Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа
В этом контексте особую значимость приобретает осмысление «индивидуальной истории развития растущего человека» (Ш. Бюлер, К.А. Абульханова); «истории возрастов жизни» (Л.С. Выготский, А.В. Толстых), определение пространства действия самоопределения, как принципов, способов оптимального (по содержанию и структуре) взаимодействия детей и взрослых, обеспечивающего становление каждого ребенка как личности.
Введение………………………………………………………………….……. 3.
1. Психолого-педагогические стереотипы и возможности их преодоления……………………………………………………………………...……….. 5.
1.1. Психолого-педагогические стереотипы…………………...…………….. 5.
1.2. О некоторых методологических основах использования компьютерных технологий в учебном процессе………………………………………………. 9.
1.3. Психолого-педагогический координатор……………………………… 12.
1.4. Психолого-педагогические условия развития творчества самовыражения учащихся и преподавателей………………………………………..…… 14.
Заключение……………………………..…………………………………….. 21.
Список литературы………………………………………………………...… 23.
Творческое самовыражение должно стать ведущей, важнейшей особенностью новой школы. Но этот «полюс творчества» не исключает, конечно же, свою противоположность - репродуктивное самовыражение учащихся в деятельности. Искусство сопряжения этих полюсов в школе состоит в том, чтобы развертывание творческого самовыражения совершенствовало старые и создавало новые знания, навыки и умения, расширяло границы их применения, повышало уровни овладения ими, чтобы репродуктивное самовыражение учащихся постоянно обогащалось элементами творческого самовыражения, импровизации, реализовывало возможность выхода за свои собственные пределы.
Построение
учебно-воспитательного
Монологическая парадигма, воплощенная в авторитарной педагогике, является, по сути дела, сколком с традиционной социальной организации, в которой каждый отдельный человек не творческая, самоопределяющаяся, активная и свободная личность, чья способность к развитию и неповторимая индивидуальность является изначальной ценностью, но всего лишь носитель определенной социальной функции, средство достижения надличных целей. Преодолевать эту парадигму - значит непрерывно открывать для общественного и индивидуального сознания новое понимание человека, что возможно лишь через активный, многомерный и развивающийся диалог, через равноправный межличностный обмен деятельностями, миропониманиями и мироощущениями. Видимо, процесс гуманизации педагогики, преодоления воспроизводившейся из поколения в поколение авторитарности, порожденной монологической парадигмой, займет годы. Столь же длителен и процесс воспитания подлинного демократизма сознания, психологической готовности и способности каждого человека к равноправному диалогу, в основании которого всегда предполагается уважение к иной личности, а значит, и уважение к инакомыслию, -пониманию, -чувствованию.
Интеллектуалистическая парадигма, воплощенная в вербальной педагогике, сводится к не подвергаемой сомнению самодостаточности абстрактно-знаковых, формально-логических структур в человеческом мышлении. Эта парадигма на протяжении многих десятилетий фактически господствует в педагогике и педагогической психологии. Порождая «слепоту» учителей и исследователей в отношении необычайно важной роли предметно-чувственной основы мышления, которая в логических дихотомиях «конкретное - абстрактное» и «неповторимое - стереотипное» в действительности всегда оказывается исходной и ведущей, интеллектуалистическая парадигма создает в теории и на практике еще одно препятствие для развития творческого начала в человеке. Вербальное, логизированное обучение, основанное на данной парадигме, систематически игнорирует развитие важнейших оснований и составляющих интеллекта - сенсомоторного опыта, творческого воображения, способностей целостного и интуитивного постижения окружающего. Эта односторонность неминуемо формирует догматическое, ортодоксальное мышление, с первых же шагов попадающее в плен жестких схем и штампов, не способное адекватно (т. е. творчески) отражать, оценивать и постигать живую, динамичную, развивающуюся реальность.
