Психология в споре

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

Одной из приоритетных задач национальной политики государства обозначенных президентом в настоящее время, является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Эту задачу предполагается решить, реализуя программу построения новых спортивных объектов, отвечающих требованиям мировых стандартов и привлечением к занятиям спортом большего количества детей и подростков, при этом акцентируя, внимание на расширении сферы влияния физической культуры и спорта к проблеме воспитания здорового образа жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Истории психологии спорта………………………………………………………….4
Психологическая структура спортивной деятельности…………………………….8
Практический психолог в спорте…………………………………………………...11
Сотрудничество тренера и психолога……………………………………………...15
Перспективы развития спортивной психологии…………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………...17
Список используемой литературы………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

реферат по введению в профессию.docx

— 58.16 Кб (Скачать)

            В середине тридцатых годов  в ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. П.  Ф. Лесгафта изучение вопросов  психологии спорта было включено  в курс психологии, читавшийся  студентам. Были разработаны первые  программы специального курса  “Психология спорта”. 

            Во время Великой Отечественной  войны внимание всех советских  психологов, в том числе и психологов  спорта, было сосредоточено на  разработке практических вопросов  помощи армии в борьбе с  немецко-фашистскими захватчиками. Видное место занимала разработка  научно обоснованных путей восстановления  функций центральной и периферической  нервной системы, опорно-двигательного  аппарата раненых на фронте  и др., а также восстановление  их высших психических функций  (гнозиса, праксиса, мышления, речи  и др.).

            Послевоенные годы — годы интенсивного  развития психологии физического  воспитания и спорта в нарастающем  темпе. Этот период характеризуется  прежде всего расширением базы  научных исследований благодаря  участию в них кафедр педагогики  и психологии киевского, грузинского,  армянского, литовского, а затем  и других институтов физической  культуры. Значительно расширилась  проблематика исследований. Основные  направления ее, говоря обобщенно,  включали изучение: психологии личности  спортсмена и тренера, общих  и специфических для каждого  вида спорта психологических  особенностей спортивной деятельности, психологических основ обучения  и воспитания в спорте, психологии  спортивного соревнования, психологических  аспектов подготовки и готовности  спортсменов к соревнованиям,  регуляции и саморегуляции деятельности  и состояний спортсменов до, во  время и после соревнований, социально-психологических  аспектов физического воспитания  и спорта, возрастно-психологических  особенностей физического воспитания  и спорта.

            В 1952 г. в “штабе” советской  психологической науки того времени  — “Институте психологии АПН  РСФСР” — А. Ц. Пуни защитил  первую в истории психологии  докторскую диссертацию на тему  “Психология спорта”. Позже появились  монографии по психологии спорта  О. А. Черниковой, А. Ц. Пуни, В. Г. Норакидзе, С. Ч. Геллерштейна, Г. М. Гагаевой, А. В. Родионова,  Н. А. Худадова, А. А. Лалаяна  и др. Стали издаваться сборники  трудов по психологии спорта. В 1958 г. вышел первый учебник  по психологии для институтов  физической культуры, написанный  П. А. Рудиком. Специальный раздел  учебника посвящен психологии  спорта.

            Психология физического воспитания  и спорта как специальная отрасль  психологической науки входит  составной частью в программы  Всесоюзных совещаний по психологии, а затем Всесоюзных съездов  общества психологов СССР. Традиционными  стали специальные Всесоюзные  совещания и конференции по  психологии спорта. Первое такое  совещание по инициативе кафедры  психологии ГДОИФК им. П. Ф.  Лесгафта было организовано в  1956 г. в Ленинграде.

            Послевоенное развитие психологии  физического воспитания и спорта  характеризуется все большим  сближением ее с практикой.  Особенно активным это сближение  стало после того, как советские  спортсмены вышли на широкую  международную арену, стали непременными  участниками Олимпийских игр  и сильнейшими конкурентами всех  “спортивных держав”. 

            Послевоенный период характеризуется  также организационным укреплением  психологии физического воспитания  и спорта. В 1948 г. была создана  комиссия по психологии спорта  при научно-методическом (впоследствии  научном) совете “Комитета по  физической культуре и спорту  при Совете Министров СССР”.  Она по существу являлась органом,  объединяющим советских психологов  спорта. С момента создания “Общества  психологов СССР” (1962) психологи  спорта избираются в состав  Центрального Совета общества. Первыми  их представителями были на II съезде профессор П. А. Рудик  (Москва), затем на III, IV и V — профессор  А. Ц. Пуни (Ленинград).

            В послевоенные же годы психология  спорта становится обязательной  составной частью психологического  образования студентов институтов  физической культуры. Этот курс  читают на педагогических, спортивных, заочных факультетах и на факультетах  повышения квалификации. Несколько  позднее психология спорта вошла  в состав дисциплин, обеспечивающих  психологическое образование студентов,  и на факультетах физического  воспитания педагогических вузов  и университетов. Психология спорта  преподается также и во всех  средних физкультурных учебных  заведениях.

            Широкое и интенсивное развитие  психологии физического воспитания  и спорта настоятельно требовало  обеспечения подготовки научно-педагогических  кадров в этой области психологической  науки. В 1946 г. была создана  аспирантура при кафедре психологии  ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта.

            Психология спорта бурно развивалась  и в социалистических странах.  Каждая из братских социалистических  стран имеет предысторию развития  науки, в частности психологии. Однако можно считать, что систематическая  активная разработка вопросов  психологии спорта и использование  результатов специальных исследований  в практике спорта относится  к пятидесятым годам. Именно  в период 1950–1960 гг. в социалистических  странах начинают публиковаться  работы по психологии физического  воспитания и спорта. В это  же время зарождаются деловые  связи между советскими психологами  спорта и психологами спорта  социалистических стран. С достаточным  основанием можно считать, что  в каждой из них в развитии  психологии спорта определенное  значение имели эти связи. 

            Советские психологи спорта приглашались  во все социалистические страны  для чтения курсов и циклов  лекций по психологии спорта  в вузах, на сборах тренеров, для научных консультаций, на  научные конгрессы и симпозиумы, для обмена опытом и др. В  некоторые институты физической  культуры преподаватели кафедр  психологии ГДОИФК им. П. Ф.  Лесгафта и ГЦОЛИФК направлялись  на длительные сроки для помощи  в организации учебной и научной  работы, в подготовке спортивных  команд.

            В свою очередь, психологи спорта  социалистических стран участвовали  во Всесоюзных конгрессах, конференциях  и симпозиумах в нашей стране, направлялись на стажировку при  кафедрах психологии ГЦОЛИФК  и ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Для некоторых стран готовились  специалисты по психологии спорта  через аспирантуру при этих  же кафедрах. Еще одним из каналов,  по которым идет обмен опытом  и взаимной информацией по  различным проблемам психологии  спорта, является печать: обмен издаваемой…  литературой, публикация трудов  советских психологов спорта  и психологов соцстран в периодической  научной и спортивной печати, совместные издания международных  сборников работ по психологии  спорта.

            Можно с полным правом утверждать, что в настоящее время психология  физического воспитания и спорта  получила широкое развитие как  одна из специальных теоретических  и прикладных отраслей психологической  науки. Психология спорта входит  в учебные планы институтов  и факультетов физического воспитания  и спорта. В некоторых странах  существует аспирантура по этой  специальности. Во всех странах  созданы научные объединения  (общества, ассоциации психологии  спорта), входящие полноправными  членами в ИССП и ФЕПСАК. Есть  все основания считать, что  психология физического воспитания  и спорта будет и дальше  развиваться в нарастающем темпе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Психологическая структура спортивной деятельности… 

       Известно, тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру в спорте. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на высоком уровне доступно далеко не каждому. Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.

