация
При обработке используется специальный "ключ", с помощью которого получают так называемые "сырые" баллы.
Совпадение ответа обследуемого с "ключом" оценивается в 1 балл. Сначала подсчитываются совпадения ответов по признаку "согласен", затем - по признаку "не согласен". Полученные результаты суммируются. Затем сумма "сырых" баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стены. Стены служат основанием для интерпретации.
Ключ
Шкала |
Согласен |
Не согласен |
1. Замкнутость |
1, 3, 9, 48, 53, 56, 65 |
21, 62, 86, 98 |
2. Самоуверенность |
7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58,61,73,82 |
20, 80, 103 |
3. Саморуководство |
43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110 |
109 |
4. Отраженное самоотношение |
2, 5, 29, 41, 42, 50, 102 |
13, 18, 34, 85 |
5. Самоценность |
8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100 |
15, 26, 31, 46, 83 |
6. Самопринятие |
10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97 |
- |
7. Самопривязанность |
6, 32, 33, 55, 89, 93, 95, 101, 104 |
96, 107 |
8. Внутренняя конфликтность |
4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 67, 69, 81, 91, 94, 99 |
- |
9. Самообвинение |
14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92 |
- |
Таблица перевода "сырых" баллов в стены
Шкала |
Стен | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1. Закрытость |
0 |
0 |
1 |
2-3 |
4-5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2. Самоуверенность |
0-1 |
2 |
3-4 |
5-6 |
7-8 |
9 |
10-11 |
12 |
13 |
14 |
3. Саморуководство |
0-1 |
2 |
3 |
4-5 |
6 |
7 |
8 |
9-10 |
11 |
12 |
4. Отраженное самоотношение |
0 |
1 |
2 |
3-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
5. Самоценность |
0-1 |
2 |
3 |
4-5 |
6-7 |
8 |
9-10 |
11 |
12 |
13-14 |
6. Самопринятие |
0-1 |
2 |
3-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
7. Самопривязанность |
0 |
1 |
2 |
3 |
4-5 |
6 |
7-8 |
9 |
10 |
11 |
8. Внутренняя конфликтность |
0 |
1 |
2 |
3-4 |
5-7 |
8-10 |
11-12 |
13 |
14 |
15 |
9. Самообвинение |
0 |
1 |
2 |
3-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
10 |
Для перевода "сырого" балла в стандартное значение (стен) необходимо найти в первом столбце нужную шкалу и двигаться по строке до пересечения со столбцом, в котором находится индивидуальный "сырой" балл или интервал индивидуальных "сырых" баллов. В верхней строке найденного столбца указан соответствующий стен. Например, если "сырой" балл по шкале "Самопринятие" равен 7, то в строке 6 находим интервал 6 - 7. В верхней строке данного столбца указано значение стена - 5.
Самоотношение рассматривается как представление личности о смысле собственного "Я". Самоотношение в значительной мере определяется переживанием собственной ценности, выражающимся в достаточно широком диапазоне чувств: от самоуважения до самоуничижения.
Интерпретация показателей осуществляется в зависимости от их выраженности. При этом значения 1-3 стена условно считаются низкими, 4-7 - средними, 8-19 - высокими. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из шкал.
Шкала "Закрытость" определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости.
Высокие значения (8-10 стенов) отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть или недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем.
Средние значения (4-7 стенов) означают избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.
Низкие значения (1-3 стена) указывают на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. Человек критичен по отношению к себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное видение ситуации, происходящего.
Шкала "Самоуверенность" выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.
Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного "Я", высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго.
Информация о работе Различия самоотношения у представителей различных профессий