Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:52, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме
Введение……………………………………………………………………………..…….3
1. Психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………………5
1.1. Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР……………………...7
1.2. Психолого-педагогические ресурсы игровой деятельности в коррекции недостатков интеллектуального развития у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………………..12
2. Особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержке психического развития……………………………...14
2.1. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития………………………………………16
2.2. Народный фольклор как средство развития речи детей………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………….…22
Глоссарий………………………………………………………………………………...24
Список использованных источников…………………………………………………...26
Приложения……………………………………………………………………………....27
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Современная Гуманитарная Академия |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Педагогическая психология |
Тема | Пути и средства разрешения проблем младших школьников с отставанием в психическом развитии |
Фамилия студента | Серяченко |
Имя студента | Виктория |
Отчество студента | Николаевна |
№ контракта | 04202070701005 |
Введение…………………………………………………………
1. Психофизиологические
особенности детей с задержкой
психического развития………………………
1.1. Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР……………………...7
1.2. Психолого-педагогические
ресурсы игровой деятельности
в коррекции недостатков
2. Особенности
развития связной речи младших
школьников с общим
2.1. Роль
дидактических игр и игровых
упражнений для развития
2.2. Народный
фольклор как средство
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме. Серьезные трудности, которые приходится преодолевать общеобразовательной, а тем более коррекционной школе в начале ХХI века, напрямую затрагивают и ее начальное звено. Сегодня незамедлительного решения требуют следующие наиболее значимые проблемы начальной школы: неудовлетворительный (и все ухудшающийся) уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия учеников; нивелирование их индивидуальности и утрата доверчивого отношения к людям, открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового детского любопытства и творческого потенциала, инициативности; преобладание отчужденного, «безличного» стиля общения педагога с детьми.
Эти
неблагополучия обуславливают, с одной
стороны, необходимость
Одно
из средств достижения обозначенных
целей - широкое использование
Изучение
эмоциональной сферы
Проблема
специфики эмоционального развития
детей с задержкой психического
развития в дошкольном возрасте является
исключительно актуальной, т. к. нереализованные
возрастные возможности в эмоционально-
В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточностью и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.
Вследствие
нарушений у детей в
Поскольку
большинство психических
Для
детей этой группы характерна значительная
неоднородность нарушенных и сохранных
звеньев психической
В
отечественной коррекционной
У детей с ЗПР наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений, неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия. Недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практичес1ких действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности - при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, в то же время относительно простые узоры они выполняют правильно. Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет. Наиболее характерными для детей с ЗПР особенностями внимания являются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
Снижение
способности распределять и концентрировать
внимание особенно проявляется в
условиях, когда выполнение задания
осуществляется при наличии одновременно
действующих речевых
Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания;
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности детей с ЗПР, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Эти дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Также у них нарушен необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.
Выделяется
слабая эмоциональная устойчивость,
нарушение самоконтроля во всех видах
деятельности, агрессивность поведения
и его провоцирующий характер, трудности
приспособления к детскому коллективу
во время игры и занятий, суетливость,
частую смену настроения, неуверенность,
чувство страха, манерничанье, фамильярность
по отношению к взрослому.
1.1.
Формирование общей
способности к
учению у детей
с ЗПР
Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению - это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, операциональным, регуляционным). В основе овладения любым структурным компонентом интеллектуальной деятельности лежат те же психологические механизмы, что и в основе формирования любого умственного действия. Это организация внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный её перевод во внутренний план. Общее направление организации практических действий детей и формирования положительного эмоционального отношения к ним могут выглядеть следующим образом: от групповых действий, где инициатива в их организации принадлежит педагогу, - к индивидуальным инициативным действиям ребёнка; от цели, поставленной педагогом, и созданного им настроения её реализовать - к коллективному целеобразованию и далее к индивидуальному целеобразованию с соответствующим эмоциональным отношением к этому процессу, а так же к практическим действиям и их результатам; от оценки педагога - к организации коллективной оценки и далее к индивидуальной самооценке; от поощрения педагога - к поощрению коллектива и далее к личной радости от успешно сделанного.
Разнообразный и посильный труд детей, а также различные наблюдения и опыты с природным материалом обеспечивают значительные возможности для расширения, углубления и систематизирования знаний детей о ближайшем окружении, формирования общего представления и простейших житейских понятий о мире. Мыслительные действия формируются на основе практических, переводятся во внутренний план (оперирования представлениями).