Парадигма, ущербности творческого потенциала детства, буквально пронизывающая традиционное педагогическое мышление, характеризуется четким разделением жизни человека на период детства как ученичества и период взрослости, где собственно и появляется сформированная обучением и воспитанием способность к творчеству. Эта аксиома наиболее ревностно охраняется традиционной ортодоксальной педагогикой. Именно она дает моральное обоснование авторитарности учителя и воспитателя, отметает саму возможность диалога и сотрудничества в школе, определяет учащегося как всего лишь послушного исполнителя педагогических требований, пассивного потребителя научных знаний. Реализуемые в данной парадигме полное небрежение к внутреннему миру ребенка и забвение его собственного творческого начала вполне объяснимы. Они являются естественными следствиями охранительной по своей сути и, как правило, неосознаваемой установки традиционного общества (и, следовательно, традиционной педагогики) на блокирование с самого раннего детства интенсивного развития творческого потенциала личности. Нам представляется, что именно в силу этой внутренней логики наша педагогическая наука, начиная с 30-х гг. и до самого последнего времени, столь яростно преследует теорию и практику педологии, свободного обучения и гуманистического воспитания. Ведь именно в русле этого идейного направления было практически впервые понято огромное значение собственной активности, разнообразных форм творческого самовыражения ребенка в учебно-воспитательном процессе. Однако сейчас в нашем обществе начинают создаваться условия для переориентации всей педагогической теории и практики на альтернативный, отвечающий духу времени, новый системообразующий методический принцип новой школы - воспитание и обучение творчеством.
В полемике с традиционной педагогикой наиболее уязвимой представляется на первый взгляд идея отказа от парадигмы ущербности творческого потенциала детства. Действительно, есть ли основания для подлинного сотворчества ученика и учителя в школе? Такими основаниями, на наш взгляд, являются 2 естественных преимущества детства:
Здесь уместно напомнить о еще мало оцененном и фактически не освоенном наукой опыте таких корифеев мировой культуры, как, например, Л.Н. Толстой (вспомним хотя бы его художественно-литературный анализ рассказов, сочиненных крестьянскими детьми) и П. Пикассо (который высоко ценил детское художественное творчество, удивительные качества детского видения мира). В этой связи одна из важнейших задач новой школы - не просто ввести ученика в мир культуры и современного знания, но сохранить и развить нравственные и интеллектуальные предпосылки этого новаторского видения мира ребенком.
Потребность современного мира в пересмотре самих основ своего существования, его постоянно обнаруживающееся дилетантство в стремительно надвигающихся «миражах будущего» очень близки к тому, что характеризует мир детства. Здесь ребенок как бы выравнивается, оказывается на равных со всем человечеством, и детство становится по-своему поучительным в ситуации стремительного разворачивания перед нами все большей и большей новизны, незавершенности и непредсказуемости мира. Более того, обнаруживается глубинное потенциальное многообразие мироощущения и миропонимания ребенка, в бытии которого, как в зародыше, свободно и непроизвольно актуализируются не только прошлое и настоящее, но и (что принципиально важно) будущее человеческой культуры. В этом парадоксе образования одновременно раскрываются и величие маленького ученика, и великая ответственность учителя (поддержит или подавит он творческий порыв детства).
История нашей психолого-педагогической науки убедительно свидетельствует о том, что монополизм ведет к неизбежной стагнации, тогда как прогресс в науке неразрывно связан с развитием механизмов состязательности, с расширением самостоятельности, повышением роли личной инициативы и ответственности каждого научного коллектива, каждого ученого. Традиционное мышление, неизменно игнорирующее уроки истории, выстраивает процесс развития науки как однолинейный прогресс от незнания к знанию. Отсюда и ведущая стратегия поиска в науке - стратегия однолинейного поиска, когда всякое научное инакомыслие, ответвляющееся от генеральной линии, воспринимается как покушение на науку и всячески пресекается. Резко суживая пространство поиска, эта стратегия целиком себя дискредитирует в реальном мире, для которого единственно возможной и адекватной является принципиально иная стратегия - стратегия параллельного поиска. Она реализует одновременно несколько относительно независимых линий поиска, образующих в совокупности пространство поиска. Чем шире это пространство, тем вероятнее, что в нем окажется искомая истина, но тем больше и ее неопределенность. При этом оказывается, что сама истина относительна, так как в процессе научного поиска обнаруживается множественность ее проявлений, обогащающая понимание исследуемых процессов и явлений.
Эффективность
параллельной стратегии поиска состоит
не только в том, что с ее помощью
перед исследователями
Возникла необходимость открытости, демократии и гласности как механизмов выявления истины при сопоставлении результатов параллельного поиска. Наряду с плюрализмом путей поиска, они - неотъемлемые стороны эффективной стратегии познания. В этой связи следует подчеркнуть, что социалистические формы диалога в науке, основанные на самостоятельности и самоуправлении, предполагающие социалистическую состязательность в условиях параллельного и относительно независимого научного поиска, но не блокирующие обмен новыми идеями и технологиями, - вот в чем остро нуждается наша сегодняшняя психолого-педагогическая наука. С целью обогащения научного поиска в этой области необходимо создание единой системы независимых научно-практических центров, каждый из которых должен обладать собственными экспериментальными площадками, что позволит проводить независимый творческий поиск и эффективно распространять психолого-педагогические новации. Ситуация состязательности этих центров на «рынке сбыта» должна предполагать, что у потребителя их продукции (на уровне района, школы и даже отдельного класса) каждый раз будет реальная возможность свободного выбора из ряда альтернатив.
Демократия
и состязательность обеспечат со временем
полноценный кадровый состав во всех научно-практических
центрах и заодно принципиально изменят
сегодняшний статус творческих учителей
и педагогов-новаторов, сделают их подлинными
лидерами, чей уникальный педагогический
опыт станет жизненно необходим не только
практике, но и науке. Это потребует, конечно,
четкого определения статуса педагога-исследователя,
его авторских прав, а также способов материального
и морального поощрения его труда. Такое
состояние постоянного поиска в практике
работы школы неизбежно создаст и новый
тип учителя, для которого личностно-значимыми
станут проблемы творческой инициативы,
оптимального выбора из множества альтернатив
наиболее эффективных методик, приемов
и принципов работы, технических средств,
наглядных пособий и учебников и который
наконец перестанет ощущать себя всего
лишь винтиком в безликом механизме просвещения.
Заключение
При разработке новых проектов и программ образования обязательно следует учитывать не только характер социального запроса и логику учебных предметов, но и способности учащихся, а также особенности усвоения различного учебного материала, специфику условий обучения и другие психолого-педагогические условия, в которых протекает учебно-воспитательный процесс.
Совершенствование содержания образования может быть обеспечено лишь при комплексном подходе, интеграции усилий специалистов, представляющих различные психолого-педагогические научные дисциплины.
Основные проблемы, трудности в деле формирования личности на современном этапе общественного развития:
Альтернативные методологические пути преодоления этих трудностей:
В проблемах оптимизации педагогических взаимодействий, наметился очевидный отход от традиционной субъект-объектной схемы при анализе и осуществлении интеракций в системе учитель-ученик. Ключевыми стали идеи диалогизации педагогических взаимодействий, преодоления когнитивных и поведенческих стереотипов императивной «монологической» педагогики, выявления субъективных представлений учителя об учащихся, личностных центраций учителя, стилей создания и управления учителем различными педагогическими ситуациями и т. п.
В настоящее время появилась необходимость операционализации и технологизации научных психолого-педагогических знаний, их внедрение в практическую деятельность учителя по обучению и воспитанию учащихся. Технологизация знаний в этой области неразрывно связана, во-первых, с практическим обучением и переучиванием учителей и, следовательно, во-вторых, с подготовкой особой категории практических психологов, владеющих не только специальными знаниями, но и специальными практическими умениями и навыками активного внедрения в реальную жизнь, в живую ткань учебно-воспитательного процесса с целью оказания непосредственной практической помощи учителям в деле его оптимизации. Такой подход к оптимизации деятельности и к психологической подготовке учителей может стать основой для реального повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.
Информация о работе Психолого-педагогические стереотипы и возможности их преодоления