Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:33, реферат
Главная задача моей работы – это, во-первых, изучение основных характерных для каждого типа темперамента черт; и, во-вторых, описание методов стимулирования персонала, учитывая особенности темперамента каждого сотрудника организации.
ВВЕДЕНИЕ 31. Краткий курс из истории становления науки о темпераментах 4
2. Характеристики типов темперамента 6
2.1. Холерик 6
2.2. Сангвиник 7
2.3. Меланхолик 9
2.4. Флегматик 10
3. Методы влияния на людей с разными типами темперамента
ВЫВОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Факультет психологии
Кафедра
управления персоналом
ФОРДУЛЯСОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила
Студентка 2 курса очно-заочного отделения гр. 2080-1591
Фордулясова Ирина Сергеевна
Проверил
Богомаз
Сергей Александрович
Томск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ
Проблема темперамента занимает человечество уже много столетий. Еще древние ученые занимались исследованием анатомо-физиологических и индивидуально психологических особенности человека, с целью выделить определенные типы человеческого характера.
Важность этого вопроса со временем не просто не ослабла, а стала еще более актуальной. Не смотря на то, что ученые во главе с И.П. Павловым давно уже определили и сформулировали главные характеристики и черты каждого темперамента, эта область науки оставляет еще очень богатое поле для дальнейших исследований.
Интерес к ней связан с очевидностью существования психических различий между людьми – различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения, деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту. Так, один человек сдержан, уравновешен, эмоционально невыразителен, его движения скупы, речь замедленная. Другой, напротив, подвижен, оживлен, активен, энергичен. Динамические особенности третьего как бы маскируются умениями и навыками и проявляются лишь в определенных ситуациях.
Так как моей будущей специальностью является управление персоналом, я постаралась подойти к изучению данного вопроса с позиции управления человеческими ресурсами.
Главная
задача моей работы – это, во-первых, изучение
основных характерных для каждого типа
темперамента черт; и, во-вторых, описание
методов стимулирования персонала, учитывая
особенности темперамента каждого сотрудника
организации.
КРАТКИЙ КУРС ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НАУКИ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ
Темперамент
(от лат. temperamentum - надлежащее соотношение
частей) - устойчивое объединение индивидуальных
особенностей личности, связанных с динамическими,
а не содержательными аспектами деятельности.
Темперамент составляет основу развития
характера, вообще, с анатомической точки
зрения темперамент - это тип высшей нервной
деятельности человека.
Изучением темперамента человека начинали заниматься еще в Древней Греции. Равное «темпераменту» по значению греческое слово «красис» (др. греч. Κράσις - «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека.
Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
Эта концепция до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку.
Поворотным
пунктом в истории
Иван Петрович Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом.
Иван Петрович Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТОПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Холерик - это человек быстрый, страстный, порывистый, но неуравновешенный. Холерик способен полностью отдаваться своему делу, с особенной страстностью, однако его настроение может быстро и резко измениться. Ему присущи эмоциональные вспышки, подъемы, но и быстрая истощаемость. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик легко увлекается, отдается интересу, при этом часто безалаберно растрачивает свои силы и быстро устает и остывает.
Эти люди очень подвижны, активны, легко возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Возбуждение преобладает над торможением, в связи с чем, холерики несдержанны, порывисты, раздражительны и вспыльчивы. Холерики очень артистичны, у них выразительная мимика, речь, у них резкие жесты, часто резкие и несдержанные движения.
Эмоции и чувства холериков проявляются бурно, ярко, страстно. Они неожиданно появляются и резко угасают.
В своей деятельности холерик также имеет ряд отличительных особенностей. Холерик активно берется за дело, отдается ему страстно и со рвением, работает быстро, активно, преодолевает любые трудности. Но при этом запас энергии небезграничен, и может закончиться в любой момент. Холерик не умеет рассчитывать собственные силы и энергию. Когда энергия заканчивается, у холерика меняется настроение, вместе с настроением падает и активность в работе, и энтузиазм.
В общении с людьми холерик также проявляет себя: то полный позитивных эмоций он завораживает окружающих, находится в центре внимания, то допускает несдержанность, раздражительность, нервозность, чем может создавать конфликтные ситуации. Холерики бывают прямолинейны, вспыльчивы, довольно резки в выражениях, нетерпеливы. Так как у холериков высокий темп речи, они говорят много и быстро, также часто перебивают собеседника, и быстро отвечают, иногда не дослушав собеседника до конца.
Холерик быстро запоминает обрабатывает информацию. Правда, особенности нервной системы таковы, что с такой же высокой скоростью холерик может и забывать информацию.
Быстрые движения холериков проявляются в любой обстановке. Если он не может двигаться в пространстве, то будет «крутиться» на месте. Например, на совещании холерик может крутить ручкой, рисовать, перекладывать с места на место вещи, поправлять одежду, прическу, разговаривать с соседями. Причина такого поведения в том, что холерик практически неспособен вынести ограничение своей активности и с трудом может оставаться определенное время без движений в покое.
Холерики очень быстро думают и быстро принимают решения. Однако, они не всегда имеют возможность хорошо обдумать решения, а потому часто ошибаются. Кроме того, принятое решение может в короткие сроки измениться вместе с перепадом настроения.
Во время стресса холерик ведет себя суетливо, и его активность увеличивается. Он может проявлять вспыльчивость и раздражение. Он очень чувствительный к обидам, но настроение его быстро меняется и обиды он забывает, то есть «вспыльчивый, но отходчивый».
Скорость
мыслительных, двигательных и речевых
процессов определяют высокую работоспособность
и выносливость холериков. Они стремятся
к лидерству и управлению, желают влиять
на других людей, они амбициозны и честолюбивы.
Сангвиник - человек живой, активный, подвижный, у него достаточно часто меняется настроение, он активно и быстро реагирует на все события, происходящие вокруг, быстро адаптируется к новым условиям, легко примиряется с неудачами и трудностями.
Сангвиники обладают подвижной выразительной мимикой, их движения также выразительные и яркие, четкие. Сангвиники - жизнерадостные, быстро сходятся с новыми людьми, легко адаптируются к новой обстановке и привыкает к новым требованиям, быстро находят общий язык с людьми. Речь сангвиников отчетливая, громкая, яркая, сопровождается мимикой и жестами.
Он живо откликается на все, что происходит вокруг, у него высокий порог чувствительности. Поэтому он может неожиданно рассмеяться над мелочью и также неожиданно разозлиться. Настроение сангвиника меняется также часто, как и раздражители в окружающей обстановке. Если сангвинику интересно то, что с ним происходит, то он будет активно заниматься деятельностью, отдаваться делу полностью, проявлять энергичность и энтузиазм. Если интерес пропал к деятельности, то появляется полное безразличие, скука, снижается активность, он становится пассивным.
Информация о работе Псохофизиалогия профессиональной деятельности