Психолого-педагогические стереотипы и возможности их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

В этом контексте особую значимость приобретает осмысление «индивидуальной истории развития растущего человека» (Ш. Бюлер, К.А. Абульханова); «истории возрастов жизни» (Л.С. Выготский, А.В. Толстых), определение пространства действия самоопределения, как принципов, способов оптимального (по содержанию и структуре) взаимодействия детей и взрослых, обеспечивающего становление каждого ребенка как личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……. 3.
1. Психолого-педагогические стереотипы и возможности их преодоления……………………………………………………………………...……….. 5.
1.1. Психолого-педагогические стереотипы…………………...…………….. 5.
1.2. О некоторых методологических основах использования компьютерных технологий в учебном процессе………………………………………………. 9.
1.3. Психолого-педагогический координатор……………………………… 12.
1.4. Психолого-педагогические условия развития творчества самовыражения учащихся и преподавателей………………………………………..…… 14.
Заключение……………………………..…………………………………….. 21.
Список литературы………………………………………………………...… 23.

Работа содержит 1 файл

Псих-педагогич. стереотипы (к.р.).doc

— 131.00 Кб (Скачать)

      1.2. О некоторых методологических основах использования компьютерных технологий в учебном процессе.

      О повышении эффективности учебно-воспитательного  процесса средствами компьютерных технологий сказано уже немало. Сейчас наступает время, когда серьезно следует задуматься об использовании компьютерной техники в учебном процессе, в процессе овладения учебными дисциплинами.

      Прежде  всего необходима структуризация в  системе методика и техника учебных компьютерных технологий. Мы сознательно не употребляем термин «информационные технологии» (которым часто пользуются и априори считают синонимом компьютерной технологии), так как носителями информации могут быть не только компьютеры, но и любой бумажный носитель, телевизор, телефон, факс и т.д. В этой системе целесообразно выделить 4 взаимосвязанных элемента:

  • компьютерные технические средства (монитор, процессор, мышь, клавиатура, мультимедийный проектор, принтер, сканер и т.д.);
  • техника обращения с компьютерным оборудованием (правильное включение и выключение компьютерных средств, техника безопасности при работе с этими средствами, стандартный набор пользовательских программ, приложений, поиск необходимой информации в сети Интернет и т.д.);
  • методика организации восприятия компьютерной информации (наглядность, выразительность, высокий эстетический уровень подачи информации, убедительность, последовательность, полнота и краткость информации и т.д.);
  • методика использования компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе (отбор, составление программно-педагогических средств для учебно-познавательного процесса, место выбранной информации в учебно-воспитательном процессе, организация учебной деятельности учащихся с использованием компьютеров и т.д.).

      В течение двух десятилетий, когда  в образовательные учреждения стали  активно внедряться компьютерные технологии, объектом пристального внимания являлись элементы, связанные с компьютерными техническими средствами и техникой работы с этими средствами. Это объяснимо, так как прежде всего образовательные учреждения необходимо снабдить современным компьютерным парком, научить преподавателей пользоваться данными средствами.

      Это очень сложный процесс, связанный  с большими экономическими затратами, требующий громадных интеллектуальных усилий и организационных мероприятий, который доминирует и сегодня.

      А как же быть с двумя другими  элементами в системе компьютерных технологий? Здесь проведена немалая работа, особенно в области создания программно-педагогических средств. Однако стройной системы психолого-педагогического обеспечения компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе пока не существует. На пути решения этих проблем (даже когда необходимые компьютерные средства приобретены, а преподаватель как пользователь свободно этими средствами владеет) стоит много препятствий - стереотипы, ментальность, слабая психолого-педагогическая  подготовка преподавателя, отсутствие времени у преподавателя ввиду его перегруженности для зарабатывания денег и т.д.

      Одним из путей решения проблемы качественного  использования компьютеров в учебном процессе является создание таких программно-педагогических средств, которые позволили бы сделать компьютерные технологии востребованными, без которых учебно-воспитательный процесс стал бы невозможен. Таким путем является структурирование учебного материала согласно концепции учебного познания, когда основные этапы творческой деятельности ученого-исследователя определенной науки отражаются в творческой познавательной деятельности учащегося при овладении соответствующим этой науке учебным предметом.

