Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Характеристика дошкольного образовательного учреждения
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1 Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1 Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 8
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ детский сад Березка”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ “ детский сад Березка” 1- ой мл. гр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Приложение

Работа содержит 1 файл

курс..doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Авторы  пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится  воспитателю, его работе с семьей ребенка.

     Проведения  комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка  в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.

     Рассмотренные аспекты в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые  оказывают влияние на адаптацию  ребенка раннего возраста к дошкольному  учреждению.

     Важным  фактором, влияющим на характер поведения  ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который  должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому  ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

     Период  адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

     Таким образом, можно сказать, что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

     Данная  курсовая работа имеет практическую и теоретическую значимость для  воспитателей детского сада.

 

      Список использованных источников

1 Аванесова  В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.

2 Аксарина  М.Н. Воспитание детей раннего  возраста. – М.: Медецина 2007. - 304с.

3 Алямовская  В.Г. Ясли – это серьезно.–  М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.

4 Белкина  Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5 Ватутина  Н.Д. Ребенок поступает в детский  сад: Пособие для воспитателей  дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с,  ил.

6. Волков  Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения  в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

7 Ж-л  № 4. Ребенок в детском саду.-2001.

8 Ковальчук  Я.И. Индивидуальный подход в  воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.

9. Печора  К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего  возраста в дошкольных учреждениях  - М.: Владос, 2007, - 176с.

10 Роньжина  А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к  дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.

11 Смирнова  Е.О. Первые шаги. Программа воспитания  и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.

12 Столяренко  Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.

13 Ступени  общения: от года до семи  лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой,  Е.О. Смирновой.– М., 1992.

14 Тонкова-Ямпольская  Р.В. “Основы медицинских знаний”-  М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.

 

     Приложение  А 

     Анкета  для родителей 

     1 Уважаемые родители, мы будем  благодарны, если вы ответите  на эти вопросы.

     Ваши  ответы помогут нам лучше узнать ваших малышей и облегчить  его жизнь в адаптационный  период.

     Поведение

     1 Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздражительное; неустойчивое; подавленное ).

     2 Характер засыпания (быстро; в течении 10 минут; очень медленное; медленное).

     3 Характер сна (спокойный; неспокойный).

     4 Аппетит вашего ребенка (хороший; избирательный; неустойчивый; плохой)

     5 Отношение вашего ребенка к  высаживанию на горшок (положительное; отрицательное).

     6 Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится; ходит мокрый).

     7 Нежелательные для этого возраста  привычки (сосет палец или пустышку; раскачивается, когда спит или сидит).

     Личность

     Проявление  познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.

     1 Проявляет ли ребенок интерес  к игрушкам, предметам дома и  в новой, незнакомой обстановке?______________________________________

     2 Интересуется ли действиями взрослых?__________________________

     3 Внимателен ли он при этом, активен ли он, усидчив?______

     4 Инициативность в игровой деятельности (может или не может найти без посторонней помощи себе занятие; может или не может самостоятельно подготовится к игре)?________________________________________________

     5 Инициативность во взаимоотношениях  со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?_________

     6 Инициативность в отношениях  с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?________________________

     7 Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого; не умеет играть самостоятельно)?____________________________

 

     Приложение  Б 

     Карта нервно - психического развития ребенка  второго года жизни

     Дата  рождения ______________________________________

     Дата  поступления____________________________________

     Анализ______________________________________________ 

  Уровень развития
Речь Деятельность Навыки  взаимоотношений
Пассивная Активная Бездеятельность Наблюдение, подражание Предметная  деятельность Со взрослыми Со сверстниками
Отсутствуют Ответное Инициативное Отсутствуют Ответное Инициативное
1 год 3 мес.                      
1 год 6 мес.                      
1 год 9 мес.                      
2 года                      
 

     Карта нервно-психического развития ребенка  третьего года жизни

     Дата  рождения ______________________________________

     Дата  поступления____________________________________

     Анализ_____________________________________________ 

  Уровень нервно-психического развития
Активная  речь Сенсорное

развитие

Игра Конструи-

рование

Изобретатель-ная  деятельность Движение Навыки
2,5 года              
3 года              
 

     Приложение  В 

     Результаты  групп адаптации детей 

     МДОУ  “ детский сад Березка”1-ой мл.гр. 

