Психопатология

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:05, шпаргалка

Описание работы

Симптомы и синдромы в психопатологии.

Симптом-это некий патологический признак. Симптомы бывают позитивные (продуктивные)- всё что дает к-то патологическую продукцию. Негативные – всё что содержит утрату, снижение психических функций или выпадение к-то психических процессов.

Синдром-это закономерное сочетание симптомов связанных единым патогенезом. Если в синдром в качестве ведущего входит только 1 симптом, то это простой или малый синром (маниакальный, астенический, паранойальный). В сложных синдромах более 2 ведущих симптомов (параноидный, кататонический).

Работа содержит 1 файл

психопатология экзамен.docx

— 175.86 Кб (Скачать)

Инкогеренция (бессвязность мышления). Проявляется распадом логической структуры мышления и грамматического строя речи одновременно. Речь состоит из бессвязного набора отдельных слов, в основном, имен существительных, которые могут рифмоваться. Например: «Доля, глаза, коза, пошел, чудо-юдо, пескарик, очкарик, будьте здоровы…». Бессвязность мышления наблюдается при аментивном помрачении сознания, а также спутанности сознания в острых психотических состояниях различного генеза.

Астеническая спутанность  мышления, как более легкая, начальная степень бессвязности, характеризуется непоследовательностью суждений, появляющейся и нарастающей по мере истощения нервно-психической активности.

19.Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Нарушения логического мышления. Выражаются расстройствами операционной стороны  мышления и, в первую очередь, операций конкретизирования, обобщения и  абстрагирования. При этом возникают  следующие нарушения: резонерство, формализм, патологическая обстоятельность  мышления, неясное и паралогическое мышление.

Резонерство (тангенциальное мышление). Основными его признаками являются наклонность к общим рассуждениям и неспособность принимать во внимание конкретные факты и обстоятельства. Пациент пассивно следует формальным аспектам значения слов, упуская из виду то важное обстоятельство, что размышления нужны не сами по себе, но что они — инструмент для достижения определенной цели, формирования конечного вывода, правильность которого может и должна быть доказана. В связи с этим рассуждения приобретают характер беспочвенных, беспредметных и не приводящих к определенному конкретному выводу словесных построений. Высказывания нередко многословны, высокопарны, витиеваты, многозначительны.

К резонерству относится подчеркнутое стремление ряда больных к псевдонаучным  построениям, склонность к пустому, выхолощенному теоретизированию, расплывчатым рассуждениям на отвлеченные темы, бесплодным размышлениям о сложных, неразрешимых проблемах. Заимствованные и большей частью плохо понятые  общие представления нередко  привлекаются к объяснению сугубо конкретных явлений либо к их обозначению. Речь богата научными терминами из различных  областей знания — философии, социологии, техники, психологии и др. Так, вместо изложения конкретных жалоб на здоровье больной описывает свое состояние  с помощью технических терминов и аналогий.

Формализм мышления выражается в предпочтительной направленности внимания, интеллектуальных установок не на социально-содержательные, а на формальные аспекты деятельности.

Формализм мышления может проявляться  склонностью к арифметически  точным ответам и констатациям, выделяющим какой-то один несущественный, нередко  внешний, сиюминутный момент ситуации. Так, сообщив, что женат 20 лет, больной  тут же «исправляет ошибку»: «Фактически 10 лет — жена через сутки дежурила». В другом наблюдении больной указывает, что выпивает по 130 граммов водки  — «пропорционально весу».

Формализм мышления проявляется также  своеобразной регистрирующей манерой  рассказывать о происшедшем. В рассказах  раскрывается не главное в событии, а констатируется лишь внешняя сторона  дела, его оболочка, футляр. Формализм  мышления может проявляться буквальным толкованием иносказательных оборотов речи — пословиц и поговорок.

Патологическая обстоятельность  мышления в наиболее типичном ее варианте заключается в чрезмерной детализации описания каких-либо явлений и в неспособности разграничить главное и второстепенное. В этом проявляется снижение уровня процессов обобщения и абстрагирования. Изложение сведений строится не в логической, а пространственно-временной ситуационной последовательности. Она начинается издалека, сопровождается повторением сказанного, остановками, очень медленным продвижением вперед. Сообщения перегружены мелкими, ненужными подробностями, в которых главное содержание утопает, оно не выделяется, логического акцента на нем не делается. Перевести разговор на другую тему или остановить его удается не сразу — больные стремятся договорить начатое до конца.

Наряду со снижением уровня мышления патологическая обстоятельность сопровождается тугоподвижностью, плохой переключаемостью внимания. Указывает на значительное ослабление интеллектуальных функций, поэтому рассматривается как  «дементная форма детализации мышления» (Банщиков, Короленко и др., 1971). Чаще встречается при эпилепсии. Снижение уровня мышления характеризует органически  умственную отсталость головного мозга.

