Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Характеристика дошкольного образовательного учреждения
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1 Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1 Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 8
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ детский сад Березка”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ “ детский сад Березка” 1- ой мл. гр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Приложение

Работа содержит 1 файл

курс..doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1 Адаптация  детей раннего возраста к условиям  дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

1.1 Характеристика  понятия "адаптация" и факторы  влияющие на неё. . . . . . 8

1.2 Особенности  поведения детей в период адаптации  . . . . . . . . . . . . . . . .14

1.3 Формы  работы по организации процесса  адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2 Психолого-педагогические  условия организации успешной  адаптации детей к дошкольному  образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

2.1 Описание  дошкольного образовательного учреждения  МДОУ “ детский сад Березка”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

2.2 Характеристика  адаптации к дошкольному учреждению  детей МДОУ “ детский сад Березка” 1- ой мл. гр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

2.3 Направления  психолого-педагогической деятельности  по оптимизации процесса успешной  адаптации детей условиям к  дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Список  использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Приложение  А Анкета для родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

Приложение  Б Карта нервно – психического развития ребенка второго и третьего года жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Приложение  В Результаты групп адаптации детей МДОУ “ детский сад Березка” в г.Печоры 1-ой мл.гр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Приложение  Г План воспитательно-образовательной деятельности . . . . . . . 39

Приложение  Д Советы родителям в адаптационный период . . . . . . . . . . . . . 41

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Ранний  возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.

     Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает  к определённому режиму, к способу  кормления, укладывания, у него формируются  определённые взаимоотношения с  родителями, привязанность к ним.

     От  того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

     И потому, так актуальна на сегодняшний  день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

     Большой вклад в изучение проблем адаптации  детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более  активно вопросы социальной адаптации  рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

     Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает  оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском  саду, раскрывает особенности поведения  детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

     Т.В. Костяк рассматривает особенности  психологической адаптации детей  раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

     Авторы  пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

     Анализ  педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?

     Ее  решение составило цель нашей  работы. Объект исследования -процесс  адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Предметом исследования является ДОУ и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к нему.

     Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:

     - Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

     - Характеристика дошкольного образовательного  учреждения

     - Проанализировать направления совместной  деятельности воспитателей и  родителей по оптимизации процесса  адаптации детей раннего школьного возраста.

     - Выявить психолого-педагогические  условия успешной адаптации детей  раннего возраста к дошкольному  образовательному учреждению.

     Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих  методов. Это был анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации), анкетирование, наблюдение и беседа.

     Анализ  собранных материалов позволил нам  сформулировать общую гипотезу исследования: успешная адаптация детей раннего  возраста к условиям ДОУ, будет в том случае если:

     - будет проведена беседа с родителями  будущих воспитанников детского  сада;

     - будет составлена карта нервно-психического  развития ребёнка, в которой  фиксируются ответы родителей  во время беседы;

     - будут учтены психические и  физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;

     - будут создаваться благоприятные  условия для комфортного пребывания  ребёнка в детском соду.

     Новизна курсовой работы заключается в том, что исследование проводилось на базе МДОУ “ детский сад Березка” в г.Печоры в 1 младшей группе.

     Результаты, полученные в ходе исследования, имеют  практическую значимость для воспитателей детского сада.

     Структура работы: работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух разделов (первый раздел содержит 4 подраздела, второй раздел содержит 3 подраздела), заключения, список использованный источников, 5 приложений.

     Исследование  проводилась на базе МДОУ “ детский  сад Березка” в г.Печоры в 1 младшей  группе.

 

     1 Адаптация  детей раннего  возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

     1.1 Характеристика понятия  "адаптация"  и факторы, влияющие  на неё

 

     С поступлением ребенка трех-четырех  летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество  изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

     Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.

     Сложность приспособления организма к новым  условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

     Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

     Существует  три стиля, с помощью которых  человек может адаптироваться к  среде:

     а) творческий стиль, когда человек  старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

     б) конформный стиль, когда человек  просто привыкает, пассивно принимая все  требования и обстоятельства среды;

     в) избегающий стиль, когда человек  пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

     Наиболее  оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий [4;14].

     Как же формируются у ребенка способности  к адаптации? Само рождение ребенка  – яркое проявление биологической  адаптации. Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях.

     Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.

     Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для  него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям [14,15].

     Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной  из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая  задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

     Возрастные  особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует  учитывать и индивидуальные особенности  ребенка.

     Часто причиной неуравновешенного поведения  детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [9, 9-10].

     Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Информация о работе Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении