Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:06, реферат

Описание работы

Целью данной работы было выявление места психологии в управленческом процессе, а также обоснование необходимости психологической подготовки менеджера.
Психология в последнее время приобретает все большее значение в практической деятельности, в том числе и в производстве. Все больше психологов принимают на работу на крупные предпричтия, все больше исследований и экспериментов проводится в связи с производственным процессом. Но особое значение психологические знания имеют в управленческом процессе.

Содержание

Введение
1. Сущность управленческого воздействия руководителя
2. Характеристика основных способов управленческого воздействия
3. Распоряжение руководителя как форма управленческого воздействия
Заключение

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ.docx

— 60.02 Кб (Скачать)
 
 
 

ГОУ ВПО  РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине «Психология управления» 

на тему:

«Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка II курса

экономического  факультета

Айрапетян Мариам Норайровна 
 
 
 
 

Ереван, 2011 

Содержание 

      Введение

    1. Сущность управленческого воздействия руководителя
    2. Характеристика основных способов управленческого воздействия
    3. Распоряжение руководителя как форма управленческого воздействия

      Заключение 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Введение 

      Современный менеджмент предьявляет особые требования к такой науке как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей, психологи в  настоящее время вынуждены заниматься планированием изменений личности, профилактикой личностного регресса.

      Необходимо, чтобы руководители организации  проявили дальновидность и признали высокую значимость психологического фактора в работе организации.

      Психологическое воздействие широко включается в  процессы труда, воспитания, управления и другие сферы жизнедеятельности. Действуя преднамеренно или непреднамеренно  на сознаваемом или неосознаваемом уровнях, оно может играть как  положительную, так и отрицательную  роль: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности  личности и группы, повышать или  снижать трудовую активность, формировать  положительные или отрицательные  качества личности.

      Рассмотрение  психологии управленческого воздействия  в процессе общения предполагает рассмотрение общетеоретических подходов, преломленных через конкретику практической деятельности руководителя.

      В своей совокупности потенциальная  способность руководителя целенаправленно  и эффективно воздействовать на своих  подчиненных формируется путем  овладения им тремя блоками знаний:

      * знания содержания и специфики управленческого воздействия;

      * знания основных  способов психологического  воздействия;

      * знания индивидуальных  особенностей объектов  воздействия.

      На  основе этой триады формируются навыки и умения рационального управленческого  воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность  управленческого  воздействия руководителя
 
 

      Теоретические основы психологии воздействия. Психология воздействия — одно из базовых направлений современной психологии управления, что объясняется прямым выходом этой проблематики на раскрытие механизмов, способов и методов управления подчиненными. В.Н. Куликов (1983) рассматривает психологическое воздействие как структурную единицу, компонент общения. По своей сущности оно представляет «проникновение» одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатами этого «проникновения» является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психологических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний).

      В свою очередь, управленческое воздействие  выступает частью, функциональной формой психологического воздействия. Особенностью этого вида воздействия является ограниченность сферы применения. Управленческое воздействие используется преимущественно  в системе, где доминируют статусные  роли (в первую очередь такие, как  «руководитель», «подчиненный» и  др.).

      Исходя  из этого, управленческое воздействие  должно рассматриваться как замкнутая  система, структурные компоненты которой  объединяются в единое целое сложными многоуровневыми связями и отношениями. Эти связи и отношения, как  бы надстраиваясь друг над другом, влияют друг на друга и на эффективность  управленческого воздействия. Выделяют по крайней мере два уровня: когнитивный  и эмоциональный.

      На  когнитивном уровне партнеров управленческого воздействия связывает взаимное, хотя и с разными целями, познание. Так, руководитель стремится познать подчиненного для того, чтобы определить тактику воздействия, наиболее эффективный прием. В свою очередь, подчиненный познает руководителя, прежде всего, с целью определения меры доверия или недоверия к нему, к его воздействиям. На эмоциональном уровне происходит своеобразное «вчувствование» руководителя и подчиненного. Эмоциональные отношения могут иметь как положительный, так и отрицательный знак, быть доброжелательными и недоброжелательными, но в обоих случаях они влияют на направленность и силу управленческого воздействия. Например, при прочих равных условиях положительное отношение подчиненного к руководителю увеличивает меру доверия и уменьшает меру недоверия к дисциплинирующим воздействиям последнего.

      По  своему внутреннему существу управленческое воздействие представляет три взаимосвязанных  между собой и последовательно  переходящих друг в друга этапа. Во-первых, операционный этап, заключающийся в воздействии руководителя на подчиненного; во-вторых, процессуальный этап, заключающийся в принятии или отвержении подчиненным оказываемого на него воздействия; наконец, в-третьих, результативный этап, представляющий ответные реакции подчиненного на воздействие руководителя.

      Структура управленческого воздействия включает следующие компоненты:

      * субъект (отдельные личности, группа лиц, различные организации, являющиеся ведущей подсистемой в какой-либо системе управления);

      * объект (разнообразные социально-психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность с целью качественного и полного решения задач организации);

      * способы воздействия (традиционно выделяют четыре основных: внушение, заражение, подражание и убеждение).

