Московский
гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ
В ПРОФЕССИЮ»
На
тему: «Психология в
спорте».
Проверил:
Сенгеева Оюна Леонидовна
Москва 2012
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………………….3
Истории
психологии спорта………………………………………………………….4
Психологическая
структура спортивной деятельности…………………………….8
Практический
психолог в спорте…………………………………………………...11
Сотрудничество
тренера и психолога……………………………………………...15
Перспективы
развития спортивной психологии…………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………...17
Список
используемой литературы………………………………………………….18
Введение…
Одной
из приоритетных задач национальной
политики государства обозначенных
президентом в настоящее время,
является укрепление и сохранение здоровья
подрастающего поколения. Эту задачу
предполагается решить, реализуя программу
построения новых спортивных объектов,
отвечающих требованиям мировых
стандартов и привлечением к занятиям
спортом большего количества детей
и подростков, при этом акцентируя,
внимание на расширении сферы влияния
физической культуры и спорта к проблеме
воспитания здорового образа жизни.
Психология,
развивающаяся не только как важнейшая
теоретическая дисциплина, но и как
область особой практической деятельности,
в наше время становится необходимой
повсюду, где есть потребность в
усовершенствовании человеческой деятельности
с учётом интеллектуальных и эмоциональных
резервов. Особенно необходима помощь
специалиста – психолога в
тех видах деятельности, которые
осуществляются в необычных, или
как принято говорить, экстремальных
условиях. К таким условиям, бесспорно,
относятся и условия спортивной
деятельности. Спорт высших достижений
требует от спортсмена мобилизации
всех сил — и физических, и
психических, причём, пожалуй, психических,
прежде всего. Столь ответственная
и высокомотивированная деятельность
волнует спортсмена, как бы опытен
он ни был, вызывает целую гамму переживаний
– от трезвой уверенности в
своих силах до панического страха
и нежелания выступать. Степень
волнения и опасения за успех в
данном соревновании во многом и определяет
психическое состояние спортсмена
перед официальным выступлением.
Истории
психологии спорта…
Психология физического воспитания
и спорта — одна из самых
молодых специальных отраслей
психологической науки. История
ее еще не написана. Некоторые
вопросы этой области специальных
психологических знаний впервые
появились в статьях основателя
Олимпийских игр современности
Пьера де Кубертена, публиковавшихся
им в самом начале текущего
столетия и имевших описательный
характер.
В 1913 г. на организованном в
Лозанне по его же инициативе
Международным олимпийским комитетом
специальном конгрессе по психологии
спорта она получила свое “крещение”.
Однако подлинно научной разработки
проблем психологии спорта тогда
не существовало, не произошло
и признания ее как специальной
области научных психологических
знаний. Этого и не могло быть
в силу того, что спорт был
еще слабо развит, вопросы психологии
спорта являлись предметом интереса
лишь отдельных общественных
деятелей и ученых. Все же инициатива
Пьера де Кубертена и Лозаннский
конгресс послужили определенным
стимулом к изучению проблем
психологии спорта. И в период
с 1920 по 1940 г. их разработка
довольно активно велась в
Германии, США и других странах.
Особенно интенсивное развитие
психология спорта получила после
Второй мировой войны, и в
настоящее время научная разработка
ее ведется в подавляющем большинстве
стран мира. Главным основанием
тому послужил бурный рост
спортивных достижений во всем
мире и престижности спорта, особенно
ярко проявляющейся на Олимпийских
играх и мировых первенствах
по видам спорта.
В 1965 г. по инициативе Итальянской
федерации спортивной медицины
в Риме был организован вновь
первый конгресс по психологии
спорта. Существенным актом явилось
создание санкционированного конгрессом
“Международного общества психологии
спорта” (ИССП), избравшего постоянно
действующий руководящий орган
и президента общества. Этот акт
говорил о международном признании
психологии спорта.
ИССП активно осуществляет свои
функции. После Римского состоялись
еще три конгресса: в 1968 г.
в Вашингтоне, в 1973 г. — в
Мадриде и в 1977 г. — в Праге.
На Мадридском конгрессе президентом
общества был избран представитель
ЧССР проф. Мирослав Ванек.
С 1970 г. издается официальный
орган ИССП — “Международный
журнал психологии спорта”. Создание
ИССП стимулировало образование
региональных объединений психологии
спорта. Так, в 1967 г. возникло
“Североамериканское общество психологии
спорта”, в 1969 г. — “Европейская
ассоциация психологии спорта”
(ФЕПСАК). В разные годы затем
организовывались национальные
общества спортивной психологии
в Канаде, Японии, ФРГ, Англии, Франции,
Бразилии, Австралии и других
странах.