Неясное (расплывчатое) мышление может быть охарактеризовано как нецеленаправленное мышление, мышление без цели, при котором совершаются логически необоснованные Переходы от одной мысли к другой, игнорируются временные и пространственные рамки событий. Рассказы больных расплывчаты, нарушена последовательность и ясность изложения, больные теряют из виду предмет разговора, далеко отклоняются от темы. Е. Блейлер рассматривал такое нарушение мышления как «расплывающуюся ассоциативную структуру» и усматривал его сущность в отсутствии четкого представления цели.

Паралогическое мышление характеризуется односторонним, предвзятым направлением мыслительной деятельности, в ходе которой принимаются во внимание лишь отдельные факты или случайные стороны явлений, соответствующие доминирующей установке. Все, что ей противоречит, отбрасывается как неверное либо не замечается вовсе. Например, пропажа документа расценивается как следствие хищения; возможность других причин просто не рассматривается. Из сообщения о чем-либо выхватывается отдельная фраза, и именно она будет фигурировать как доказательство правильности какого-нибудь ложного утверждения, все остальное в услышанном игнорируется.

 

Ход рассуждений и выводы больных  с паралогическим мышлением часто  совершенно неожиданны, странны, отчего оно называется также мышлением  «с выкрутасами». Например, больная, увидев на столе разрезанное на две половины яблоко и лежащий рядом нож, решила: «Одна половина яблока принадлежит отцу, вторая — матери, а нож предназначен мне. Значит, я должна покончить с собой» — что она и пыталась сделать. Паралогическое или «кривое» мышление не является собственно алогичным, формально логический процесс часто не нарушается.

Термин «паралогическое мышление»  часто используется в более широком  смысле: для обозначения нарушений  с отсутствием логики в болезненных  рассуждениях, других расстройств логической функции.

20.Образное  мышление. Главной особенностью образного мышления является недостаточное развитие способности усваивать и использовать понятия, отличающиеся высокой степенью обобщения и абстрагирования. Место понятий занимают природные образы, объекты и явления в их ситуационных отношениях. Другими словами, вместо отвлеченных образное мышление предпочитает иметь дело с собирательными и конкретными понятиями. Отношения между образами строятся не по законам логики — преобладают «ситуационные связи», всякий раз меняющиеся в зависимости от конкретных обстоятельств или эмоционального отношения к происходящему. Понимание логических отношений и отвлеченных понятий страдает, особенно если они не иллюстрируются простыми и наглядными примерами. Скрытый, глубокий смысл явлений не формулируется, рассказы о происшедшем пространны и наполнены массой излишних подробностей.

Нарушения образного мышления. Сюда включены расстройства, характеризующиеся  преобладанием механизмов незрелого  мышления в виде чрезмерной активности процессов воображения и искажения  хода мышления под влиянием эмоций, но главным образом это фантазирование.

Патологическое фантазирование — у психопатических личностей, в особенности из круга истерических, незрелость мышления может проявляться наклонностью к патологическому фантазированию, получившему название синдрома фантастической псевдологии или мифомании. Реальные положения дел при этом искажаются яркими, изменчивыми вымыслами, касающиеся прежде всего собственной личности. В отличие от истинных конфабуляций и бреда воображения вымыслы псевдологов имеют правдоподобный характер и не выходят за рамки возможного в действительности. Кроме того, критическое отношение к фантазиям полностью не утрачивается — псевдолог может быть увлечен ими, но никогда не верит в них долго и до конца. В основе развития указанного синдрома лежат черты психического инфантилизма, повышенная внушаемость и эффективность, снижение критических возможностей.

В дошкольном возрасте преобладают  фантазии в виде необычных форм игровой  деятельности, странных, заумных вопросов. Дети большей частью играют в одиночестве, не пользуются игрушками, предпочитая  предметы неигрового назначения. Игры однообразны, бессодержательны, в них  не отражается живое участие в  том, что окружает ребенка в семье  или в детском учреждении. Поражают вопросы фантазирующих детей. Например: «Что бывает после смерти? Что такое  бесконечность? Где живут люди, которые  еще не родились?»

В раннем школьном возрасте (семь, девять лет) преобладают образные, визуализированные  формы патологического фантазирования. Пациенты поглощены яркими картинами  сражений, межпланетных путешествий, подводных  плаваний и т. д. Фантазии могут иметь  садистическую окраску (убийства, казни, истязания), что настораживает в  плане шизофрении. Нередко образы фантазии получают выражение в многочисленных рисунках больных.

В подростковом возрасте появляются и становятся доминирующими вербальные формы патологического фантазирования. Так, это могут быть оговоры, самооговоры, самовосхваления, остросюжетные приключенческие  и детективные истории.

При психических заболеваниях (шизофрении) в детском и подростковом возрасте фантазирование может приобретать  бредоподобный характер.

21.Эгоцентрическое  мышление - такой тип мышления, при котором все суждения основаны на нарцистическом идеале, на том, что может быть полезно (вредно) только собственной личности. В рассмотрение человека не включаются интересы других людей, интересы социальных групп, в том числе - друзей, коллег, родственников. Такой тип мышления часто формируется у зависимых личностей, а также при алкоголизме и наркоманиях. В то же время эгоцентрические черты могут быть нормативными для детского возраста (особенно если в семье единственный ребенок, окруженный большим вниманием и заботой; также встречатеся в ситуации, если ребенок излишне предоставлен сам себе)

Эгоцентрический склад мышления выражается убеждением в приоритете собственного мнения над взглядами окружающих. Отсюда вытекает неспособность учитывать  и уважать точку зрения других людей, неумение слушать, тенденция  навязывать свои взгляды, склонность к  резким, безапелляционным заявлениям, бескомпромиссность, авторитарность, упорство в стремлении рассматривать  происходящее через призму собственных  представлений, во все вмешиваться  и все делать по-своему. О случившемся  сообщается в редакции, иллюстрирующей сугубо личное восприятие событий. Характерны также множество нравоучительных сентенций, оценочных суждений и неизменная позиция оставаться всегда при своем мнении

Нередко в вопросах врача больные  усматривают намеки в свой адрес. В этом можно видеть готовность к  идеям отношения с типичным для  последних выражением эгоцентризма. Так, просьбы объяснить значение выражения «лезть в бутылку» воспринимается так: «Я с бутылками не связана, никогда не пила и не курила». Значение многих выражений вообще объясняется лишь после того, как больным удается перевести их содержание на себя.

Указанные особенности мышления можно  наблюдать у психопатических  личностей (шизоидных, паранойяльных, возбудимых), при эпилепсии, алкоголизме, шизофрении и других заболеваниях.

Нарушения мышления могут выражаться различными вариантами описанной Ж. Пиаже эгоцентрической речи —  эхолалии, монологе и коллективном монологе, при которых утрачивается коммуникативное значение речи

Монолог проявляется в том, что больной разговаривает наедине с собой вслух; произносит названия предметов, которые видит, называет свои действия, желания. Коллективный монолог наблюдается лишь в чьем-либо присутствии. Не вступая в беседу, больной ходит, например, по кабинету, рассматривает предметы, выглядывает в окно и говорит обо всем, что видит в тот или иной момент, ни к кому, однако, не обращаясь.

Сверхценные идеи Представляют собой суждения или комплекс мыслей, односторонне отражающих реальные обстоятельства и доминирующих в сознании в силу их особой личностной значимости. Сверхценные идеи, как указывают В. А. Гиляровский (1954), А. А. Меграбян (1972), проявляются стойким убеждением в своем высоком призвании к различным видам деятельности, уверенности в своей исключительной одаренности, выдающихся способностях и в вытекающем из этого стремлении добиться от окружающих признания объективно сомнительных прав на особое положение в жизни. Другими словами, сверхценными являются идеи, связанные с преувеличением роли и значительности собственной личности.

Сверхценные идеи следует отличать от доминирующих идей. Главенствующая роль последних в сознании определяется объективными интересами, увлечением профессиональной деятельностью, а не повышенным самомнением и претенциозностью.

Содержание сверхценных идей не бывает странным, нелепым, оно верно отражает реальные факты. Например, больной что-то изобрел, написал, создал, в этом, несомненно, есть нечто полезное, ценное. Но затем он начинает считать себя талантливым писателем, ученым, изобретателем, высказывает убеждение в своем высоком призвании, в то время как объективно его вклад является не более чем скромным. Сверхценные идеи отличаются стойкостью, обнаруживают тенденцию застревать в сознании, им свойственна эмоциональная насыщенность, аффективная охваченность. Они плохо поддаются разубеждению, оказывают значительное влияние на поведение и оценку происходящего, так или иначе связанного с содержанием сверхценных идей. Сталкиваясь с неопровержимыми фактами, дискредитирующими сверхценные идеи, больные используют неосознаваемые механизмы психологической защиты (репрессию) и внешне некоторое время ведут себя правильно.  Нередко наблюдаются сверхценные идеи ревности в виде недоверчивости, готовности усматривать в поведении близкого человека признаки неверности, но главное,— не всегда ясно осознаваемого чувства уязвленного мужского или женского самолюбия.

Информация о работе Психопатология