Психология в споре

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

Одной из приоритетных задач национальной политики государства обозначенных президентом в настоящее время, является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Эту задачу предполагается решить, реализуя программу построения новых спортивных объектов, отвечающих требованиям мировых стандартов и привлечением к занятиям спортом большего количества детей и подростков, при этом акцентируя, внимание на расширении сферы влияния физической культуры и спорта к проблеме воспитания здорового образа жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Истории психологии спорта………………………………………………………….4
Психологическая структура спортивной деятельности…………………………….8
Практический психолог в спорте…………………………………………………...11
Сотрудничество тренера и психолога……………………………………………...15
Перспективы развития спортивной психологии…………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………...17
Список используемой литературы………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

реферат по введению в профессию.docx

— 58.16 Кб (Скачать)
 

Московский  гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ» 
 

На  тему: «Психология в спорте». 
 
 

              Выполнил: студент 1 курса 

              Кафедры «Клиническая психология»

              Дегтярев  С.В. 
               

Проверил: Сенгеева Оюна Леонидовна 
 
 
 
 
 
 

Москва 2012 

     Оглавление: 

     Введение……………………………………………………………………………….3 

     Истории психологии спорта………………………………………………………….4 

     Психологическая структура спортивной деятельности…………………………….8 

     Практический  психолог в спорте…………………………………………………...11 

     Сотрудничество тренера и психолога……………………………………………...15 

     Перспективы развития спортивной психологии…………………………………..16  

     Заключение…………………………………………………………………………...17 

     Список  используемой литературы………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение… 

     Одной из приоритетных задач национальной политики государства обозначенных президентом в настоящее время, является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Эту задачу предполагается решить, реализуя программу  построения новых спортивных объектов, отвечающих требованиям мировых  стандартов и привлечением к занятиям спортом большего количества детей  и подростков, при этом акцентируя, внимание на расширении сферы влияния  физической культуры и спорта к проблеме воспитания здорового образа жизни.

     Психология, развивающаяся не только как важнейшая  теоретическая дисциплина, но и как  область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой  повсюду, где есть потребность в  усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных  резервов. Особенно необходима помощь специалиста – психолога в  тех видах деятельности, которые  осуществляются в необычных, или  как принято говорить, экстремальных  условиях. К таким условиям, бесспорно, относятся и условия спортивной деятельности. Спорт высших достижений требует от спортсмена мобилизации  всех сил — и физических, и  психических, причём, пожалуй, психических, прежде всего. Столь ответственная  и высокомотивированная деятельность волнует спортсмена, как бы опытен он ни был, вызывает целую гамму переживаний  – от трезвой уверенности в  своих силах до панического страха и нежелания выступать. Степень  волнения и опасения за успех в  данном соревновании во многом и определяет психическое состояние спортсмена перед официальным выступлением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Истории психологии спорта… 

       Психология физического воспитания  и спорта — одна из самых  молодых специальных отраслей  психологической науки. История  ее еще не написана. Некоторые  вопросы этой области специальных  психологических знаний впервые  появились в статьях основателя  Олимпийских игр современности  Пьера де Кубертена, публиковавшихся  им в самом начале текущего  столетия и имевших описательный  характер.

            В 1913 г. на организованном в  Лозанне по его же инициативе  Международным олимпийским комитетом  специальном конгрессе по психологии  спорта она получила свое “крещение”. Однако подлинно научной разработки  проблем психологии спорта тогда  не существовало, не произошло  и признания ее как специальной  области научных психологических  знаний. Этого и не могло быть  в силу того, что спорт был  еще слабо развит, вопросы психологии  спорта являлись предметом интереса  лишь отдельных общественных  деятелей и ученых. Все же инициатива  Пьера де Кубертена и Лозаннский  конгресс послужили определенным  стимулом к изучению проблем  психологии спорта. И в период  с 1920 по 1940 г. их разработка  довольно активно велась в  Германии, США и других странах. 

            Особенно интенсивное развитие  психология спорта получила после  Второй мировой войны, и в  настоящее время научная разработка  ее ведется в подавляющем большинстве  стран мира. Главным основанием  тому послужил бурный рост  спортивных достижений во всем  мире и престижности спорта, особенно  ярко проявляющейся на Олимпийских  играх и мировых первенствах  по видам спорта.

            В 1965 г. по инициативе Итальянской  федерации спортивной медицины  в Риме был организован вновь  первый конгресс по психологии  спорта. Существенным актом явилось  создание санкционированного конгрессом  “Международного общества психологии  спорта” (ИССП), избравшего постоянно  действующий руководящий орган  и президента общества. Этот акт  говорил о международном признании  психологии спорта.

            ИССП активно осуществляет свои  функции. После Римского состоялись  еще три конгресса: в 1968 г.  в Вашингтоне, в 1973 г. — в  Мадриде и в 1977 г. — в Праге.  На Мадридском конгрессе президентом  общества был избран представитель  ЧССР проф. Мирослав Ванек. 

            С 1970 г. издается официальный  орган ИССП — “Международный  журнал психологии спорта”. Создание  ИССП стимулировало образование  региональных объединений психологии  спорта. Так, в 1967 г. возникло  “Североамериканское общество психологии  спорта”, в 1969 г. — “Европейская  ассоциация психологии спорта”  (ФЕПСАК). В разные годы затем  организовывались национальные  общества спортивной психологии  в Канаде, Японии, ФРГ, Англии, Франции,  Бразилии, Австралии и других  странах. 

            Доклады по психологии спорта  содержатся в программах XVIII и  XX Международных (Всемирных) психологических  конгрессов, Олимпийского научного  конгресса 1972 г. в Мюнхене, Всемирного  конгресса “Спорт в современном  обществе”, состоявшегося в 1974 г. в Москве. Психология спорта  в СССР. Психологию физического  воспитания и спорта в нашей  стране с полным правом можно  назвать детищем Великой Октябрьской  социалистической революции. В  дореволюционной России такой  области психологической науки  не существовало. Это было связано  с карликовыми масштабами развития  спорта, его кастово-аристократическим  характером, слабостью развития  рабочего спорта, с отсутствием  интереса и потребности в научной  разработке вопросов теории и  методики физического воспитания, теории и методики спорта. Только  после Великого Октября возможность  “рождения” психологии физического  воспитания и спорта превратилась  в действительность. Основанием  для этого послужило то, что  одной из главных программных  задач… Советского государства  стало формирование гармонически  развитой личности нового человека. Необходимым условием явилось  также развитие науки — могучей  движущей силы строительства  социалистического общества, в том  числе наук, изучающих человека, в частности психологии.

            Возможность и необходимость  возникновения психологии спорта  была обусловлена и целым рядом  других факторов. Это прежде всего  потребности практики массового  физкультурного движения и советского  спорта, связанные с решением  задач гармоничного духовного  и физического развития советских  людей и роста мастерства советских  спортсменов. Это объясняется  также солидной материалистической традицией главных направлений передовой общественной мысли дореволюционной России. В них содержались фундаментальные теоретические предпосылки для построения такой специальной области знаний, какой явилась психология физического воспитания и спорта. Главные из этих предпосылок — идеи о психофизиологическом единстве человеческой природы, о всестороннем воспитании личности, развивавшиеся в философско-педагогических трудах революционных демократов — Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского.

            Не меньшее значение имели  труды И. М. Сеченова, его теория  рефлекторной природы психической  деятельности, его понимание единства  внутренних (мозговых) механизмов и  внешних проявлений психической  деятельности, которые сводятся  “…окончательно к одному лишь  явлению — мышечному движению”.  Особенно ценны идеи И. М.  Сеченова об управлении движениями, регуляторами которых, как он  писал, являются мысли и чувствование (особенно мышечное чувство), о  заученных действиях (т. е. навыках)  как наиболее подвластных воле, его гениальная характеристика  воли как деятельной стороны  разума и моральных чувств  человека и многие другие положения,  содержащиеся как в физиологических,  так и в философских и психологических  трудах.

            Особо нужно выделить труды  создателя первой в мире научно  обоснованной системы физического  воспитания П. Ф. Лесгафта. Его  система разработана и построена  на современных для того исторического  периода анатомо-физиологических,  гигиенических и психологических  основах. Его психологические  идеи, относящиеся к физическому  воспитанию, не утратившие значения  до настоящего времени, содержатся  не только в фундаментальном  двухтомном “Руководстве по физическому  образованию детей школьного  возраста”, где есть даже специальный  параграф “Психология движений”,  но и в “Основах теоретической  анатомии”, в “Семейном воспитании”  и во многих других трудах.

            Фактором огромного значения  явилось преобразование курсов  П. Ф. Лесгафта в “Государственный  институт физического образования”  и создание в Москве “Государственного  Центрального института физической  культуры”. В составе того  и другого институтов были  организованы кафедры психологии. Тем самым были созданы необходимые  условия для научной разработки  психологических проблем физического  воспитания и спорта.

            Совокупность всех указанных  факторов обусловила создание  идейно-политических, теоретических  и организационно-практических предпосылок  для возникновения и развития  психологии спорта в СССР. Фактически  временем “рождения” психологии  физического воспитания и спорта  являются даты выхода в свет  первых научных работ. Первыми  в 1925–1926 гг. были исследования, выполненные  на кафедре психологии ГЦОЛИФК  ее руководителем проф. П. А.  Рудиком (“Влияние мускульной  работы на процесс реакции”, “Исследование  реакции в применении к основным  вопросам физической культуры”)  и Т. Р. Никитиным (“Значение  внушения и подражания в деле  физического воспитания”).

            Существенно, что интерес к  вопросам психологии в физическом  воспитании и спорте вызвал  к жизни ряд исследований, выполненных  за пределами институтов физической  культуры. Так появилась вышедшая  двумя изданиями в 1927 и в  1930 гг. в Москве монография проф. А. П. Нечаева “Психология физической  культуры”; были опубликованы  экспериментальные работы А. Ц.  Пуни, выполненные в Доме физкультуры  Вятского горздравотдела, посвященные  изучению влияния соревнований  по настольному теннису, лыжных  гонок и др. на психическую  сферу спортсменов, и работы  профессора Украинского психоневрологического  института З. И. Чучмарева о  влиянии школьных уроков физической  культуры на интеллектуальные  функции школьников и их умение  управлять собой. С 1930 г. началась  разработка вопросов психологии  физического воспитания и спорта  на кафедре психологии Института  им. П. Ф. Лесгафта.

            На первом этапе развития психологии  физического воспитания и спорта  в СССР основными центрами  разработки ее явились кафедры  психологии Центрального института  физической культуры (ГЦОЛИФК) и  Института физической культуры  им. П. Ф. Лесгафта (ГДОИФК), а также  психотехнические отделения Ленинградского (зав. проф. А. К. Борсук) и Центрального (зав. проф. П. А. Рудик) научно-исследовательских  институтов физической культуры.

Информация о работе Психология в споре