I. тяжелая адаптация

II. средняя адаптация

III. легкая адаптация

 
Имя, Фамилия Дата рождения Дата поступления  в ДОУ Группа адаптации
Белая Дарья 20.03.06 12.08.09 III
Козенов Даниил 03.08.06 07.08.09 II
Мусина  Елизавета 01.02.06 09.08.09 III
Кремезьон Жанна 06.05.06 15.08.09 I
Тарасова  Софья 06.08.06 14.08.09 I
Ходоковский Тихон 25.03.06 09.08.09 II
Ардимеев  Вадим 01.05.06 22.08.09 III
Макурин Олег 27.02.06 01.08.09 II
 

 

      Приложение Г 

     План  воспитательно-образовательной деятельности 

Дни недели Вид работы Цель
ПОНЕДЕЛЬНИК
I половина дня (утро) Д/и «Что изменилось?» Развитие внимания, правильное произнесение название предметов.
Дневная прогулка П/и «Кто попадёт?» Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч.
II половина дня Развлечение «Бабушка Арина к нам в гости пришла!» Создать атмосферу  радостного настроения; учить детей  отгадывать загадки, читать стихи
Вечер Консультация с  родителями “Индивидуальный подход к ребенку” Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка
ВТОРНИК
I половина дня (утро) Д/и «Что ещё такой  же формы?» Учить детей находить предметы одинаковой формы.
Дневная прогулка П/и «Мыльные пузыри!» Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками.
II половина дня Чтение стихотворения  А.Барто «Мячик» Учить внимательно  слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызвать сочувствие к девочке Тане.
Вечер Беседа с родителями “Ваш ребенок” Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка
СРЕДА
I половина дня

(утро)

1.Повторение потешки  «Как у нашего кота»

2.Пальчиковая  игра по потешки «Как у нашего  кота»

Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение

Развивать мелкую моторику рук.

Дневная прогулка П/и «Подпрыгни до ладошки» Развитие ловкости, быстроты реакции и движений
II половина дня Настольный театр  «Теремок» Учить малышей слушать  сказку, создать радостное настроение
Вечер Беседа с родителями Сони Т. об условиях воспитания в семье Облегчение адаптации  Сони
ЧЕТВЕРГ
I половина дня

(утро)

1.Чтение стихотворения  Б.Заходера «Ёжик»  Познакомить с новым  стихотворением помочь понять содержание
  2. Лепка «Слепим  мисочку и угостим ёжика молоком»  Побудить доступными приёмами (скатыванием, расплющиванием) изготовить мисочку для ёжика.
Дневная прогулка П/и игра «Кто попадет  в корзину?» Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч.
II половина дня Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку - Длинное  Ушко» С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром  прощаться с мамой – не плакать  при расставании, чтобы её не огорчать.
Вечер Групповое родительское собрание “Воспитание у детей  самостоятельности в самообслуживании” Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей
ПЯТНИЦА
I половина дня

(утро)

1.Чтение рассказа  Л.Н.Толстого «Была в лесу белка» 

2.Рисование  «Орешки для белочки» 

1.Познакомить малышей  с белкой и её детками, учить слушать рассказ, понимать содержание, отвечать на вопросы

2.Учить малышей  рисовать круглые орешки карандашам; способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам

Дневная прогулка П/и «Кошечка крадётся» Тренировка вестибулярного аппарата.
II половина дня Потешка «Киска, киска  брысь!» Повторение ранее  изученной потешки.

Информация о работе Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении