Различия самоотношения у представителей различных профессий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы различия самоотношения у представителей различ-ных профессий обусловлена тем, что выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и профессиональными достижениями человека является ключом к пониманию многих мотивов успешной карьеры.
Впервые в отечественной психологической литературе термин "самоот-ношение" в качестве самостоятельной психологической категории, не относи-мой ни к самопознанию, ни к самосознанию, ни к эмоциональному отношению к себе или действиям относительно самого себя, был применен в 1974 г. Сарджвеладзе Н.И.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблем самоотношения.
1.1. Понятие и структура самоотношения.
1.2. Описание профессий директора по маркетингу и официанта, их профессионально важные качества
1.3. Выводы по главе
Глава 2. Практическая часть – изучение самоотношения у представителей разных профессий (директора по маркетингу и официанта) по методике Пантелеева Р.С.
2.1. Методики изучения самоотношения: инструкция, обработка результатов и интерпретация
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

самоотношение.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим теперь профессию официанта.

Официант – человек, который является для посетителя лицом любого кафе, бара или ресторана. Вы можете оснастить свое заведение лучшим торговым оборудованием, нанять прекрасных поваров, но официант, который работает с посетителями – тот самый рядовой, который либо помогает, либо мешает выиграть войну на ресторанном рынке.

Профессиональная этика официанта  – совокупность принципов и норм его поведения, соблюдаемых при  обслуживании гостей ресторана и  в отношениях с товарищами по работе.  

Основными принципами профессиональной этики являются:

  • Приветливость и радушие
  • Внимательность и предусмотрительность, готовность к оказанию услуг гостям в процессе обслуживания.
  • Доброжелательность и вежливость.
  • Уравновешенность, спокойствие, сдержанность, тактичность.

 

 Официант должен знать:

  • Формы и правила обслуживания гостей.
  • Правила сервировки столов.
  • Меню ресторана.
  • Подробную кулинарную характеристику блюд.
  • Правила подачи блюд и напитков и их цены.
  • Порядок предоставления счетов и расчета по ним с гостями ресторана.

Кроме того:

  • Официант должен обладать общей культурой, соблюдать нормы этикета, быть вежливым и приятным в общении с гостями.
  • Официант должен знать основы психологии и уметь разбираться в характере гостя и его поведении

Рассмотрим по пунктам составляющие самоотношения в профессии официанта.

"Открытость" – должна быть на высоком уровне, т.к. это человек, с которым советуются при выборе блюд и напитков, и всем своим видом он должен выражать желание помочь сделать выбор.

"Самоуверенность" – в данной профессии не важна самостоятельность, воля, энергичность, надежность, как раз наоборот.

"Саморуководство" – не обязательно высокое саморуководство, т.к. задача профессии – обслужить гостей.

"Зеркальное "я"" – здесь должно быть положительное и уважительное отношение к себе со стороны других людей и гостей ресторана.

"Самоценность" – эмоциональная оценка себя, своего "я" по внутренним критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира в данной профессии может быть невысока.

"Самопринятие" – дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональное, безусловное принятие себя таким, какой есть.

"Самопривязанность" – в данной профессии должна быть привязанность и принятие своего образа, желание меняться на фоне общего положительного отношения к себе.

"Конфликтность" – здесь не должно быть внутренних конфликтов, со-мнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний.

"Самообвинение" – в профессии официанта не должно быть негативных эмоций свой адрес.

 

 

    1. Выводы по главе.

 

Таким образом, термин "самоотношение" используется для  обозначения специфики отношения личности к собственному "я". В структуру самоотношения входит когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты.

В работе будут  рассмотрены различия самоотношения у представителей различных профессий: директора по маркетингу и официанта. Директор по маркетингу – человек, отвечающий за развитие компании. В этой профессии важны стратегическое мышление, целеустремленность, нацеленность на результат, умение добиваться поставленных целей.

Официант –  человек, который является для посетителя лицом любого кафе, бара или ресторана.

Составляющие самоотношения, которые  будут рассмотрены в работе (методика Пантелеева Р.С.):

    • закрытость
    • самоуверенность
    • саморуководство
    • отраженное самоотношение
    • самоценность
    • самопринятие
    • самопривязанность
    • внутренняя конфликтность
    • самообвинение

 

Глава 2. Практическая часть – изучение самоотношения у представителей разных профессий (директора по маркетингу и официанта) по методике

Пантелеева Р.С.

 

2.1. Методики изучения самоотношения: инструкция, обработка результатов и интерпретация

 

Методика изучения самоотношения Пантелеева Р.С. используется с целью изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания. Этот многомерный опросник исследования самоотношения создан в 1989 г. и содержит 110 утверждений, распределенных по девяти шкалам.

