Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Характеристика дошкольного образовательного учреждения
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1 Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1 Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 8
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ детский сад Березка”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ “ детский сад Березка” 1- ой мл. гр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Приложение

Работа содержит 1 файл

курс..doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Финансирование  МДОУ МДОУ “ детский сад Березка” осуществляется из районного бюджета согласно действующим нормативным актам, имеет собственные средства, а также бюджетные и дополнительно выделяемые.

     Приоритетным  направлением в работе педагогического  коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, адаптация к жизни в обществе.

     Продолжительность воспитательно-образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7-летнего возраста ребенка.

     На  территории детского сада находятся:

     - музыкальный зал, в котором  стоит пианино, рядом - костюмерная  с различными костюмами сказочных  героев, детские музыкальные инструменты, различные декорации из картона и ткани;

     - кабинет психолога, где дети  занимаются играми с воспитателем  – психологом, проходят различные  формы тестирования;

     - кабинет логопеда;

     - физиотерапевтический кабинет, оснащенный  массажным столом, ультрафиолетовой лампой;

     - спортивная площадка, на территории  которой находится футбольное, волейбольное  поля, беговая дорожка здоровья, турники, песочная яма для прыжков  и другое спортивное оборудование.

     Воспитательно-образовательную  работу с детьми, под руководством заведующей, заместителя заведующей и методиста, ведут 13 высококвалифицированных педагогов-воспитателей, а также 1 логопеда, 1музыкальный руководитель, психолог, педагог дополнительного образования.

     2.2 Характеристика адаптации  к дошкольному  учреждению детей МДОУ “ детский сад Березка” 1- ой мл.гр.

 

     Цель: определить особенности привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группу адаптации.

     Организация исследования: работа проводилась на базе МДОУ “ детский сад Березка” в 1 мл.гр. Педагогический процесс организуется в соответствии с программой Т.Н.Дороновой “Радуга”, с детьми работают воспитатели Беласова Н.И. и Зеленина Ю.В.

     В 1-ой мл.гр. 28 детей, набор в группе начался 01.08.10 г. Для проведения исследования выбрана подгруппа детей:

     Белая Дарья, 2 года 5 месяцев

     Козенов Даниил, 2 года

     Мусина  Елизавета, 2 года 6 месяцев

     Кремезьон Жанна, 2 года 3 месяца

     Тарасова  Софья, 2 года

     Ходоковский Тихон, 2 года 5 месяцев

     Ардимеев  Вадим, 2 года 2 месяцев

     Макурин Олег, 2 года 6 месяцев

     В ходе исследования проведено наблюдение поведения детей в период адаптации, беседы с воспитателями, родителями, психологом, мед.сестрой.

     Характеристика  поведение детей:

     Даша  Б. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Отлично влилась в коллектив.

     Даниил  К. Речь менее активная, в деятельности подражает взрослым, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми малоактивен.

     Лиза  М. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сама проявляет инициативу.

     Жанна К. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми не всегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками необщительна.

     Соня  Т. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников.

     Тихон Х. Эмоциональное состояние стабильное, не общительный с детьми, часто рядом с воспитателем, речь плохо развита.

     Вадим А. Эмоциональное состояние стабильное, речь активная, предметная деятельность слабо развита, во взаимоотношении со взрослыми – ответная реакция, с детьми – проявляет инициативу.

     Олег  М. Эмоциональное состояние- стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Со сверстниками неохотно взаимодействует.

     В целом адаптация детей проходила  неплохо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить группы адаптации:

       – к первой группе (сложная адаптация) относятся 2 человека;

       – ко второй группе (средняя адаптация) относятся 3 человека;

       – к третьей группе (легкая адаптация) относятся 3 человека.

     Данные  результаты групп адаптации детей  МДОУ “ детский сад Березка”  в 1-ой мл.гр. занесены в таблицу (Приложение В)

     2.3 Направления психолого-педагогической  деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям к дошкольному образовательному учреждению

 

     Цель: спроектировать психолого-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей МДОУ “ детский сад Березка” 1-ой мл.гр. к условиям дошкольного образовательного учреждения.

     Для оптимизации процесса адаптации  к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей  своих воспитанников.

     Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты (Приложение А), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

     Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение Б, Приложение Д).

     До  приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в  котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп  детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

     Для организации успешной адаптации  детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности воспитателей 1 мл.гр. МДОУ “ детский сад Березка” ( Приложение Г). При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

     А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим  рекомендациям для воспитателей и родителей:

     Рекомендации  для воспитателей:

     - любите детей и относитесь  к ним как к своим;

     - помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

     - приобщайте ребенка в доступной  форме к социальным и нравственным  нормам;

     - необходимо наладить контакт  с родителями детей, поступающих  в дошкольное учреждение;

     - проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

     - по возможности посетите семью  ребенка, узнайте о привычках  и интересах детей;

     - проводите родительские собрания  до поступления детей в детский  сад.

     В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

     Рекомендации  для родителей:

     - любите своего ребенка таким, какой он есть;

     - радуйтесь своему ребенку;

     -разговаривайте  с ребенком заботливым, ободряющим  тоном;

     - слушайте ребенка, не перебивая;

     - установите четкие и определенные  требования к ребенку;

     - не устраивайте для ребенка  множество правил;

     - будьте терпеливы;

     - каждый день читайте ребенку  и обсуждайте прочитанное;

     - в разговоре с ребенком называйте  как можно больше предметов,  их признаков, действий с ними;

     - поощряйте в ребенке стремление  задавать вопросы;

     - чаще хвалите ребенка;

     - поощряйте игры с другими детьми;

     - интересуйтесь жизнью и деятельностью  вашего ребенка в детском саду;

     - не позволяйте себе неподобающего  поведения в присутствии ребенка;

     - помните, что авторитет родителей  основан на достойном образце  поведения;

     - прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

     - посещайте групповые собрания.

     Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

 

     Заключение 

     Семья – социальная общность, которая  закладывает основы личностных качеств  ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре  помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

     Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

     Проблеме  адаптации особое внимание уделяли  такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.

Информация о работе Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении