Психология творческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Творческое мышление служит основным проявлением одаренной личности.Цель изучить особенности творческого мышления.Общая характеристика мышления,понятие,формы,виды .Решение творческих задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ………………….6

1.1. Основные свойства мышления ….…………………………...…..6

1.2. Операции и формы мышления…………………………………...7

1.3. Виды мышления……………………………………………………9

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………….……………………….13

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ...…15

2.1. Когнитивно – личностные характеристики………………………15

2.2. Решение творческих задач…………………………….…..………20

2.3. Интеллект и личность. Способность прогнозирования…....……31

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..…………….44

Работа содержит 1 файл

Реферат по мышлению.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

  Из  этого сделаем вывод, что в  структуре мышления как творчества когнитивные факторы служат проявлением личностной интеллектуальной организации, но не общего психологического типа личности. Их связь в индивидуальном развитии с общепсихологической структурой личности многозначна. Их собственные ансамбли также многовариантны, в них отсутствует типический характер. Именно вариативность индивидуальных проявлений, состоящая в сочетании  необходимых интегративных черт, вобравших  в себя личностную позицию, мотивацию деятельности, смысловые, оценочные отношения, весь интеллектуальный инструментарий  в его гибко – индивидуальных качествах когнитивного стиля, создает структуру  мышления как творчества, неповторимость и « штучность» творческой личности. Когнитивно – личностные проявления творчества не могут быть независимыми и от социального статуса личности, например, в коллегиальных видах деятельности. Роль образов в художественном и научном творчестве не столь различна, она лишь в их эстетическом наполнении, степени абстрактности – предметности и их осознанности. Не все так могут зафиксировать в самонаблюдении образные структуры, как автор теории относительности. Недостаточная осознанность возникновения мысли – признак интуиции. Интуитивное воплощение идеи и замысла в образ происходит по законам образной логики. Они поддержат образ, снабдят его теми качествами, которые исходят от замысла – осознанного продумывания своего творения. Функция интуиции  в том и состоит, что она служит буфером перехода от вербальных стадий решения, словесно оформленной мысли к ее итоговому воплощению. Конечно, это не однолинейный процесс, а движение со многими возвратами и отклонениями. Иногда в этом процессе замысел не уточняется, а в корне видоизменяется, ибо творчество – свободный процесс, регламентированный извне лишь обстоятельствами, но не целями. Целеполагание в творчестве – прерогатива личности. Результат – проявление таланта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Мышление  человека - творческий процесс, эвристический  по характеру мысленных действий, его объектом постоянно являются новые задачи. В соответствии с  их содержанием репродуктивные и продуктивные компоненты мысли всегда взаимодействуют. Семантические коды мышления, образный и вербальный, не могут быть преобразованы в аналитическую систему, они функционируют в принципе иначе и лишь взаимодействуют с формальными кодами мышления – столь же многообразными, сколь и множество существующих классов задач. Быстродействующая вычислительная машина может обыграть самого квалифицированного шахматиста, но у него всегда остается возможность придумать принципиально новую стратегию. У машины такой возможности нет: у нее нет интуиции. Понятия «искусственный интеллект» и «интуиция» несовместимы по своему содержанию, и первое всегда останется метафорой, поскольку без интуиции нет интеллекта.                                                     Рассмотрение мышления как саморегулируемой, самоорганизующейся системы углубляет наше понимание детерминации мышления. Известная формула «внешние причины действуют через внутренние условия» должна быть дополнена утверждением, что в мышлении внутренние причины действуют через внешние условия. Наличие внешнего источника информации (проблемной ситуации) и объективная необходимость им воспользоваться, что создает соответствующую мотивацию, еще недостаточно для того, чтобы внутренняя система мышления была готова к функционированию по переработке этой информации. Только проявление инициативной саморегуляции (при соответствии задачи возможностям интеллекта) служит стимулом, основанием реализации процесса решения.    В теории мышления недостаточно выявлена роль его образного компонента как необходимой составляющей его неформальной сущности. Конкретных исследований для этого немало (когда мы начинали эту проблематику, их совсем не было, образы еще не «вышли из изгнания»). Требуется лишь теоретическое осмысление исследований образного мышления в связи с другими его формами. Мы постарались это сделать. «Безобразного мышления» нет вообще. Это становиться очевидным при рассмотрении мышления как деятельности. Образ сотрудничает не только с Планом, но и с Результатом мыслительной деятельности, служит буфером, соединяющим познание и деятельность. Результаты творчества, теоретические , эстетические и практические, независимо от формы своей «материализации» (пусть даже в математических символах или литературном слове), в продуктивных актах мышления представлены Образом.                            Образ – неотъемлемый компонент и универсальная форма (несущая в себе адекватное содержание) мышления, в том числе теоретического, мышления в понятиях. Понятие отражает мир в его логических связях, но логика как таковая не исчерпывает мышления. Ему подвластна вся реальность, включая ту ее сторону, которая не подчиняется законам логики, ее дискурсивным процедурам, но вовлекается в процесс познания с помощью эвристических процессов, неформальным содержанием которых является образ. Это содержание насыщает понятие, образует его подоплеку, делает его жизненным. Образ мира регулирует деятельность человека в этом мире. Формальный интеллект, ограниченный в своем образном содержании, это интеллект пассивный, который функционирует только внутри самого себя, лишает личность истинного творческого начала.                                      Участие в процессах интуиции характеризует подлинный контакт человека с миром, когда он берет из действительности всю информацию, сконцентрированную в его знаниях и опыте, в его личностной позиции и преобразует ее в своем активном, творческом отношении к миру.         Настало время изучать не мышление вообще или творчество вообще, а интеллект человека в его индивидуальных проявлениях, исследовать его возможности и пути его совершенствования. Достаточная база в столетнем исследовании процессуальных закономерностей и структуры мышления для этого имеются.

   ЛИТЕРАТУРА

    1. Адамар. Ж Исследование психологии процесса изобретения в области                  математики. М., 1970.

    2. Антропов. Ю.Ф. Психосамотические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков / Ю.Ф.Антропов, Ю.С.Шевченко.- СПб.: Речь, 2002.- 192с.

     3. Блейхер. В.М. Клиническая патопсихология ( В.М. Блейхер, И.В.Крук.-      М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006.-624с.

     4. Гурова Л.Л. Психология мышления. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 136с.

    5. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2005. – 480с.

         6.  Годфруа.Ж. Г59 Что такое психология: в 2-х.т. Т.1: пер. с франц.-                                       М.:Мир 1992.-496с.

         7. Годфруа.Ж. Что такое психология: в 2-х.т. Т.2: пер. с франц.-                                       М.:Мир 1992.-376с.

     8.   Коркина. М.В. Нервная анорексия / М.В.Коркина, М.А.Цивилько.-М.:  

       Издательство психолого-социального института, 1986.- 218с.

    9. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П.Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии.- 1991.- №1.-С.8-15.

    10. Карабанова. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб.пособие / О.А.Карабанова.-М.: Гардарики, 2007.- 320с.

    11. Маклаков.А.Г. Общая психология. М 15: Учебник для вузов – СПб:                                                                                                                                                                                                                                    Питер, 2010. – 583с.

         12. Малкина-Пых. И.Г. Терапия пищевого поведения / И.Г. Малкина-Пых.- М.: Эксмо, 2007.- 1040с.-( Справочник практического психолога).

    13. Немов.Р.С. Н50. Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учеб.     заведений: в 3 кн - 4изд.-М.: гуманитарные изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Общие основы психологии.- 688с.

    14. Парамонова. А.А. Сны наяву: использование метода символдрамы в     психоаналитической психотерапии детей и подростков, страдающих нервной анорексией.- Ростов-н/ Д.: Ростиздат, 2005.- 366с.

    15. Петровского А.В. – Введение в психологию / под общ. ред. проф. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996.-496с.

16.  Розин В.М. Психология: наука и практика. – М.: РГГУ: Омега – Л, 2005. – 544с.

17. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии / составители, авторов комментария и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славянская. СПБ: Издательство « Питер» , 2000.

18.  Саблин В.С. Психология человека / В.С.Саблин, С.П.Славка. – М.: Издательско- торговая корпорация « Дашков и К», 2006. – 744с.

    19. Соловьева С.Л. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л.Соловьева:- М.: АСТ, 2007.-575с.

    20. Столяренко Л.Д. с 81 Основы психологии. Издание третье,      переработанное и дополненное. Серия « Учебники, учебные пособия.» Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.-672с.

    21. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Олег Константинович Тихомиров. – 2-е изд.., стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 288с.

      22. Федерико Феллини, Арлота Чэндлер. Мой трюк – режиссура //                                                 Искусство кино. 2002г. №4. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Институт  бизнеса и 

    политики 

    Нижегородский филиал 
     
     
     

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    По  общей психологии

    Психология творческого мышления 

   

                               

                                          

                                                  Выполнил: Киселёва.Е.А,                                                                                          

                                                                    4 курс; З/О;  факультет

                                                                  «Практической психологии»

                                                             Проверил: Мурзина.Е.Б 
     

2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психология творческого мышления