Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:27, курсовая работа
Актуальность темы различия самоотношения у представителей различ-ных профессий обусловлена тем, что выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и профессиональными достижениями человека является ключом к пониманию многих мотивов успешной карьеры.
Впервые в отечественной психологической литературе термин "самоот-ношение" в качестве самостоятельной психологической категории, не относи-мой ни к самопознанию, ни к самосознанию, ни к эмоциональному отношению к себе или действиям относительно самого себя, был применен в 1974 г. Сарджвеладзе Н.И.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблем самоотношения.
1.1. Понятие и структура самоотношения.
1.2. Описание профессий директора по маркетингу и официанта, их профессионально важные качества
1.3. Выводы по главе
Глава 2. Практическая часть – изучение самоотношения у представителей разных профессий (директора по маркетингу и официанта) по методике Пантелеева Р.С.
2.1. Методики изучения самоотношения: инструкция, обработка результатов и интерпретация
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Различия самоотношения у представителей различных профессий
Содержание:
Введение 1.3. Выводы по главе 2.1. Методики
изучения самоотношения: 2.2. Анализ результатов исследования 2.3. Выводы по
главе Заключение Список литературы |
3 5 5 9
12
14
14
23 26
30 31 33 |
Введение
Актуальность темы различия самоотношения у представителей различных профессий обусловлена тем, что выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и профессиональными достижениями человека является ключом к пониманию многих мотивов успешной карьеры.
Впервые в отечественной психологической литературе термин "самоотношение" в качестве самостоятельной психологической категории, не относимой ни к самопознанию, ни к самосознанию, ни к эмоциональному отношению к себе или действиям относительно самого себя, был применен в 1974 г. Сарджвеладзе Н.И.
Цель работы – проанализировать различия самоотношения у представителей различных профессий: директора по маркетингу и официанта.
В работе решался
ряд теоретических и
Анализ понятия "самоотношение"
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при профессиональном отборе кадров.
Глава 1. Теоретические основы проблем самоотношения.
Термин "самоотношение" используется для обозначения специфики отношения личности к собственному "я". В структуру самоотношения входят: самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценка, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и др.
Изучением темы "самоотношения" занимались многие авторы. Так, например, Столин В.В. в эмоциональном самоотношении рассматривает такие составляющие, как симпатия, уважение, близость. Пантелеев С.Р. понимает самоотношение как выражение смысла "я" для субъекта. Другие авторы усматривают в самоотношении переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения. Самоотношение обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое "я" от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном уровне. Так, Хараш А.У. считает, что одним из средств такой зашиты является отрицательная самооценка, рассчитанная на возникновение положительных реакций сочувствия.
Структура самоотношения представлена на рис.1.
Рис.1. Структура самоотношения
Рассмотрим когнитивный компонент. При анализе данного компонента необходимо понять, посредством каких психических функций, которые относятся к разряду познавательных (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение) реализуется гностическое отношение субъекта к самому себе. Подобно тому, как в процессы переработки информации о предметах и событиях внешнего мира включены все гностические функции человека, так и в плане самосознания сложно назвать какую-либо одну из всех познавательных функций, которая отвечала бы за всю нагрузку самоотражения. В гностическом плане самоотношение обеспечивается процессами ощущения и восприятия, представления и памяти, мышления и воображения.
Процессы восприятия также в большой степени обеспечивают субъект необходимой, селективной, а также избыточной информацией о самом себе. Самовосприятие своей внешности играет большую роль на разных этапах жизни человека, а в некоторых периодах развития личности его функция интенсифицируется и значительно определяет форму и содержание жизнедеятельности личности.
Представление о самом себе выступает важным звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровне активности человека. Представляемое "я" соотносится с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с нею, на основе чего субъект вырабатывает определенную стратегию действия. Наглядно это было показано в тех экспериментах, в которых испытуемым приходилось соизмерять выполняемое задание c представляемыми собственными инструментальными возможностями действия, на основе чего у одних завышался уровень притязаний, у других же занижался. Представление своих определенных состояний служит эффективным психотерапевтическим средством, к примеру, в технике аутотренинга. Более того, в специфическом человеческом общении роль того, насколько человек может представить себя на месте другого, дает информацию одновременно о состоянии другого и о самом себе. Существуют специфические социально-культурные нормы – "поставь себя на его место", которые способствуют социальной регуляции межличностных отношений.