    1. Шкала "Открытость" – связана с такими аспектами образа "я" как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности, с трудом допускаются до осознания.
    2. Шкала "Самоуверенность" – задает представление о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.
    3. Шкала "Саморуководство" – отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.
    4. Шкала "Зеркальное "я" – связана с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.
    5. Шкала "Самоценность" – отражает эмоциональную оценку себя, своего "я" по внутренним критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.
    6. Шкала "Самопринятие" – связана с дружеским отношением к себе, согласием с самим собой, одобрением своих планов и желаний, эмоциональным, безусловным принятием себя таким, каков ты есть.
    7. Шкала "Самопривязанность" – отражает привязанность и принятие своего образа, желание или нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе.
    8. Шкала "Конфликтность" – связана с наличием либо отсутствием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний.
    9. Шкала "Самообвинение" – является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку качеств и достижений.

Методика допускает  индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания – 30-40 мин.

Инструкция. Тестируемым (директору по маркетингу и официанту в г.Москва) был предложен перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. На эти вопросы не может быть "правильных" или "неправильных" ответов, так как каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения.

Нужно было внимательно прочитать каждое суждение. Если тестируемый согласен с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения нужно было поставить "+", если не согласен, то "-". Работать нужно быстро и внимательно, не пропуская ни одного суждения. Возможно, что некоторые суждения покажутся излишне личными, затрагивающими интимные стороны личности. Нужно постараться определить их соответствие себе как можно искренне.

Обработка результатов  и интерпретация

При обработке  используется специальный "ключ", с помощью которого получают так называемые "сырые" баллы.

Совпадение  ответа обследуемого с "ключом" оценивается в 1 балл. Сначала подсчитываются совпадения ответов по признаку "согласен", затем - по признаку "не согласен". Полученные результаты суммируются. Затем сумма "сырых" баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стены. Стены служат основанием для интерпретации.

 

Ключ

Шкала

Согласен 

Не согласен

1. Замкнутость 

1, 3, 9, 48, 53, 56, 65

21, 62, 86, 98

2. Самоуверенность 

7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58,61,73,82

20, 80, 103

3. Саморуководство 

43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110

109

4. Отраженное  самоотношение

2, 5, 29, 41, 42, 50, 102

13, 18, 34, 85

5. Самоценность 

8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100

15, 26, 31, 46, 83

6. Самопринятие 

10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97

-

7. Самопривязанность 

6, 32, 33, 55, 89, 93, 95, 101, 104

96, 107

8. Внутренняя  конфликтность

4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 67, 69, 81, 91, 94, 99

-

9. Самообвинение 

14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92

-


 

Таблица перевода "сырых" баллов в стены

Шкала

Стен

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Закрытость 

0

0

1

2-3

4-5

6-7

8

9

10

11

2. Самоуверенность 

0-1

2

3-4

5-6

7-8

9

10-11

12

13

14

3. Саморуководство 

0-1

2

3

4-5

6

7

8

9-10

11

12

4. Отраженное  самоотношение 

0

1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

11

5. Самоценность 

0-1

2

3

4-5

6-7

8

9-10

11

12

13-14

6. Самопринятие 

0-1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

11

12

7. Самопривязанность 

0

1

2

3

4-5

6

7-8

9

10

11

8. Внутренняя  конфликтность 

0

1

2

3-4

5-7

8-10

11-12

13

14

15

9. Самообвинение 

0

1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

10


 

Для перевода "сырого" балла в стандартное значение (стен) необходимо найти в первом столбце нужную шкалу и двигаться по строке до пересечения со столбцом, в котором находится индивидуальный "сырой" балл или интервал индивидуальных "сырых" баллов. В верхней строке найденного столбца указан соответствующий стен. Например, если "сырой" балл по шкале "Самопринятие" равен 7, то в строке 6 находим интервал 6 - 7. В верхней строке данного столбца указано значение стена - 5.

Самоотношение рассматривается  как представление личности о  смысле собственного "Я". Самоотношение в значительной мере определяется переживанием собственной ценности, выражающимся в достаточно широком диапазоне чувств: от самоуважения до самоуничижения.

Интерпретация показателей  осуществляется в зависимости от их выраженности. При этом значения 1-3 стена условно считаются низкими, 4-7 - средними, 8-19 - высокими. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из шкал.

Шкала "Закрытость" определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости.

Высокие значения (8-10 стенов) отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть или недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем.

Средние значения (4-7 стенов) означают избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.

Низкие значения (1-3 стена) указывают на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. Человек критичен по отношению к себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное видение ситуации, происходящего.

Шкала "Самоуверенность" выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.

Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного "Я", высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго.

Информация о работе Различия самоотношения у представителей различных профессий