В психологических
концепциях принята и формула
детерминации психического внешними причинами
через внутренние условия. Стойко она
удерживается и в объяснении развития
и проявления творческих способностей,
выражая опосредованные действия социальных
факторов обучения и воспитания природными
предпосылками. В развитии интеллектуально
одаренной личности внутренние причины,
связанные со сложившейся структурой
ее мышления, проявляют себя через внешние
условия. Это является самой общей проблемой,
которая касается мышления как такового,
безотносительно к его исключительным
проявлениям.
- .
РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ
ЗАДАЧ
Космогония
человеческого сознания, безграничное
пространство семантического синтеза
неизбежно ведут к индивидуализации
всех проявлений мышления. Только через
призму индивидуального восприятия
и понимания мира происходит
включение человека в сферу общения, культуры,
искусства, практической деятельности.
Когнитивная и активная, деятельностная
сфера личности образуют неразрывное
единство. Личностно – семантическая
основа мышления находит свое выражение
в творчестве. Политик, философ, менеджер,
ученый – астроном, художник обладают
разным интеллектом, который реализуется
при активном поиске и встрече с той деятельностью,
в которой природная одаренность и творческий
потенциал личности проявляются адекватно
и оптимально.
Психология творчества представляет
собой отдельную область науки, в которой
работают не только психологи. В психологии
проблема творчества начала разрабатываться
в начале 20 века, и обозначенные фазы творческого
акта формально просуществовали – в отдельных
публикациях – едва ли не до конца. Новым
этапом явился подход к творчеству как
решению задач, где впоследствии выявились
такие важнейшие его особенности, как
единство логического и интуитивного,
осознаваемого и неосознаваемого, прямого
и побочного результатов мышления, что
создает плавную иерархию структурных
уровней решения творческой задачи. Отдельную
линию в психологии творчества представляет
психология искусства. Она начала разрабатываться
в начале века творческим дружеским «
трио»: это были психологи Л.С.Выготский
и А.Р.Лурия и известный во всем мире как
крупнейший режиссер и теоретик кинематографа
С.М.Эйзенштейн. Но тогда общетеоретического
подхода к исследованию мышления, а тем
более творческого художественного, как
решению задач не существовало, и в этом
плане психология искусства и в дальнейшем
не развивалась. Правда, одну проблему,
имеющую к этому прямое отношение, Эйзенштейн
считал основной: это соотношение чувственного
и рационального в процессе творчества
и в самом результате его – законченном
произведении искусства, а также в процессе
восприятия и воздействия этого произведения.
То, что мы знаем сейчас об интуиции, семантике,
образной логике позволяет исследовать
творческий процесс как решение задач,
в том числе в области искусства. Надо
сказать, что этот предмет является наиболее
подходящим для данной цели, поскольку
наука, техника – это в основном теперь
коллективное творчество, и в психологических
примерах научных открытий мы обычно обращаемся
к далекому прошлому. Его характер и масштабы
в наш век не допускают естественного
эксперимента и исследования индивидуального
мышления. Но рассмотрим один момент. Общей
тенденцией эпохи НТР является сближение
науки и искусства. Но есть область, где
это сближение непосредственно реализовано
в решении творческих задач – это научное
кино. Источником использованных здесь
материалов явилось многолетнее участие
автора в Совете по учебному и научному
кино Союза кинематографистов в контакте
с его создателями в качестве психолога,
совместные исследования со специалистами
в области теории кино и некоторые другие
свидетельства деятелей искусства. Кино
– синтетический вид искусства, наиболее
выраженное соединение психологических
реалий творческого процесса, в котором
на решение творческих задач можно взглянуть
с разных сторон. Необходимо отметить,
что решение творческих задач не подчиняется
рецептуре стандартных действий, ему нельзя
научить. Ведь творческая деятельность
по своей сути является нерегламентированной
и свободной, сугубо личностной в своем
протекании и получаемом продукте, который
всегда отличается своеобразием и новизной.
Рассмотрим, что представляет из себя
« творческая задача».[ 13 ] Творческий компонент
присутствует в мышлении всегда, когда
нужно найти способ решения проблемы,
неизвестный субъекту. Но задача при этом
существует объективно, иногда уже кем
– то сформулированная вместе с обозначенными
условиями. Творчество как таковое предполагает
постановку задачи, определение ее условий
и весь дальнейший путь ее решения и достижения
результата как достояние субъекта ( или
спаянного содружества нескольких субъектов
в случае коллективного творчества). Сама
задача здесь является не началом мыслительного
акта, а его промежуточным результатом
по ходу развертывания творческой деятельности.