      Поясним эту мысль. Каждая наука строится по определенным правилам, когда ученый проводит исследование и волей или неволей следует этим правилам. Эти правила выражены в определенных этапах познания, циклах и т.д.

      К примеру, любое научное изыскание (открытие) всегда начинается с появившегося противоречия (часто вызывающего удивление, на первый взгляд невозможность наблюдаемого). В других науках противоречие выглядит как несоответствие друг другу двух умозаключений, логически вытекающих из одного положения и т.д. (видов противоречий существует много). Любая наука строится так, чтобы разрешить возникшее противоречие. Тогда в науке появляются новые закономерности, теории и т.д. Для этого в любой науке формулируется гипотеза. Это тоже неотъемлемый этап любого научного познания. Гипотеза всегда проверяется, поэтому проверка гипотезы экспериментом (естественнонаучным, социологическим, педагогическим и т.д.) - тоже самостоятельный этап любой науки. Самостоятельным этапом каждой науки является внедрение (использование) результатов научного исследования в практику.

      Наряду  с указанными этапами в каждой науке существуют свои промежуточные, специфические этапы (к примеру, этап группы исходных фактов и этап логических следствий из гипотезы в естественных науках). Каждая наука на том или ином этапе имеет свои методы, с помощью которых и развивается наука (анализ, синтез, формальная логика, наблюдения, измерения, эксперимент, модели, аналогии и т.д.).

      В ряде педагогических исследований доказано, что если в учебном процессе деятельность учащихся строить на отражении деятельности ученого-исследователя и в качестве методов обучения использовать методы научного познания, то уровень осознанности учения, интереса к предмету, а следовательно, и результаты учебно-воспитательного процесса становятся гораздо выше.

      А какова же здесь роль компьютерных технологий? На ряде этапов познания компьютер просто незаменим. Так, в естественнонаучных дисциплинах на этапе формирования группы исходных фактов только компьютер сможет сопоставить и сравнить их по родовому признаку и видовым отличиям. А уж на этапе построения догадок, когда используются аналогии, только мультимедийным средствам компьютера по силам выстроить аналогию. Или еще: гипотеза, требующая построения модели (а модели часто бывают абстрактными или идеальными), полностью не состоится без компьютерных технологий.

      Да, такая технология обучения, когда  учение перерастает в исследовательскую деятельность, материально и интеллектуально затратна, но она одна из технологий, которая может значительно продвинуть наше образование.

      Существуют  и другие технологии, построенные  не на отражении деятельности ученого-исследователя, а, к примеру, на основных этапах формирования научных понятий. Здесь тоже доминирует исследовательская деятельность учащихся, но уже на другой основе. Однако и в этом случае компьютерные технологии будут осознанно и успешно использоваться на том или ином этапе.

      Главное - понять следующее. Компьютерные технологии не должны строиться на интуитивном уровне (так, кажется, будет хорошо). Они должны следовать определенной логике построения науки. Если преподаватель (понятно, что в первую очередь - он) освоит такую технологию построения учебного процесса, то место компьютерных технологий в учебном процессе будет точно определено и востребовано. В противном случае мы превращаем компьютерную информацию в красочную книгу, которую можно читать и которая нам несет готовое знание. Скучно и неинтересно. Можно обойтись и без этого, используя традиционные, порядком надоевшие учащимся, методы обучения.

      1.3. Психолого-педагогический координатор.

      Требования  к знаниям: координатор должен знать:

  • основные подходы к пониманию и объяснению процессов и явлений психологического развития человека, актуальность этих подходов для  проектирования  развивающего образования, их возможности и ограничения;
  • содержание принципа развития в психологии и его категориальный строй ( объект, структура объекта, предпосылки, условия и др.);
  • взаимосвязь понятий «развитие» и «возраст»;
  • основание и принципы построения интегральной периодизации общего психологического развития;
  • феноменологию детства;
  • феноменологию и основные причины кризисов развития в онтогенезе (в т.ч. в аспекте личностно-профессионального становления);
  • основные позиции и программы действий взрослого во взаимоотношениях с ребенком на разных ступенях онтогенеза;
  • соотношение возрастных «норм» и индивидуальных вариантов развития личности в цепях сохранения психологического здоровья субъектов психолого-педагогического сопровождения развития.