Доклады по психологии спорта
содержатся в программах XVIII и
XX Международных (Всемирных) психологических
конгрессов, Олимпийского научного
конгресса 1972 г. в Мюнхене, Всемирного
конгресса “Спорт в современном
обществе”, состоявшегося в 1974
г. в Москве. Психология спорта
в СССР. Психологию физического
воспитания и спорта в нашей
стране с полным правом можно
назвать детищем Великой Октябрьской
социалистической революции. В
дореволюционной России такой
области психологической науки
не существовало. Это было связано
с карликовыми масштабами развития
спорта, его кастово-аристократическим
характером, слабостью развития
рабочего спорта, с отсутствием
интереса и потребности в научной
разработке вопросов теории и
методики физического воспитания,
теории и методики спорта. Только
после Великого Октября возможность
“рождения” психологии физического
воспитания и спорта превратилась
в действительность. Основанием
для этого послужило то, что
одной из главных программных
задач… Советского государства
стало формирование гармонически
развитой личности нового человека.
Необходимым условием явилось
также развитие науки — могучей
движущей силы строительства
социалистического общества, в том
числе наук, изучающих человека,
в частности психологии.
Возможность и необходимость
возникновения психологии спорта
была обусловлена и целым рядом
других факторов. Это прежде всего
потребности практики массового
физкультурного движения и советского
спорта, связанные с решением
задач гармоничного духовного
и физического развития советских
людей и роста мастерства советских
спортсменов. Это объясняется
также солидной материалистической
традицией главных направлений передовой
общественной мысли дореволюционной России.
В них содержались фундаментальные теоретические
предпосылки для построения такой специальной
области знаний, какой явилась психология
физического воспитания и спорта. Главные
из этих предпосылок — идеи о психофизиологическом
единстве человеческой природы, о всестороннем
воспитании личности, развивавшиеся в
философско-педагогических трудах революционных
демократов — Герцена, Белинского, Добролюбова,
Чернышевского.
Не меньшее значение имели
труды И. М. Сеченова, его теория
рефлекторной природы психической
деятельности, его понимание единства
внутренних (мозговых) механизмов и
внешних проявлений психической
деятельности, которые сводятся
“…окончательно к одному лишь
явлению — мышечному движению”.
Особенно ценны идеи И. М.
Сеченова об управлении движениями,
регуляторами которых, как он
писал, являются мысли и чувствование
(особенно мышечное чувство), о
заученных действиях (т. е. навыках)
как наиболее подвластных воле,
его гениальная характеристика
воли как деятельной стороны
разума и моральных чувств
человека и многие другие положения,
содержащиеся как в физиологических,
так и в философских и психологических
трудах.
Особо нужно выделить труды
создателя первой в мире научно
обоснованной системы физического
воспитания П. Ф. Лесгафта. Его
система разработана и построена
на современных для того исторического
периода анатомо-физиологических,
гигиенических и психологических
основах. Его психологические
идеи, относящиеся к физическому
воспитанию, не утратившие значения
до настоящего времени, содержатся
не только в фундаментальном
двухтомном “Руководстве по физическому
образованию детей школьного
возраста”, где есть даже специальный
параграф “Психология движений”,
но и в “Основах теоретической
анатомии”, в “Семейном воспитании”
и во многих других трудах.
Фактором огромного значения
явилось преобразование курсов
П. Ф. Лесгафта в “Государственный
институт физического образования”
и создание в Москве “Государственного
Центрального института физической
культуры”. В составе того
и другого институтов были
организованы кафедры психологии.
Тем самым были созданы необходимые
условия для научной разработки
психологических проблем физического
воспитания и спорта.
Совокупность всех указанных
факторов обусловила создание
идейно-политических, теоретических
и организационно-практических предпосылок
для возникновения и развития
психологии спорта в СССР. Фактически
временем “рождения” психологии
физического воспитания и спорта
являются даты выхода в свет
первых научных работ. Первыми
в 1925–1926 гг. были исследования, выполненные
на кафедре психологии ГЦОЛИФК
ее руководителем проф. П. А.
Рудиком (“Влияние мускульной
работы на процесс реакции”, “Исследование
реакции в применении к основным
вопросам физической культуры”)
и Т. Р. Никитиным (“Значение
внушения и подражания в деле
физического воспитания”).
Существенно, что интерес к
вопросам психологии в физическом
воспитании и спорте вызвал
к жизни ряд исследований, выполненных
за пределами институтов физической
культуры. Так появилась вышедшая
двумя изданиями в 1927 и в
1930 гг. в Москве монография проф.
А. П. Нечаева “Психология физической
культуры”; были опубликованы
экспериментальные работы А. Ц.
Пуни, выполненные в Доме физкультуры
Вятского горздравотдела, посвященные
изучению влияния соревнований
по настольному теннису, лыжных
гонок и др. на психическую
сферу спортсменов, и работы
профессора Украинского психоневрологического
института З. И. Чучмарева о
влиянии школьных уроков физической
культуры на интеллектуальные
функции школьников и их умение
управлять собой. С 1930 г. началась
разработка вопросов психологии
физического воспитания и спорта
на кафедре психологии Института
им. П. Ф. Лесгафта.
На первом этапе развития психологии
физического воспитания и спорта
в СССР основными центрами
разработки ее явились кафедры
психологии Центрального института
физической культуры (ГЦОЛИФК) и
Института физической культуры
им. П. Ф. Лесгафта (ГДОИФК), а также
психотехнические отделения Ленинградского
(зав. проф. А. К. Борсук) и Центрального
(зав. проф. П. А. Рудик) научно-исследовательских
институтов физической культуры.