Она возникает в виде идеи. Идея может
быть предложена человеку со стороны и
принята им, но если она не будет выношена
им самим, то это определит дальнейшее
не столь полноценное творчество ( недаром
в языке существует пренебрежительное
« подкинуть идейку» в противоположность
семантике глаголов « родить» и « вынашивать»).
Попробуем выяснить откуда берутся идеи.
Существует специальная область психологии
мышления – субъективная семантика –
которая изучает, как преломляется
в мышлении человека жизненная информация,
как складывается у него в голове картина
мира, его субъективная философия. Она
вытекает из воспринятого им мировоззрения,
его образованности, осведомленности
и отношения к этому содержанию сознания.
Отмечу, что каждое отдельное творение
связано со всей жизнью творца, его мотивами
и целями, его опытом и знаниями, его владением
профессией. Но непосредственным побуждением
к возникновению идеи, как мне кажется,
является потребность создать нечто новое,
изменить существующие каноны и подходы
в данной конкретной области, отразить
или преобразовать жизнь по- своему. Это
в данной мере касается науки и искусства,
техники и литературы, покорения Земли
и Космоса. Без этих человеческих побуждений
творчество не существует и не существовало
бы вообще цивилизации. Очень важно, что
идеи могут иметь разную масштабность
и различные сроки их реализации – от
немедленного их выполнения до многолетней
разработки. Это зависит от того, в какой
замысел воплотилась идея.
Замысел
– это конкретизация идеи, когда творец
задумывается не только о том, что он хочет
сделать, но и как он будет реализовывать
свою идею, в каком направлении и какими
средствами. Приведу пример – 23 декабря
2001г. В Эрмитаже происходила удивительная
акция – режиссер А.Сокуров снимал фильм
« Русский ковчег» о русской истории. Фильм
был снят за полтора часа. Что предшествовало
такому быстрому творению? Данное прилагательное
к нему никак не относится. По словам автора,
замысел должен был пройти все этапы внутреннего
развития. Четко сформулированную идею
« Русского ковчега» он записал четырнадцать
лет назад. Идея была технологической,
художественной, идея как фильма, созданного
на одном дыхании, одним кадром. Тогда
автор очень устал от монтажа и поставил
перед собой новые задачи. В это время
еще не было соответствующего технического
инструмента. И как только ему стало ясно,
что существует эта техника, этап за этапом
он пошел по этому пути. Но замысел должен
обязательно иметь свой возраст, ведь
почти пятнадцать лет он все это формировал.
Таким образом, для художественного произведения
обязательно нужен или возраст души или
возраст реальный. В этом мы убеждаемся
на примере. Возраст души… Метафора художника
означает не что иное, как то, что было
сказано о жизненной позиции творца, сфере
его личностных смыслов. Ведь замысел
и смысл – понятия комплементарные, а
значит, что одно без другого не существует.
За смыслом идет замысел и вносит новую
струю в смысл того, как художник понимает
действительность и свою роль, свою задачу.
Осмелюсь сказать, что именно идея и ее
конкретизация в замысле определяют значимость
творчества, его воздействия на людей.
Гуманитарные идеи имеют свое предназначение.
Произведение искусства это всегда факт,
отобранный уже с чьей- то позиции, с чьей-
то точки зрения. А нужен ли факт тем, кто
будет воспринимать произведение искусства,
то есть нам? Насколько выражающая
его идея своевременна, интересна и глубока
для того, чтобы над ней можно было размышлять
и сопереживать? Здесь замечу так, об
этом писал киновед Е.Вейцман в книге
« Очерки философии кино», которая четверть
века назад вызвала большой резонанс у
специалистов. Ранее никто не говорил
о философии фильма, хотя авторы значительных
произведений следовали существующим
философским концепциям. Сегодня, в начале
нового века, известный модельер В.Юдашкин,
изучая культуру Японии и связывая с ней
на данном этапе свое творчество, говорит
о философии ткани. Нам кажется, что кусок
ткани ничего не выражает кроме красоты.
Но будучи использован в художественном
образе человека, облаченного в причудливый
наряд, созданный талантливым бъекти,
он раскрывает глубинный пласт смысла,
его идеи, его фантазии, его философии-
философии Востока.
Итак: идея – намерение, позиция – осознанная
задача; затем замысел о пути, средствах
решения задачи; и, наконец, воплощение
замысла в творческий продукт. Идея придает
творческому продукту целостность,
общий смысл, без проникновения в который
произведение искусства не достигнет
нужного воздействия на реципиента. Без
воспроизведения, прослеживания этого
пути от замысла к его реализации при
встрече с подлинным творением не происходит
его полного понимания. Воплощение творческого
замысла в его продукт – наиболее ответственный
период творчества. Именно применительно
к нему говорят о « муках творчества».
Если дать общую характеристику процесса
решения творческой задачи, то на первый
план выступает состояние творца – вдохновение.
Это не поэтическая метафора. Проведенный
анализ начального этапа творчества, в
свете современных данных психологии
мышления, позволяет нам определить это
понятие. Без эмоциональной мотивации
вдохновение к творцу не приходит. Нужно
очень глубокое погружение в смысл своей
идеи. А значит, что вдохновение – это
эмоциональная активация смысловой сферы
вокруг творческой задачи – сферы личностных
замыслов, в которой операционально мобилизуются
все ее когнитивные ресурсы – знания,
представления, ассоциации, аналогии,
противопоставления, возникают новые
обобщения, и механизмом образной логики
формируются конкретные средства художественной
выразительности обобщающих идей. С не
меньшей эмоциональной насыщенностью
и интеллектуальной активностью осуществляется
и научное, и любое иное творчество, если
оно действительно творчество, создание
нового оригинального продукта, претворение
в жизнь творческих потенций своего «Я».
Существует грубое представление, что
художник в своем творчестве стремится
выразить самого себя. На самом деле он
выражает свое отношение к действительности,
свой личностный смысл происходящего
вокруг. Творения искусства имеют свою
гармонию, и творец должен владеть инструментарием
ее создания. В индивидуальном развитии
это может опережать осмысление художником
своего творчества ( приведу такой эксклюзивный
пример. Девятимесячный ребенок, занесенный
в Книгу Гиннеса, рисует такие композиции,
законченные по цвету и форме, что некоторые
взрослые на выставке его рисунков первоначально
сочли это за абстрактную живопись
сложившегося художника и давали рисункам
названия. Даже этот кроха выражал не просто
свое побуждение малевать красками: мать,
художница, учила его видеть красоту, постоянно
приносила в дом цветы и развила у ребенка
потребность выражать свои ощущения и
эмоциональные состояния). Как нам известно,
пятилетний ребенок уже знает, что он рисует,
но еще не осознает – зачем, что он хочет
сказать. А уже психолог расшифрует, каково
отношение маленького художника к тому,
что он изобразил на бумаге, к этим действительным
персонажам его жизни. Творчество взрослого
человека всегда осмысленно, и чем оно
глубже по содержанию, тем сложнее становится
решаемая задача осуществить задуманное.
Наверное, особую сложность в этом плане
имеет создание научного фильма, где теоретическая
идея должна воплотиться в образе, вызывающем
если не сопереживание, то по крайней мере
интерес зрителей, даже не причастных
к этой области знания. Но даже это не главное.
В дополнение к фактической информации
современному человеку требуется система
мышления, которая позволяет ему ориентироваться
в океане информации и прокладывать новые
неизведанные маршруты человеческого
познания. Поэтому, развитие интеллектуальных
способностей человека неосуществимо
без развития его образного мышления.
Это особая творческая задача научного
кино: экранный образ должен нести эстетическую
и семантическую функцию, должен быть
обращен к теоретическому мышлению зрителя,
формировать его логику, в том числе образную.
В этом своем качестве образ уже не просто
образ, это модель той ситуации и идеи,
о которой повествует фильм. Он должен
не просто что- то показать, а раскрыть
движение научной мысли, ведущей к новому
знанию. Образное решение сюжета является
продуктом решения творческой задачи
– итогом сложного и очень длинного процесса
ее разработки. Творческий поиск не ограничен
ни выбором идеи, ни средствами ее выражения.
Творец должен быть свободен. Творческая
задача искусства – воздействие на
человека, на его личностные смыслы.[22]
Образ и логика, слово и образ – внутренняя
психологическая проблема творчества.
Сейчас эта проблема получила более широкие
психологические основания: она существует
и в научном кино, и в художественном, и
в театре, где текст классических пьес
приобретает совершенно новое, современное
звучание в оригинальной режиссерской
постановке. Образ лидирует в искусстве,
в его продукте. Образ – это не видимость,
это мысль, заключенная в предметную оболочку.
По своему содержанию она не уступает
слову, по своей форме нередко превосходит
его в отточенности коммуникативной функции.
Путь творчества в киноискусстве от словесных
излишеств к точному образу, снабженному
самым необходимым и выверенным текстом,
охарактеризовал Феллини. « В начале моего
пути в кино мне было легче оперировать
репликами, нежели визуальными образами.
А по мере того, как уточнялся и совершенствовался
зрительный ряд, передо мной открывались
новые тропы: я уже мог позволить визуальным
образам существовать свободно и нестесненно.
Спустя еще некоторое время я осознал,
что могу расставить дополнительные акценты,
вернувшись к диалогу при озвучании. Оговорюсь,
меня заботит не столько диалог как таковой,
сколько звук – тот самый звук, выразительность
которого сродни визуальному образу. Для
меня первостепенна вся совокупность
звукового ряда. К примеру, в кряканье
уток на заднем дворе фермы в фильме «
Мошенничество» может таиться не меньше
смысла, нежели в одной- двух строках сценарного
диалога».
Художественное
творчество – наиболее выраженное соединение
психологических реалий творческого процесса,
в котором роль образа очевидна.
Первые учебные фильмы представляли
собой лекции, синхронно с изображением
излагающие школьную тему. Так сказать,
объяснение учителя, умеющего хорошо чертить
и рисовать, перемещенного вместе с доской
на экран.[19]
Сейчас практика использования учебного
кино в корне изменилась, а теоретическая
психологическая проблема слова и образа
получила дальнейшее развитие. Слово в
мышлении не дублирует образ, а образ не
иллюстрирует слово. Между ними существуют
отношения двойной регуляции смысла –
посредством циклических кодовых переходов
формирования одного и того же понятия.
Коммуникативные функции образа и слова
могут быть разделены. Но в процессе творчества
они образуют его единый язык, специфический
для каждого вида творчества. Вербальный
язык литературы заключает образ в самом
себе, в своем лингвистическом материале
и в своем построении. В создании учебного
фильма семантику несет его образная ткань,
а слово должно служить контрапунктом,
фиксатором знания: формулировать проблему,
подчеркивать важность какого – то кадра,
подводить учащегося к самостоятельному
выводу. Творчество и его язык – особая
проблема, поскольку слово как таковое
присутствует не во всех видах творчества:
в нем может выражаться лишь задача и оценочные
моменты в процессе создания произведения
и в его итоге. В психологии творчества
его глубинная, интимная суть представлена
очень мало. В основном оно изучается по
его продукту и условиям его возникновения
или там, где творческая задача и процесс
ее решения выступают бъективировано,
например, в шахматах или играх – головоломках.
Но дело в том, что структурные характеристики
продукта творчества не всегда совпадают
со структурными проявлениями его языка,
самого процесса творчества. Вообще учить
творчеству нельзя.
Нет возможности и необходимости углубляться
во взаимосвязь различных творческих
задач в одной творческой деятельности,
мы видим: их множество. В овладении ими,
в полном владении профессией состоит
мастерство. Наиболее ярко выраженное
проявление в решении творческих задач,
по сравнению с рутинными, имеет интуиция.
Замысел творца, существуя первоначально
в виде осознанной идеи, реализуется в
образе – будь то предметное творение
инженера – проектировщика, искусство
живописца, работа режиссера или даже
контуры научного открытия. Последнее
очень точно и глубоко с психологической
точки зрения выразил Альберт Эйнштейн
в письме французскому психологу Ж.Адамару:
« Слова, написанные или произнесенные,
не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме
моего мышления. Психическими элементами
мышления являются некоторые, более или
менее ясные, знаки или образы, которые
могут быть воспроизведены и скомбинированы.[1]
Но с психологической точки зрения эта
комбинационная игра, видимо, является
основной характеристикой творческой
мысли – до перехода к логическому построению
в словах или знаках другого типа, с помощью
которых эту мысль можно будет сообщить
другим людям… Из того, что я сказал, ясно,
что игра в элементы нацелена на аналогию
с некоторыми разыскиваемыми логическими
связями».
Мыслительная
деятельность всегда не только личностно,
но и индивидуально своеобразна.
Индивидуальные особенности проявляются
в возможности увидеть проблемную
ситуацию, в формулировании задачи,
в особенности анализа и использования
условий задачи, в соотношении осознанного
и неосознанного, в характере эмоциональной
регуляции поиска, в тактиках целеобразования.
В психологии традиционно выделяют качества
ума – некоторые индивидуально – психологические
характеристики, которые влияют на протекание
мыслительной деятельности: глубина,
широта, гибкость, самостоятельность,
быстрота, последовательность и т.д. К
числу индивидуально – психологических
качеств, достаточно проанализированных
в психологической литературе, относятся
качества- « внушаемость» и « критичность».
Внушение – разновидность целенаправленного
воздействия одного человека на другого,
оно является неаргументированным. Может
возникнуть впечатление, что если речь
идет о неаргументированном воздействии,
то внушение прямо противоположно мышлению.
Анализируя феномен внушения и индивидуально
– психологическую характеристику человека
– « внушаемость», мы соотнесем ее с противоположным
феноменом и характеристикой человека:
« критика» и « критичность». В контексте
психологии мышления критичность трактуется
как одно из свойств ума и определяется
как осознанный контроль за ходом интеллектуальной
деятельности человека. [ 13 ]
Внушаемость
традиционно считается качеством противоположным
критичности. В числе факторов, определяющих
ее, называют слабость логического мышления
субъекта, недостаточный уровень его умственного
развития, безотчетную подчиняемость
требованиям окружающей среды. Именно
внушаемость трактуется как отрицательное
свойство, которое препятствует полноценной
интеллектуальной деятельности. Процесс
внушения понимается как пассивное восприятие,
непосредственное внесение в психическую
сферу новых представлений, ощущений и
действий без критики со стороны внушаемого,
помимо его понимания, то есть в обход
его критикующей личности. Некритичность
субъекта, отсутствие логического рассуждения,
неосознанность, незаметность самого
процесса восприятия, невозможность произвольной
коррекции внушенного содержания являются
главными признаками состояния внушения
( В.М. Бехтерев, С.В. Кравков, К.И. Платонов
и др..). Совершенно иное отношение к критичности
и внушаемости и их роли в интеллектуальной
деятельности содержится в зарубежных
исследованиях, которые направлены на
активизацию именно творческих способностей
человека ( метод « мозговой атаки» А.Осборна
и метод синектического обучения У.Гордона).
В работах данных авторов для повышения
творческого потенциала отдельных субъектов
и целых творческих групп рекомендуются
мероприятия, снижающие критичность и
тем самым повышающие внушаемость субъекта,
что дает возможность актуализироваться
психологическим механизмам, которые
обеспечивают творческий акт. Свойства
внушаемости и критичности не являются
стабильными характеристиками индивида.
Один и тот же человек в различных ситуациях
может проявлять их в разной степени, что
зависит от его наличного субъективного
состояния и характера осуществляемой
деятельности. [18] Мы знаем, обыденные наблюдения
показывают, что в тех случаях, когда человек
срочно ищет выход из создавшегося трудного
положения, когда он возбужден и находится
в стрессовой ситуации, он становится
очень легковерным и готов следовать первому
совету. Поэтому внушаемость наблюдается
больше в тех областях, в которых человек
менее осведомлен. Абсолютно негативное
отношение к критичности неоправданно:
для того чтобы осуществился акт творчества,
нужно сначала критически отнестись к
наличной ситуации, увидеть проблему,
поставить цель. Чувствительность к проблемам
рассматривается как показатель творческих
способностей, а поскольку это является
продуктом функционирования механизма
критичности, то, следовательно, в структуре
творческой деятельности критичность
играет и положительную роль. Различна
роль внушаемости и критичности на разных
этапах интеллектуальной деятельности
при постановке и принятии цели и при ее
достижении. Критичность как деятельность
оценочного анализа по отношению к себе
и своим гипотезам является необходимой
и полезной на стадии рассудочного
мышления и может быть противопоказанной
во время работы воображения, при выдвижении
новых идей и постановке новых целей. Внушаемость
субъекта может оказаться положительным
фактором, который позволяет актуализировать
и развивать творческие задатки индивида
именно путем изменения процесса его целеполагания,
за счет глубокого и устойчивого внедрения
в психическую сферу новых для индивида
целей, предполагающих творческую деятельность.
Таким образом, при всей яркости и жизненности
описания индивидуальных и типических
особенностей мышления у индивидов, сама
связь между особенностями мышления и
биологическими и физиологическими свойствами
индивида и характер этой связи во многом
остаются проблемой. А мышление человека
– это творческий процесс, эвристический
по характеру мысленных действий, его
объектом постоянно являются новые задачи.
[14]
2.3.
ИНТЕЛЕКТ И ЛИЧНОСТЬ.
СПОСОБНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Степень развития присущих человеку видов
и форм мышления, его направленность и
творческий потенциал характеризуют
интеллект личности. Точнее, характеризуют
личность со стороны ее интеллекта. Превалирование
того или иного вида мышления, ведущая
роль в нем наиболее тесно связанной с
ним формы различны, например, у ученого
и художника. Но эти люди могут обладать
в равной мере развитым интеллектом. И
далеко не все равны по своему интеллекту
двое ученых, даже работающих в одной области
и успешных в своей деятельности –
в рамках необходимого профессионализма,
но не своих творческих возможностей.
Что же такое – « умный человек»? Много
данных можно почерпнуть из исследований
по психологии мышления, профессиональной
деятельности, общения – в плане социальной
психологии. Попробуем подытожить некоторые
результаты исследования мышления как
решения задач и анализ видов и форм мышления.
Введем и новые характеристики понятия
« ум», поскольку существующие – « глубина»,
« широта», « острота», « тонкость» - являются
скорее метафорами, ибо не связываются
с известными механизмами мышления. Отмечу,
что сама по себе форма мыслительного
акта, вербальная или образная, еще не
определяет механизмов мышления. Дискурсивное
мышление – это вербальное мышление, но
оно может быть противопоставлено образной
логике. Но реальные мыслительные задачи
не обособлены ни от образа, ни от слова
и их фиксаций в наглядных моделях или
символах. Чем шире диапазон взаимопереходов
и взаимной поддержки разных форм мышления
у данного человека в решении любой задачи,
тем более системным является его мышление.
[ 9 ] Системность – необходимое качество
интеллекта. Оно касается взаимодействия
форм мысли, теоретической и практической
направленности – содержания мышления
в его конкретных видах, которые обуславливают
характер этого взаимодействия. Среди
людей с развитым мышлением встречается
интеллект, который называют вербальным.
Эти люди обладают неплохим пониманием
действительности и установкой на ее прогноз,
но их аналитические формулировки и умозаключения
не уравновешиваются действенным началом:
недостаточен практический контроль содержания
умственной деятельности, связь с реальностью
в принятии решений. В быту эти индивидумы
слывут умными людьми, но в случае занятия
управленческой деятельностью оказываются
несостоятельными. Другая крайность
– недостаточность теоретического мышления:
неумение взвесить перспективы, сопоставить
возможные варианты и взаимозависимости
в постановке практических целей. Такой
интеллект, направленный на поставленную
задачу, но недостаточно системный можно
встретить и у политика, и у бизнесмена.
Системность интеллекта пересекается
с его разносторонностью. Это свойство
касается использования информации не
в одной деятельности, а в жизни вообще,
в контакте с реальностью во всех ее проявлениях.
Разносторонность интеллекта не следует
смешивать с разносторонностью деятельности
– сменой профессий, наличием разных способностей
и « хобби». Речь идет об ориентации в информации,
ее переработке и усвоении, что, конечно,
не исключает, а напротив, стимулирует
формирование разнообразных интересов
и возможную переориентацию деятельности.
Про таких людей мы говорим, что они « знают
все». Дело не только в том, что по своему
образу жизни они много видят, слышат,
читают, не пропускают информационных
телепередач. Такой образ жизни доступен,
пожалуй, только учащемуся. Разносторонность
интеллекта как качество личности проявляется
всю жизнь. Основное объяснение разносторонности
интеллекта человека лежит в сфере богатства
его личностных смыслов.[11] Личная заинтересованность
человека в решении какой – либо проблемы
как бы притягивает информацию, относящуюся
к ней. Иногда приходится удивляться, каким
образом нужные сведения из любого источника
информации оказались в нужный момент
в поле нашего восприятия. Все дело в том,
что без озабоченности данной проблемой
эта информация не приобрела бы личностного
смысла и, возможно, вообще не была бы воспринята.
Отсюда сделаем вывод: чем шире сфера
личностных смыслов в контакте человека
с реальностью, наукой и искусством, тем
разностороннее его интеллект – способность
улавливать, усваивать и перерабатывать
информацию. Чтобы выяснить психологическую
природу информированности человека как
устойчивого качества его личности, обратимся
к проблеме понимания. Процессы понимания
в психологии связывают с активностью
познавательного процесса: осмысливанием
информации, установкой на решение познавательных
задач. Было исследовано, что понимание
– это взаимодействие в ходе решения
задачи общего и конкретного. Дело обстоит
так, что более содержательная модель
проблемной ситуации по мере ее трансформации
в ходе решения оказывается в то же время
ближе связанной с формальным аппаратом
решения. Это приводит к тому, что формальная
теория приобретает конкретное выражение,
становится предметной, демонстрируя
одновременно глубину понимания задачи
решающим ее субъектом. Исходя из этой
краткой характеристики процесса понимания,
обозначим необходимое качество развитого
интеллекта как предметность мышления.
