Психология в споре

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

Одной из приоритетных задач национальной политики государства обозначенных президентом в настоящее время, является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Эту задачу предполагается решить, реализуя программу построения новых спортивных объектов, отвечающих требованиям мировых стандартов и привлечением к занятиям спортом большего количества детей и подростков, при этом акцентируя, внимание на расширении сферы влияния физической культуры и спорта к проблеме воспитания здорового образа жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Истории психологии спорта………………………………………………………….4
Психологическая структура спортивной деятельности…………………………….8
Практический психолог в спорте…………………………………………………...11
Сотрудничество тренера и психолога……………………………………………...15
Перспективы развития спортивной психологии…………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………...17
Список используемой литературы………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

реферат по введению в профессию.docx

— 58.16 Кб (Скачать)

     По  мнению автора, к сожалению, неверие многих тренеров в возможности спортивной психологии вызвано их опытом неудачных попыток взаимодействия с психологами в прошлом. Действительно, можно перечислить десятки случаев, когда тренер и психолог так и не смогли достичь поставленных целей. Но это же не повод исключать из подготовки такое мощное средство как психология! Умный человек всегда постарается извлечь урок из неудачи, проанализировать причины, чтобы не повторять ошибок вновь. А причин неэффективности работы связки "тренер-психолог-спортсмен" может быть очень много, причем со стороны любого из участников. Кратко рассмотрим некоторые типичные ситуации.

     Нередко психолога приглашают разрешить  в сжатые сроки ситуацию, которая "созревала" давно. Но так уж устроена наша психика, что для разрешения большинства проблем требуется  регулярное воздействие в течение  определенного промежутка времени, порой достаточно продолжительного. Психолог не хирург - невозможно мгновенно  удалить страх перед соперником (упражнением, травмой и т.п.) или  сформировать уверенность в победе на соревнованиях, это задачи психологической  подготовки тренировочного процесса, а не настройки на выступление. И  когда психолог начинает это объяснять, то его порой обвиняют в непрофессионализме.

     В повседневной жизни, когда человек  приходит к психологу, он обычно хочет  изменений и старательно выполняет  рекомендации специалиста. В спорте ситуация несколько иная - как правило, тренер приглашает психолога, чтобы  тот воздействовал на спортсмена, который, возможно, не очень склонен  к выполнению дополнительной работы. А так как многие психотехники, используемые в спортивной психологии (например, аутотренинг или идеомоторная тренировка), основаны на активном участии  самого спортсмена, которого при этом невозможно проконтролировать, то может  возникнуть ситуация, когда работа формально выполняется, а результата нет.

     Но, конечно, чаще всего причина неэффективной  работы психолога со спортсменом  заключается в личности самого психолога. И дело здесь совсем не в отсутствии или наличии профессионализма, хотя это тоже важный фактор успеха. Мы почему-то не удивляемся, что врач-окулист  не может поставить пломбу в зуб, но совершенно искренне требуем универсальности  психолога. А ведь спорт, особенно спорт  высших достижений, это очень специфичная  область человеческой деятельности, и спортивная психология, естественно, тоже. Эта специфика проявляется  уже на уровне различных видов  спорта, и известны случаи, когда  спортивный психолог, успешно работавший в одном из них, терпел фиаско в  другом.

     Среди прочих возможных причин неэффективности  работы психолога со спортсменами можно  назвать увлечение мистикой и  биоэнергетикой в ущерб серьезному анализу и планированию психологической  подготовки, неадаптированность методик  к конкретному контингенту спортсменов, непонимание психологом внутренней сущности конкретного вида спорта и  т.д.

     Эффективность подготовки спортсмена определяется его  выступлением на соревнованиях, но даже самая совершенная подготовка не гарантирует победы. Именно непредсказуемость  результатов и делает спортивные состязания всегда интересными как  зрелище, поэтому поиски новых методов  подготовки, тактики и стратегии  соревновательного поведения, творческие находки и неудачи - это удел всех участников тренировочного процесса, в том числе и спортивного  психолога.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Перспективы развития спортивной психологии…  

     Когда есть спрос на специалистов, то развивается  вся отрасль, поэтому перспективы  развития спортивной психологии в Беларуси есть большие. Прежде всего, конечно, надо официально выделить психологию спорта в самостоятельную специальность, чтобы можно было осуществлять целенаправленную подготовку кадров, проводить исследования, защищать диссертации, не подстраивая  содержание под наиболее близкую  отрасль. Это большая работа, но, по крайней мере, механизм этого  процесса в Беларуси известен и апробирован  на других специальностях.

     Следующий шаг - это реальное внедрение спортивных психологов в различные звенья подготовки спортсменов, так как, несмотря на внешнее  согласие с важностью этого направления, постоянной работы даже с ведущими клубами и спортсменами не ведется. Необходимо, чтобы спортивный психолог наряду с тренером и врачом стал обязательным специалистом во всех физкультурных  заведениях, а в качестве примерного ориентира можно использовать процесс  внедрения психологов в среднюю  школу.

     Естественно, что деятельность спортивных психологов в различных организациях будет  эффективной только в условиях постоянного  совершенствования, обмена опытом, взаимопомощью, что предполагает активное функционирование централизованной структуры, создание консультационной службы, регулярных собраний и специализированного  печатного издания. И хотя в Беларуси есть федерация спортивных психологов, которая даже зарегистрирована в  Европе, но после распада СССР ее деятельность практически полностью  прекратилась. А ведь именно сейчас, имея специалистов и богатый опыт советской школы спортивной психологии, важно не сбавляя темпа строить  собственную систему подготовки и использования спортивных психологов на благо белорусского спорта. Кроме  того, в поле деятельности спортивных психологов должны войти детский  и параолимпийский спорт, хорошие  традиции которых сложились в  Беларуси.

     Спортивная  психология, как и многое другое в спорте, держится за счет здорового  фанатизма, внимания к проблемам  спортсменам и готовности их решать, искреннего патриотизма и желания  видеть представителей своей страны среди победителей различных  соревнований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение… 

     В заключение необходимо сказать, что психология все больше проникают в процесс спортивной тренировки и все более существенно помогают ему. Однако единых форм психологической работы в спорте еще не выработано. Были попытки использовать приемы психологии труда, переносили в спорт опыт инженерной или космической психологии. Но все это оказалось малоэффективно. Спорт — специфическая область деятельности человека, и спортивная психология— прикладная дисциплина, призванная помочь именно спорту.

     Психологов, имеющих солидный опыт работы в спортивной индустрии не так уж и много. Отчасти  это вызвано тем, что в последние  годы психологической подготовке спортсменов  не уделялось должного внимания. Следовательно, не были и востребованы и соответствующие  специалисты.

     С распадом страны была разрушена тщательно  создававшаяся школа спортивной психологии. Как результат – исчезло  понимание важности работы психолога. Отсутствие практики взаимовыгодного  сотрудничества породило массу предрассудков. Где предрассудки – там недоверие.

     Многолетний опыт работы спортивной индустрии дает основание полагать, что накоплены определенные знания, которые могут быть полезными как спортсменам, так и их тренерам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы… 

     1) Г. Д. Горбунов Практический психолог в спорте: Лекция. — СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1995. 

     2) Е. Захаров, А. Карасев, А. Сафонов. Энциклопедия физической подготовки. М.1994 

     3) А. Ц. Пуни Психология физического воспитания и спорта. — М.: ФиС, 1979. — С. 12–17. 

     4) П. А. Рудик. Психология и современный спорт.М.1983г. 

     5) Н. Б. Стамбулова Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во “Центр карьеры”, 1999. — С. 65–69

Информация о работе Психология в споре