      Современный этап развития психологии воздействия  характеризуется определенным «идейным обменом» между основными научными направлениями в психологии —  бихевиоризмом, психоанализом, когнитивизмом, гуманистической психологией и  др. Причем взаимное проникновение  и сближение происходит как на уровне теоретических изысканий, так  и в области практической психологии. Количество научных концепций психологического воздействия (общих и специальных), разработанных в традициях различных  психологических школ, на сегодня  составляет несколько десятков. Объем  же конкретных эмпирических исследований и публикаций просто не поддается  охвату.

      Одной из основополагающих концепций психологического воздействия является «теория когнитивного диссонанса» Л. Фестингера, разработанная в рамках когнитивизма. Суть ее в том, что в процессе познания человеком окружающей социальной среды между различными когнитивными элементами может возникать несоответствие (диссонанс).

      Желая сохранить целостный и позитивный образ самого себя, человек стремится  либо уменьшить диссонанс, либо воспрепятствовать  его росту. Обычно это происходит тремя путями:

      *  меняется поведение индивида;

      *  изменяются его знания;

      *  он чрезвычайно осторожно относится  к новой информации.

      В соответствии с этой теорией, психологическое  воздействие должно включать две  последовательные операции. Сначала  надо за счет внешних воздействий (вербальных, невербальных и др.) вызвать когнитивный  диссонанс, нарушение в целостном  единстве элементов, составляющем привычный  образ «Я» этого человека. Затем  побудить, мотивировать восстановление его когнитивного баланса, душевного  равновесия, но уже за счет изменения  его прежних, привычных аттитюдов (социальных установок) и, соответственно, поведенческих моделей. Таким образом, сокращение диссонанса является защитным поведением индивида. Он тем самым  сохраняет целостный и позитивный образ самого себя.

      Вместе  с тем многочисленные исследования показали, что зависимость между  внешними воздействиями и появлением когнитивного диссонанса не всегда однозначна. Перспектива вызвать значительный диссонанс посредством внешних  влияний будет тем меньше, чем  целостнее, устойчивее будет образ  «Я» человека, чем более значимыми  и более осознанными будут  его установки.

            Самым ценным своим качеством  я считаю умение вызывать у людей энтузиазм  и развивать то, что есть лучшего  в человеке, с помощью  признания его  достоинств и поощрения.

            Чарльз  Швэб, американский менеджер

      За  последние 20—25 лет в мировой психологии сложилось два концептуальных подхода, раскрывающих особенности психологического воздействия. Первый подход ориентирован на использование окружающей человека социальной среды как субъекта воздействия. В рамках этого подхода необходимо указать на так называемую психологию среды или экологическую психологию.

      Суть  этого подхода в том, что определенные параметры окружающей человека социальной среды (так называемое место поведения, которое определенным образом организовано и ограничено во времени и пространстве) вызывают определенные модели поведения. Вот почему специфическое поведение, которое должно возникнуть, скорее можно предсказать или спровоцировать, исходя из организации специфической ситуации, чем на основе индивидуальных различий между людьми. Таким образом, «ведет себя» не столько сам индивид, сколько вся экологическая система (индивид и среда), которая может целенаправленно моделироваться во времени и пространстве в зависимости от целей, стоящих перед субъектом управленческого воздействия.

      Второй  подход объединяет методы и технологии, использующие возможности человека как объекта и субъекта управленческого воздействия. С одной стороны, это группа методов саморегуляции и самопрограммирования, основной целью которых является мобилизация и совершенствование индивидуальных психофизических возможностей человека, раскрытие и развитие его творческих способностей и потенциалов (аутогенная тренировка, медитация, биоэнергетика, психосинтез, дыхательная и голосовая терапия и др.). Разработанные главным образом в лоне восточных философских учений и школ, эти методы направлены на более совершенное самоуправление психической деятельностью безотносительно к влиянию внешнего социального окружения.

      С другой стороны, существует ряд методов  и техник, предусматривающих внешнее  воздействие (вербальное и невербальное) на сферу бессознательного. Цель такого воздействия — целенаправленная модификация психических процессов, состояний и поведения человека в обход контроля сознания за внешней  стимуляцией.

      Интерес к феномену вербального воздействия  на сферу бессознательного впервые  был вызван работой В. Паккарда «Тайное  воздействие». В ней, опираясь на значительные эмпирические данные, автор утверждал, что все люди постоянно находятся  под влиянием определенного рода символической стимуляции — так  называемого подпорогового или  сублимального воздействия. Причем это воздействие может не обнаруживаться пятью основными чувствами человека, а количество информации, поступающей  таким образом, может составлять до 60 % от всей информации.

      В качестве одного из основных доказательств  были приведены результаты естественного  эксперимента, проведенного в 1957 г. Дж. Викари — специалистом в области коммерческой рекламы — в зале кинотеатра г. Форт-Ли, штата Нью-Джерси. Суть эксперимента состояла в том, что в ходе просмотра кинофильма «Пикник» через каждые пять секунд перед зрителями на экране воспроизводилось два рекламных призыва: «Пейте кока-колу» и «Ешьте воздушную кукурузу», время показа которых было ниже порогового уровня возможностей человеческого зрительного восприятия (1/3000 с). Анализ наблюдений за поведением 45 тыс. зрителей показал, что продажа кока-колы в фойе кинотеатра возросла на 57,7 %, а продажа воздушной кукурузы — на 18,1 %.

Информация о работе Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя