Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:06, реферат
Целью данной работы было выявление места психологии в управленческом процессе, а также обоснование необходимости психологической подготовки менеджера.
Психология в последнее время приобретает все большее значение в практической деятельности, в том числе и в производстве. Все больше психологов принимают на работу на крупные предпричтия, все больше исследований и экспериментов проводится в связи с производственным процессом. Но особое значение психологические знания имеют в управленческом процессе.
Введение
1. Сущность управленческого воздействия руководителя
2. Характеристика основных способов управленческого воздействия
3. Распоряжение руководителя как форма управленческого воздействия
Заключение
Обычно выделяют несколько типичных видов разъяснения:
* инструктивное разъяснение, в ходе которого работник должен усвоить, вернее, запомнить сообщаемые сведения. Такое разъяснение ведется четким, ясным языком, короткими фразами;
* повествующее разъяснение, в ходе которого работнику излагаются факты в виде живого рассказа, призванного привести к соответствующим выводам;
* рассуждающее разъяснение, в ходе которого активизируется мыслительная деятельность работника путем постановки перед ним ряда вопросов и последующими логическими рассуждениями подведение его к нужным выводам;
* проблемное разъяснение отличается от предыдущих тем, что руководитель ответа на поставленные вопросы не дает. К ответам приходит сам работник, но материалы для разъяснений подаются ему таким образом, чтобы натолкнуть на необходимый для руководителя вывод.
Доказательства при убеждении строятся по логическим законам тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Доказательство будет тем эффективнее, чем более основательно оно будет опираться на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются работником как правильные.
С точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая подчиненному одну идею, руководитель тем самым опровергает другую.
В
психологическом же плане имеется
определенная разница. Она связана
с тем, что в процессе опровержения
осуществляется критика определенных
взглядов собеседника с
разрушением старых и формированием новых
установок. Отсюда в процессе опровержения
нужно, наряду с логическими приемами,
использовать и психологические. Убеждение
предполагает обязательное стимулирование
подчиненного путем словесного одобрения,
поддержки хода его мыслей и действий.
3.
Распоряжение руководителя
как форма управленческого
воздействия
Как
и любая деятельность, управленческое
воздействие побуждается
* приказ;
* распоряжение;
* указание;
* инструктаж;
* рекомендацию;
* призыв;
* беседу.
Структурно
управленческое распоряжение включает
ряд частей.
* В мотивационной части указываются мотивы, причины и повод появления данного распоряжения.
* Содержательная часть включает общие ориентиры, что и как требуется выполнить, отражение скрытых при первом взгляде взаимосвязей и взаимовлияний.
* Обязывающая часть должна быть четкой и конкретной: кому, когда, что и где необходимо выполнять. Кроме этого, в ней указываются меры обеспечения выполнения решения и контроля исполнения. Важно заметить, что в целом негативное воздействие оказывают неконкретные выражения в этой части типа «улучшить», «принять меры», «усилить», «повысить» и др.
К распоряжениям относят следующие:
а) побуждающий, проявления которого на практике многовариантны:
*
подчеркивание деловых
*
напоминание о доверии,
*
подчеркивание инициативы и
* внушение подчиненному, что он может сделать больше, чем сам он об этом думает;
*
разъяснение значимости его
* приглашение к сотрудничеству («Не кажется ли вам, что...», «Не думаете ли вы, что...», «А может быть, стоит попробовать так?»);
б) убеждающий, который применяется, как правило, при возникновении у подчиненных психологических барьеров (при несогласии, сомнении, недоверии, растерянности, недовольстве):
* опора на бесспорные факты и апелляция к личному опыту подчиненного, к практике совместной деятельности («А помните, был аналогичный случай, когда мы решали такую же проблему?»);
*
употребление примеров по
*
подчеркивание способностей
*
обращение с просьбой, когда поручаемая
работа не входит в
в) понуждающий или принуждающий, применяемый при недостаточной сознательности или дисциплинированности подчиненных:
*
открытое предупреждение («Я приказываю
приступить к работе
*
категорическое требование (приказ),
мотивированное конкретной
Прямое
управленческое воздействие реализуется
через ряд взаимосвязанных
Информационная функция осуществляется путем предоставления в распоряжение подчиненных достаточного объема сведений и данных для успешного выполнения принятого решения. При осуществлении этой функции важно добиться, чтобы подчиненные не только понимали цели распоряжения, но чтобы в их сознании сложился образ будущей деятельности.
Понимание задачи подчиненными включает следующие элементы:
*
в какой последовательности
*
какие способы наиболее
*
какое время отпущено на
*
каковы критерии оценки
*
какие требования должны
Мотивационная функция предполагает использование системы методов для активизации личных возможностей подчиненных к эффективным действиям. Важно поинтересоваться, чем в данный момент планировал заниматься подчиненный, какова его загрузка. Это позволяет, во-первых, эффективнее использовать возможности подчиненного, а во-вторых, создает у исполнителя впечатление тщательного учета важности и срочности выполняемых работ.
Функция материального обеспечения предоставляет исполнителям необходимые средства и условия.
Контрольно-оценочная функция предполагает соотношение результатов действий подчиненных с исходным замыслом руководителя. На основе данной информации начальник вносит соответствующие коррективы в свою деятельность.
1)
Оценка проделанной работы
* важность, объем, срок, качество выполнения задания;
*
правильность понимания
* величина ошибки, возможность ее исправления;
* частота ошибок в подобных случаях;
* затраченные усилия;
* объективные помехи;
* затраченное время;
* личностные особенности (опыт, притязания, репутация, отношение к ошибке, переживание своей вины).
При подведении итогов выполнения проделанной работы важно отметить как достижения, так и промахи всех без исключения подчиненных. Справедливость оценок каждого участника совместных действий имеет большое значение для сплочения коллектива организации, воспитания подчиненных.
2)
Оценка проделанной работы
*
в какую сторону сместить
* когда высказать оценку (сразу или спустя некоторое время);
* в какой обстановке (публично или индивидуально);
* в какой форме (устно или письменно);
* от чьего имени (от своего или от коллектива).
3)
Оценка проделанной работы
К основным формам вербальной оценки подчиненного относят:
* поощрение;
* похвалу;
* одобрение;
* критику. Важно избрать такую ее форму, которая побуждала бы его к изменению отношения к заданию.
Возможны следующие варианты критики:
* упрек («А мы на вас так рассчитывали!»);
* надежда («Надеюсь, в следующий раз вас ждет успех!»);
* аналогия («В моей практике была подобная ошибка»);
*
похвала («Работа выполнена
*
озабоченность («Особую
*
сопереживание («К сожалению,
вынужден отметить
* удивление («К сожалению, не ожидал от вас этого»);
* смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы»);
*
опасение («Очень жаль, но я уверен,
что подобное может
*
намек («Я знал одного
* наказание.
Важнейшей формой управленческого воздействия руководителя является отдача приказов (распоряжений). Зачастую руководителям не хватает чувства уверенности. Они ясно представляют, что необходимо делать, однако им не хватает способностей и навыков добиться качественного выполнения всех своих распоряжений. Это вызывает у них постоянное ощущение несоответствия своему месту.
Обычно различают следующие варианты отдачи приказов и распоряжений:
1. «Туманный приказ». Он характеризуется неясностью, неконкретностью, размытостью требований и, как правило, почти не имеет шансов привести к положительным результатам.
2. «Приказ-уговор». Руководитель взывает к логике, чувству личной заинтересованности или лояльности подчиненного. Этот метод может быть эффективен, если он удачно применен и подчиненный понимает, почему ему необходимо изменить свое поведение, выполнить что-то. Однако он только тогда полезен, когда подчиненный разделяет убеждения и ценности руководителя и организации в целом.
Информация о работе Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя