Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа
В этом контексте особую значимость приобретает осмысление «индивидуальной истории развития растущего человека» (Ш. Бюлер, К.А. Абульханова); «истории возрастов жизни» (Л.С. Выготский, А.В. Толстых), определение пространства действия самоопределения, как принципов, способов оптимального (по содержанию и структуре) взаимодействия детей и взрослых, обеспечивающего становление каждого ребенка как личности.
Введение………………………………………………………………….……. 3.
1. Психолого-педагогические стереотипы и возможности их преодоления……………………………………………………………………...……….. 5.
1.1. Психолого-педагогические стереотипы…………………...…………….. 5.
1.2. О некоторых методологических основах использования компьютерных технологий в учебном процессе………………………………………………. 9.
1.3. Психолого-педагогический координатор……………………………… 12.
1.4. Психолого-педагогические условия развития творчества самовыражения учащихся и преподавателей………………………………………..…… 14.
Заключение……………………………..…………………………………….. 21.
Список литературы………………………………………………………...… 23.
Содержание
Введение…………………………………………
1. Психолого-педагогические
стереотипы и возможности их преодоления…………………………………………………
1.1. Психолого-педагогические стереотипы…………………...…………….. 5.
1.2. О
некоторых методологических
1.3.
Психолого-педагогический
1.4. Психолого-педагогические
условия развития творчества
самовыражения учащихся и преподавателей……………………………………….
Заключение……………………………..…
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Для профессионального педагога (и психолога) знание условий и механизмов развития растущего человека является основополагающим.
В современных условиях усложнения системы человеческих отношений проблема отношений взрослых и детей приобрела особую остроту и значимость. По мнению Д.И. Фельдштейна, речь идет о широком социокультурном подходе взаимодействия взрослого сообщества и растущих людей, о реально обусловленной позиции отношений мира взрослых к детству не как к совокупности детей разных возрастов, а как к субъекту взаимодействия в субъект-субъктных отношений со взрослым миром как особому состоянию развития.
В этом контексте особую значимость приобретает осмысление «индивидуальной истории развития растущего человека» (Ш. Бюлер, К.А. Абульханова); «истории возрастов жизни» (Л.С. Выготский, А.В. Толстых), определение пространства действия самоопределения, как принципов, способов оптимального (по содержанию и структуре) взаимодействия детей и взрослых, обеспечивающего становление каждого ребенка как личности.
Педагог (взрослый) выступает при этом как организатор (проектировщик) и участник процесса, понимающий своеобразие и относительную автономность саморазвития ребенка, осознающий особенности психологии развития каждого ребенка, способный к собственному саморазвитию.
В
данном контексте психолого-
Психолого-педагогические стереотипы и возможности
их
преодоления
1.1. Психолого-педагогические стереотипы.
Теоретически обосновано и практически подтверждено влияние педагогических установок, типа ориентированности на модели взаимодействия индивидуально-личностных особенностей на уровне стереотипности педагогов. Главными трудностями научного и практического обеспечения реформы образования являются устаревшие стереотипы монологического, по сути, психолого-педагогического мышления мышления. Перспективы преодоления этих стереотипов видятся в разработке новой, ориентированной прежде всего на практику, психологической теории, в основе которой должны лежать конкретно-личностный подход и диалогический принцип изучения человека. Диалог есть также непременное условие по-настоящему творческого метода обучения и воспитания подрастающего поколения.
Как стать эффективным учителем ? Нельзя быть одновременно неэффективным человеком и эффективным учителем, но любой человек только тогда полностью может реализовать себя, когда он отчетливо видит яркую, необходимую для него и для людей картину новой реальности. Управление педагогическим коллективом, учениками – это управление системой, но в основе создания социальной системы всегда лежит ее миссия, смысл ее существования. Чем более точно мы осознаем эту миссию, тем более эффективными будут наши усилия.
Представьте, что в вашем учебном заведении на высоком уровне преподаются биология и география. Ученик, окончивший его, блестяще знает эти предметы. А теперь представьте, что он случайно оказался далеко в тайге. Много ли у него шансов выжить? А если представить его одного в джунглях, что тогда можно сказать о его шансах? Но можно, конечно, рассмотреть и не такие крайние случаи. Ученик, превосходно окончивший учебное заведение, попадает в очень рафинированное общество, где говорят на нескольких языках, цитируют Гомера, Данте. Легко ли ему будет найти себя в нем? То же самое можно продемонстрировать относительно тех, кто пойдет на производство. Если мы начинаем ориентироваться на истинные смыслы систем, то у нас возникает возможность по-другому смотреть на то, что нужно делать, а что делать совсем необязательно, что нужно ученикам познать досконально, а о чем получить лишь общее представление.
Представьте своих учеников, окончивших школу: где они нашли себя в том мире, который находится за стенами школы, каково их окружение? Будет ли созданный вами образ ясным и четким? Исследования психологов показывают, что большинство учащихся конкретно не понимают, зачем они учатся. Одни говорят: все учатся, и я учусь; другие: потому, что так надо. Очень редко кто-то из школьников до старших классов, да и в них тоже, ясно представляет, зачем ему нужны знания, получаемые в школе (это не относится к одаренным детям, которые уже в раннем возрасте определились со своим будущим). В школе существуют три возрастных деления школьников, и для каждого из них должен существовать свой особый смысл получения знаний. Не тот, который мы используем для себя, типа «начальная школа – ступень подготовки для обучения в 5-9-м классах». Этот особый смысл должен затрагивать каждого ребенка и служить основой для его вживания в изучаемую информацию. Например, вы установили для себя, своей школы, что смысл обучения в 5-9-м классах – это полная адаптация ребенка в реальном мире. Подумайте теперь о необходимом перечне предметов, их содержании, о том, как их можно преподносить, как изменится система проверки знаний с точки зрения содержания и методов. На сегодняшний день существует внешняя система оценивания учащегося, которая не затрагивает его в целом, а дает ему лишь обратную связь относительно уровня усвоенности им некоторой суммы знаний. Если же оценивание будет происходить с позиции его внутреннего и внешнего благополучия, пусть даже в виртуальной действительности, то это совсем по-другому будет мотивировать его именно на вживание в информационное пространство, сконструированное учителем.
Задумайтесь над вопросом: чему мы обучаем учащихся, вне зависимости от того учебного предмета, который им преподаем?
Ответьте на этот вопрос. Задайте его своим коллегам и удивитесь тому разнообразию ответов, которые вы услышите.
Независимо от учебного предмета мы обучаем наших учащихся только двум вещам: деятельности и понятиям. Но сколько из опрошенных вами коллег осознают это? Только тогда, когда преподаватель начнет осознанно обучать учащихся деятельности, формируя при этом у них необходимый понятийный аппарат, и иметь при этом перед собой конечный смысл такого обучения относительно ученика, только тогда мы можем говорить о целенаправленной подготовке детей к адаптации в нашем нелегком мире. При этом сам ученик должен быть интегрирован в такую систему обучения, в которой у него не оставалось бы сомнений в необходимости получаемых знаний.
Но, для того чтобы обучать деятельности, самому учителю необходимо овладеть специфическими процедурами конструирования не только деятельности ученика, но и своей, педагогической. Более того, чтобы учитель мог выйти на соответствующий уровень работы с учеником и содержанием учебного материала, администратор должен владеть особыми, специфическими управленческими формами деятельности.
Перед вами был отрывок из работы В.В. Лебедева «Как стать эффективным администратором и директором». Во многих практико-ориентированных изданиях на педагогическую тему говорится о том, что нужно делать. В этой работе вы найдете ответ не только на вопрос, что делать, но и на вопрос, как делать. Посмотрите ее оглавление. Оно говорит вам о том важном, на что мы часто не обращаем внимания.
Деятельность как система, ее элементы и структура. (Если мы обучаем деятельности, мы должны полностью осознавать ее как систему).
Стратегия определения того, что нам и им действительно нужно и принесет пользу. Общественно значимый результат (знаете ли вы, что стоит за каждой целью, что толкает нас к достижению именно этой цели? Как сделать так, чтобы выбранная цель мотивировала весь педагогический коллектив и была желанна для каждого?).
(Если вы всегда знаете ответ на вопрос, как конкретно моделировать путь достижения желаемого результата, то эта глава вам будет не нужна.)
Интегрированная
стратегия организации и
(Здесь
увидите те шаги, которые позволят
руководителю организовать
Как создать иерархию понятий? Понятие как система? Как конструировать систему понятий?
(В
этой главе рассматриваются
Учебно-методические, деловые игры, ведущие к изменению психолого-педагогических и методических стереотипов в работе учителя с учебным материалом и детьми:
а) Разработка итоговой, дифференцированной работы по теме.
б) Разработка системы проверочных работ на основании итоговой работы.
в) Разработка системы уроков по теме с учетом уровней освоения учебного материала.
(Если вы как администратор ищете пути внедрения инновационных методов, эта технология достаточно безболезненно переведет учебное заведение в режим развития. Технология вписывается в рамки любых нововведений, так как направлена на расширение внутренних возможностей администратора, преподавателя. Как показывает опыт внедрения предлагаемой технологии, снимаются многие проблемы, связанные с контролем и коррекцией работы преподавателя на занятиях, систематизируются взаимоотношения зам. директора – преподавателя.)
Информация о работе Психолого-педагогические стереотипы и возможности их преодоления