Системность, разносторонность и предметность
мышления характеризуют в совокупности
интеллектуальную личность. Но интеллект
у разных людей различен не только по своему
развитию, но и по характеристике. Он может
быть более формальным, логически аргументированным
и более свободным, опирающимся в значительной
мере на интуицию. Второй тип мышления
ни в коей мере не уступает по своей продуктивности
первому ( в своих ориентирах мышление
– неформальный процесс). Акцент на предметность,
жизненность интеллектуального выбора
создают несколько иной тип извлечения
и свободного оперирования информацией
– и в принятии нестандартных решений,
и в новом, необычном ракурсе понимания
происходящего – по сравнению с мыслителями
– формалистами. Можно сказать, что такой
интеллект отличается оригинальностью.
Такую личность мы обычно выделяем из
ее среды, не всегда отдавая себе отчет,
что эти люди зачастую опережают свое
время. Их отличает высокая степень развития
вышеназванных качеств интеллекта и как
следствие им присуще редкое свойство
– прогностичность ума, то есть способность
оценивать информацию в ее изменчивости,
связи прошлого, настоящего и будущего.
По этому качеству мы судим о наличии подлинно
большого интеллекта, и примеры, которые
я приведу в дальнейшем, отвечают проявлению
этого качества в высокой мере. Одним из
таких выдающихся оригинальных умов нашего
времени был ученый – энциклопедист, биолог
и философ А.А.Любищев. О его личности создавались
легенды. Даниил Гранин написал о нем повесть
« Эта странная жизнь». Время его жизни
было расписано по дням, часам и минутам:
он стремился успеть узнать все, что может
постигнуть человеческий ум, понять тенденции
общественного развития и внести свой
вклад в науку. Умение видеть и осмыслить
симптоматические факты служит предпосылкой
сопоставления прошлого, настоящего и
будущего, создает возможность научного
предвидения, понимания действительности
в ее развитии.
Пророчество всегда считалось Божьим
даром – не имело никакого научного объяснения.
Сейчас мы можем кое – что знать о психологической
сущности прогностического мышления.
[ 15 ] Прежде всего это интуиция. Интуиция
– особый способ использования информации
в системе пространство – время, в котором
реально удаленные друг от друга сведения,
факты, события, казалось бы, непохожих
вещей неосознанно связываются в мышлении
ассоциативными и смысловыми связями
и зачастую внезапно приводят к новой
идее, к решению задачи. Результаты проведенных
психологами исследований показывают,
что специфика интуиции заключается в
особенностях ориентиров поиска решения
проблемы, обеспечивающих его высокую
селективность – целесообразную избирательность
и сокращенность. В этих ориентирах объединяется
разноплановая информация, содержащая
признаки разных модальностей: признаки
аналитические, формальные, а также неформальные,
не подлежащие логическим выводам или
недостаточные для этого.[5] Неформальный
характер интуитивных когнитивных структур
выражается также в том, что они имеют
высокую вариативность в составе информации,
которая может быть использована в решении
одной и той же задачи разными людьми.
Одинаково оптимальные решения могут
быть достигнуты на основе разной связи
информативных данных, общих и более частных.
В возникновении интуитивного прогноза
важен конкретный состав этих данных,
а также семантическое обобщение, которое
стоит за этими фактами в мышлении индивидуума.
Интуитивное мышление в значительной
мере формируется в опыте: такова интуиция
врача, политика, финансиста. Но вместе
с тем это и качество интеллекта личности,
зависящее от присущих ей форм мышления,
от развития образной логики. Существует
и вербальная интуиция. Ту и другую форму
мышления в интуитивных процессах связывает
их структура: использование разрозненной
неполной информации и объединение ее
по семантическим критериям, на основе
семантических обобщений. Поэтому интуиция
как характеристика личности обычно соединяет
и разные виды мышления: науку и искусство,
политику и человеческое взаимопонимание.
Таким образом, интуиция человека характеризует
не отдельные проявления мышления, как
бы возвышается над ними, составляя ядро
развитого интеллекта. Она же, по моему,
является составной частью прогностического
мышления, которое мы относим к высшим
проявлениям ума. Рефлексия - это также
характерная черта интеллектуальной личности,
выраженная в самооценке собственных
суждений и выводов, основанных на интуиции.
Степень уверенности и неуверенности
характеризует интеллект личности, осознающей
невозможность логического контроля наступления
предполагаемых событий. Однако, стоит
заметить, что логическая аргументация
не противоречит интуиции. Логически обоснованные
умозаключения включаются в интуитивное
решение наряду со многими факторами,
присутствующими в нем как неформальное
и часто неосознаваемое знание. Но кроме
того, сочетание разноплановых данных
порождает новые интуитивные ориентиры
решения, служит взаимному усилению разрозненной
информации.[8] Разносторонность
мышления – ранее названное качество
интеллекта в использовании информации
вообще – реализуется во всестороннем
подходе к решаемой проблеме. Способность
улавливать симптомы, малозаметные факты,
чтобы впоследствии привлечь их к своему
прогнозу, что и выражает интуицию – основа
прогностического мышления. Сила прогностических
способностей той или иной личности, умение
видеть, осмысливать и предвидеть выражает
уровень ее понимания действительности.
Понимание – это вхождение объективного
содержания информации, составляющей
задачу, в сферу личностных смыслов человека.
Предметный смысл ситуации ( значение)
выступает всегда для личности как ее
субъективный смысл. Без этого понимание
не осуществляется и предметное мышление
не реализуется. Тем более без глубокого
предметного понимания не может проявиться
прогностичность мышления. Сама практическая
деятельность предполагает особые качества
интеллекта, которые характеризуют способность
принятия решений. Процесс принятия решения
имеет место в мышлении всегда, в решении
любой проблемы, где нужно выбирать способ
решения, разрабатывать его стратегию.
Найденный путь решения, выбор определенной
стратегии – это и есть принятие решения.
О способности принятия решения как о
качестве личности мы говорим в том случае,
когда принятие решения определяет выбор
значимых действий, деяний, поступков,
имеет широкое влияние на других людей
или общество в целом. Значит, принятие
решений определяет и собственную жизнь
человека, ее общественный смысл. Когнитивная
основа принятия решений заключена в формировании
единственного правильного в данных условиях
оптимального выбора посредством многоуровнего
анализа и выделения наиболее существенных
и значимых критериев, нужных для решения.
Всесторонность интеллекта в конкретном
случае принятия решения трансформируется
в когнитивную компетентность – выбор
именно той информации, которая относится
к делу. В этом выборе проявляется свобода
воли человека, его самостоятельность.
Он стремится достичь достаточно надежного,
оправданного единства информативных
данных. Каждый человек выделяет в этом
комплексе условий решения свой ведущий
признак, опирается на более значимые,
с его точки зрения, критерии, формирует
свою субъективную позицию, а затем
уже ищет и взвешивает логические аргументы
выбора. Здесь проявляются два качества
интеллекта личности: собственный взгляд
на вещи и интеллектуальная самоорганизация,
то есть развитие решения по мере выбора
информации. Собственный взгляд на вещи
позволяет человеку использовать свою
компетентность наилучшим образом, адекватным
поставленной цели. Собственный взгляд
на ситуацию проявится в полной мере тогда,
когда будет построена ее модель, для чего
и необходима интеллектуальная организованность
или самоорганизация.[20] Таким образом,
восприятие мира и готовность действовать
в этом мире имеет свой когнитивный механизм
в структуре интеллекта личности. При
встрече с личностью, проявившей свой
интеллект в крупномасштабной деятельности,
мы обычно не придаем большого значения
тем ее проявлениям, которые к этой деятельности
прямо не относятся. Между тем психологические
механизмы мышления не имеют локального
характера и их полноценность проявляется
разносторонне. Интеллект человека кладет
отпечаток на весь его характер, отношение
к людям, эмоциональный настрой восприятия
действительности. Приводя примеры
всеобъемлющего прогностического мышления
и глобальной значимости предлагаемых
решений, нельзя не назвать имени нашего
великого соотечественника А.Д.Сахарова.
Представлять его нет нужды – это имя
знают все. Возможно, особая гармония межполушарного
развития обусловила столь же равновесное
взаимодействие вербально – понятийного,
теоретического и в значительной мере
образного по форме, жизненного, практического
по содержанию мышления – взаимодействие,
создавшее уникальный образец человеческого
интеллекта, способного к постижению мира
в целостности, во взаимосвязи его прошлого,
настоящего и будущего. Это пример жизни
человека, в которой высшие проявления
интеллекта составляют единство со всей
его личностью. Это также пример полного
слияния личностного смысла сознания
человека и общественной значимости его
деятельности. У интеллектуальной личности
присутствует многообразие видов и форм
мышления. Вместе с тем склад человеческого
ума сугубо индивидуален. Это не есть склад
различных проявлений ума, встречающихся
у разных людей. Это монолит взаимозависимых
качеств, неповторимый в своей сущности,
определяющий единство познания и деятельности
данного человека – всю его личность.
При этом какие – то качества могут выделяться
на фоне остальных. У человека может быть
выраженный прогностический ум, хорошая
интуиция, чувство юмора и другие особенности,
заметные в его личности как ядро его интеллекта.[
17 ]