            Мотивация спортивной деятельности. Это блок, без которого деятельность  просто не может начаться. Представим  себе: жил-был типичный школьник, ходил в школу, гулял с друзьями  во дворе, смотрел телевизор  — мультфильмы, кино, иногда спортивные  соревнования. О спорте имел весьма  слабое представление. И вдруг  — решил стать спортсменом.  Каков психологический механизм  такого решения? Это механизм  мотивации. Мотивация — совокупность  различных побуждений к определенной  активности, которые порождают, стимулируют  и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности,  мотивы и цели спортивной деятельности.

            Потребность, или ощущение человеком  нужды в чем-либо, означает нарушение  равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано  с возникновением внутреннего  напряжения, более или менее выраженного  дискомфорта, от которого можно  избавиться лишь удовлетворив  соответствующую нужду. Именно  поэтому любая потребность пробуждает  так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа  ее удовлетворения.

            Почему это именно поисковая  активность? Дело в том, что  любая наша потребность может  быть удовлетворена разными способами.  В принципе, человек может выбрать  любой способ из тех, которые  он знает, но реально сфера  его выбора лимитируется конкретными  условиями жизни. Иногда сами  жизненные обстоятельства подталкивают  к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как  бы сам собой, без ясного  осознания процесса. Часто именно  так, спонтанно, происходит выбор  спортивной деятельности как  способа удовлетворения сначала,  может быть, только одной, а  затем — целого комплекса потребностей.

            Г. Д. Горбунов включает в  этот комплекс следующие потребности:  потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность  в реализации рефлексов цели  и свободы (по И. П. Павлову), потребность в соперничестве,  соревновании, самоутверждении, потребность  быть в группе, общаться, потребность  в новых впечатлениях и др.

            Мотив — побуждение к определенной  активности, к удовлетворению потребности  определенным способом. Разные способы  удовлетворения потребности могут  конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе  мотивов. Если, например, упомянутый  выше школьник ощущает недостаток  признания в школе, семье, дружеской  компании и ищет сферу самоутверждения,  то в удовлетворении этой потребности  спорт может конкурировать с  другими видами деятельности, скажем, занятиями музыкой, рисованием  или пением в хоре. В этой  конкуренции обычно побеждают  мотивы, отражающие доступность  для человека определенного вида  деятельности (наличие условий) и  его представления о собственных  способностях к ней. 

            Если потребность является источником  активности, то мотивы придают  этой активности определенное  направление и удерживают человека  в рамках данного пути. Для  спортивной деятельности характерно  большое разнообразие мотивов.  Это вполне объяснимо по физическими  и психическими напряжениями, и  человек должен знать, во имя  чего он напрягается. 

            Многие авторы пытались упорядочить  разнообразные мотивы занятий  спортом, классифицировать их  на основе разных критериев.  Основные из этих классификаций  приведены в табл. 1. На протяжении  спортивной карьеры роль конкретных  мотивов в стимулировании активности  спортсмена меняется, и для каждого  этапа спортивной карьеры характерны  свои доминирующие мотивы.  
 

            Таблица 1. Классификация мотивов  спортивной деятельности  
 
 

     По  направленности на процесс или результат  деятельности      По  степени устойчивости      По  связи с целями спортивной деятельности      По  месту в системе “Другие Я”      По  доминирующей установке
     Процессуальные  мотивы (интерес, удовольствие и др.)  

     Результативные  мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т. п.)

     Ситуативные (кратковременные, проходящие)  

     Устойчивые (долговременные, часто многолетние)

     Смыслообразующие (прямо связанные с целью)  

     Стимулы (побуждающие к деятельности, например материальные стимулы)

     Индивидуальные (мотивы личного самоутверждения)  

     Групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной  соревновательной борьбы и др.)

     Мотивация достижения успеха (преобладание мотивов  на успех, победу, даже путем риска)  

     Мотивация избегания неудачи

Информация о работе Психология в споре