      Требования  к умениям: координатор должен уметь:

  • анализировать педагогические ситуации в контексте теоретико-методологических основ проблемы психологического развития;
  • исследовать различные стороны психического (интеллектуальное, эмоциональное, волевое и др.) развитие учащихся;
  • проектировать и организовывать совместную  с ребенком деятельность и общение; сотрудничать с детьми, родителями и коллегами;
  • содействовать реализации творческой способности растущего человека как свойства «бесконечности человека».

      Требования  к  актуализации координатором  собственного ресурсного потенциала:

  • ослабление некоторых стереотипов прошлого опыта, затрудняющих реализацию задач психолого-педагогической поддержки и сопровождения учащихся;
  • актуализация потребностей в личностно-профессиональном саморазвитии;
  • активизация возможностей и ресурсов при «проживании» различных моделей личностно-профессионального роста;
  • интеграция возникших конструктивных ресурсов в новую гармоничную, психологическую  целостность, овладение и присвоение способов конструктивного развития;
  • реализация нового опыта в реальной практике психолого-педагогического сопровождения развития растущего человека.
  1. Информационный этап:
  1. лекции, проблемные лекции, лекции с элементами эвристической беседы, дискуссии;
  2. пакет информационно-методического обеспечения (печатная и электронная версии).
  1. Актуализирующий этап:
  1. самоисследование;
  2. тренинг личностно-профессионального роста:
  • тренинг консультативный (консультирование как уникальное взаимодействие; диалогическое общение);
  • тренинг толерантности;
  • рефлексивный практикум.
  1. Проектирование:
  1. Самостоятельная работа – на  основе пакета информационно-методических материалов;
  2. «Открытие опыта» – работа в авторских мастерских и лабораториях педагогического творчества;
  3. собственно проектная деятельность – на основе самостоятельно определенной проблемы;
  4. презентация проекта;
  5. реализация проекта по окончании сессии.

      1.4. Психолого-педагогические условия развития творчества самовыражения учащихся и преподавателей.

      Современный мир предстает перед нами в своей незавершенности и нелинейной преемственности, и именно школа должна помочь человеку открыть и затем удержать эту незавершенность мира. Вполне очевидно, что жить в постоянно развивающемся, незавершенном мире может только творческая личность, не боящаяся быть незавершенной, готовая к риску развития, построения себя в мире и способная к творческому самовыражению.

      Творческое  самовыражение мы понимаем как способность  человека к построению своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, музыке, действии и т.д.) и самого себя в этом мире.

      Непроизвольно формируемая учителем групповая  агрессия к творческому самовыражению является, по-видимому, одним из неожиданных, но вполне естественных следствий традиционной практики обучения. Важно подчеркнуть, что эта агрессия не осознается учащимися, она становится подлинной стихией группового поведения, направленного по существу, на подавление творческой энергии самой группы. Если же посмотреть на данные явления в масштабах всего общества, то нетрудно понять, что культивируемая нашей школой традиционная практика обучения ведет к массовому воспроизводству личностей консервативного типа с высоким психологическим порогом творческого самовыражения, формирует людей, негативно относящихся к любым инновациям, и тем самым создает реальные препятствия на пути социального прогресса, в каких бы формах он ни выражался.

      В условиях длительного поощрения творческого самовыражения учащихся психологический барьер на его пути может быть существенно снижен и даже полностью снят. Это происходит тем быстрее, чем младше дети. Наряду с этим происходит смена групповой агрессии к проявлениям творческого самовыражения на его коллективное поощрение: класс становится, образно говоря, катализатором творческого самовыражения каждого учащегося.

      Итак, перед нами два прямо противоположных, внутренне самосогласованных социально-психологических механизма: один - формирующий устойчивую предрасположенность к стагнации, другой, напротив, - к инновации в развитии и отдельно взятой личности, и коллектива в целом. На наш взгляд, преодоление в системе народного образования действия первого механизма и всяческое стимулирование второго является одним из источников необратимости преобразований, осуществляемых сегодня в нашем обществе.

Информация о работе Психолого-педагогические стереотипы и возможности их преодоления