Значение функции
памяти в организации
Мыслительные процессы, реализующие в гностическом плане функцию самоотношения, образуют "я" – концепцию личности. Посредством операций обобщения, анализа, синтеза, суждения, умозаключения личность вырабатывает устойчивые концепты о самом себе, которые образуют определенную консистентную структуру. Сложные процессы наделения себя определенными свойствами, мотивирование собственного поведения, объяснение другим и себе причин того или иного собственного поступка включается в многогранный процесс самопознания. Надирашвили Ш.А., опираясь на идею Узнадзе Д.H. о двух планах психической активности, считает, что акт объективации, возникший при некотором препятствии в осуществлении импульсивного поведения и завершающийся его приостановкой и развертыванием теоретической активности субъекта, сопровождается параллельным процессом субъективации: теоретическая активность направляется не только на внешний объект, но и на осознание собственных возможностей и особенностей. В результате у личности формируется так называемый психологический автопортрет. Такая же идея в контексте другой теоретической ориентации экспериментально обосновывается Столиным В.В., который показал, что субъект судит о наличии той или иной черты по невозможности или затруднительности действия, которому данная черта препятствует.
Процессы воображения создают возможное "я" и идеальное "я", механизмы действия которых заключаются в той уникальной особенности, что содержание реального, "здесь и сейчас" бытия личности определяется не наличными, непосредственно данными внешне ситуационными или внутренне присущими состояниями, а их соотнесением и соизмерением с возможными и идеальными проявлениями жизнедеятельности личностного уровня. Преимущественно на основе процессов воображения формируется образ "проспективного "я", функция которого заключается в проектировании собственной жизни.
Итак, когнитивный компонент самоотношения по тому признаку, какие гностические функции включены в его функционирование, имеет сложное гетерономное образование. При анализе этого компонента не следует упускать из виду одно очень важное обстоятельство: процессы самоотражения (самосознания и самопознания) сопровождаются самооценкой, или же, когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку, т.к. задача "работы" самосознания и самопознания заключается не только в том, чтобы принимать себя в расчёт в процессе активности и знать что-то о себе, но и в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определенным критериям. Путем процессов самопознания личность стремится понять не только то, кто она есть, но и какая она, не только то, что она сделала, но и что и как она может сделать.
Рассмотрим эмоциональный компонент. Самоотношение, понимаемое как установка относительно себя, включает в себя также эмоциональный компонент. Человек не только знает что-то о себе, но может любить или презирать себя по поводу знаемого. Эмоциональное отношение к себе некоторыми авторами неправомерно приравнивалось к самоотношению в целом. Являясь феноменом установки, самоотношение характеризуется тремя компонетнами строения, а эмоциональное отношение к себе только одним из его компонентов. Эмоциональное отношение к себе не приравнивается к самоотношению и первое соотносится со вторым как часть с целым. Литература по проблеме самосознания изобилует данными об эмоциональных отношениях себялюбия, аутосимпатии, самоуважения, самовосхищения, неудовлетворенностью самим собой и т. д. Столин В.В. выделяет три эмоциональные составляющие самоотношения: а) симпатия – антипатия, б) уважение – неуважение и 3) близость – отдаленность. Интересно, что эти составляющие определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении Выготский Л.С. объясняет указанным механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу.
Конативный компонент. Данный компонент выступает в качестве внутренних действий в свой адрес или как готовность к таким действиям. Простое перечисление таких действий или готовностей рисует довольно пеструю картину: имеются в виду манипуляторно-инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) и самопоследовательность, самоприятие (одобрение самого себя, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекция, ожидаемое отношение от других (отбор информации о себе) и самопредставление другому и т. д.
Действия или эскизы действий относительно самого себя, по-разному осуществляются в зависимости от того, как личность относится к себе – как к объекту воздействия или как к субъекту действия. Однако способы отношения к себе – "я" как объект и "я" как субъект – внутренне дифференцируют не только действия в адрес самого себя, т. е. конативный компонент самоотношения, но и познавательные и эмоциональные отношения к себе (когнитивный и эмоциональный компоненты самоотношения).
В работе будут рассмотрены различия самоотношения у представителей различных профессий: директора по маркетингу и официанта.
Рассмотрим эти профессии подробно.
Директор по маркетингу – человек, отвечающий за развитие компании. В этой профессии важны стратегическое мышление, целеустремленность, нацеленность на результат, умение добиваться поставленных целей.
Рассмотрим по пунктам составляющие самоотношения в этой профессии.
"Открытость" – должна быть на высоком уровне, т.к. только когда понятны цели и мотивы человека, коллектив проникается стратегией развития компании.
"Самоуверенность" – в данной профессии важна самостоятельность, воля, энергичность, надежность.
"Саморуководство" – основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта данной професии, является он сам.
"Зеркальное "Я"" – здесь должно быть положительное и уважительное отношение к себе со стороны других людей и подчиненных.
"Самоценность" – эмоциональная оценка себя, своего "я" по внутренним критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира в данной профессии должна быть высока.
"Самопринятие" – дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональное, безусловное принятие себя таким, какой есть.
"Самопривязанность" – в данной профессии должна быть привязанность и принятие своего образа, желание меняться на фоне общего положительного отношения к себе.
"Конфликтность" – здесь не должно быть внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний.
"Самообвинение" – в профессии директора по маркетингу не должно быть негативных эмоций свой адрес.
Социально-психологические
Информация о работе Различия самоотношения у представителей различных профессий