Психология творческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Творческое мышление служит основным проявлением одаренной личности.Цель изучить особенности творческого мышления.Общая характеристика мышления,понятие,формы,виды .Решение творческих задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ………………….6

1.1. Основные свойства мышления ….…………………………...…..6

1.2. Операции и формы мышления…………………………………...7

1.3. Виды мышления……………………………………………………9

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………….……………………….13

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ...…15

2.1. Когнитивно – личностные характеристики………………………15

2.2. Решение творческих задач…………………………….…..………20

2.3. Интеллект и личность. Способность прогнозирования…....……31

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..…………….44

Работа содержит 1 файл

Реферат по мышлению.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

   Реалистическое  мышление связано с решением задач, имеющих отношение к действительности. Это может быть нахождение способа предотвращения или выхода из конфликтной ситуации, решение математической задачи, поиск интересной и выгодной работы. Содержание задачи  и ее результат объективны и понятны окружающим. [ 12 ]

   Аутистическое (грезообразное) мышление направлено на анализ и изучение субъективного и вымышленного человеком мира. Оно отгорожено от реальной жизни и ее проблем и оперирует не фактами, но мечтами и желаниями людей. Результаты такого мышления  не могут быть реализованы в них и даже не предполагают такой реализации.

   Логическое  и интуитивное  виды мышления различаются динамическими аспектами, так как процесс решения задачи в логическом мышлении развернут во времени и осознан, в то время как в интуитивном – ответ возникает мгновенно, а сам процесс решения задачи путем интуиции проходит на бессознательном  уровне. Логическое мышление предполагает использование логических мыслительных операций, его иллюстрацией служит решение любой математической задачи, для решения которой используются, например, определенные формулы. Оперирование ими требует времени, необходимо также проверить результат. Анализ условий, сами формулы и способы их применения хранятся в сознании. Процесс решения задачи при интуитивном мышлении бессознателен, результат возникает мгновенно как озарение ( недаром аналогом инсайта, открытого гештальтпсихологией, было как раз интуитивное мышление). Однако тот факт, что само решение проходит на бессознательном уровне, не означает, что для интуитивного мышления не нужны факты и знания, связанные с решаемой задачей. Поэтому интуитивное мышление возникает как результат длительного размышления над проблемой, которое происходит постоянно, хотя не осознается самим исследователем ( примером интуитивных решений мы можем назвать истории разнообразных открытий, что доказывает его связь с творческим, продуктивным мышлением).

   Конвергентное мышление предполагает нацеленность на результат, причем правильный результат может быть только один. Дивергентное мышление вызывает интерес к процессу, а результат в этом виде мышления имеет второстепенное значение. Предполагается, что наиболее ценным является не поиск одного – единственного решения, а нахождение разных, как можно более необычных, оригинальных путей получения этого решения. Поэтому дивергентное мышление считается необходимым условием творчества, которое как раз и предполагает получение нового и оригинального продукта. Принципиально новым продуктом или способом действия отличается творческое мышление от репродуктивного, которое направлено на воспроизведение уже найденного решения. Этот вид мышления преимущественно используется в обучении. [ 10 ] 

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

   Мышление человека - творческий процесс, его объектом постоянно являются новые задачи. В соответствии с их содержанием репродуктивные и продуктивные компоненты мысли всегда взаимодействуют. Изучение логических операций, суждений и умозаключений используются в психологии как метод, но не как содержание и тем более цель исследования.

   Все эти виды мышления ( аутистическое, логическое, реалистическое, творческое.) присутствуют практически у каждого человека. Разница между людьми состоит в преимущественном использовании одного из них, что  зависит и от характера деятельности, и от особенностей интеллекта, и от индивидуальных особенностей человека. Этот список видов мышления не является полным. Между ними существуют сложные отношения. В целом соотношения между разными видами мышления еще не выявлены. Однако ясно главное: термином « мышление » в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.

   Этот  многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общего опять к единичному -  осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождение нового знания на основе творческого отражения и преоброзования человеком действительности.  Мышление как особо психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира.

   Чаще  всего мышление подразделяют а теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно – образные и наглядно – действенное.

   Понятийное  мышление – это такое мышление, в котором используется определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

   Образное  мышление – это вид мыслительного  процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются не посредственно с памяти или воссоздаются воображением.

   Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями  теоретического мышления, на практики находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Таким образом, понятийные и образные мышления дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности. 
 
 

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ 

2.1.  КОНГНИТИВНО – ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 

      Личность  в психологии  рассматривается  в контексте ее деятельности и  общения в системе общественных  отношений. Во взаимодействии личности с действительностью в одних  случаях акцентируются  ее социальные проявления – мотивации, диспозиции, образ «Я», в других контекстах выступают психологические характеристики взаимодействия с миром как проявление индивидуальности – темперамент, характер, способности, в третьих – структурная организация сознания – направленность активности, система организации информации в структуре « Я» и « окружающий мир» ( интегративные  восприятия, интроверсия и экстраверсия, система смыслов). Именно в индивидуальных способах организации и переработки воспринимаемой информации, входящих в структурную организацию сознания, проявляются индивидуальные качества личности, обозначаемые как « когнитивный стиль». Имеются попытки создания типологии активности, адаптации, защитных, компенсаторных, акцентуированных свойств личности. Наиболее значимым является подход интегративного изучения индивидуальности. В большинстве работ психологов не содержится однозначного ответа на вопрос, как свойства личности, взятые в их совокупности, влияют на творческий процесс, на развитие одаренности. [16 ] Как отмечает психолог К.А. Абульханова – Славская, еще не ставится в полном объеме проблема соотношения интеллекта и личности. Однако отдельные аспекты этой проблемы исследуются. Рассматривается связь процессов понимания, высокое развитие которого предполагает творческая деятельность, с соотношением личности к действительности, ее смысловой сферой и регуляторными когнитивными структурами, в частности, с установкой и оценкой. Личностные детерминанты мыслительной деятельности исследуются в плане анализа мотивации и регуляторных механизмов психической активности. Значимое направление в исследовании влияния структуры личности на ее творческую деятельность составило изучение личностной рефлексии в ее связи с рефлексивными механизмами творчества. В анализе когнитивной сферы личности в связи с ее творческой направленностью во главу угла поставлена умственная активность. Какие же личностные факторы являются базовыми в структуре творческой деятельности? Этот вопрос как бы акцентирует вопрос о иерархии и относительной значимости различных характерных особенностей личности как внутренних стимулов развития творчества и его структурных составляющих. Сопоставление типа личности и типа ее мышления связаны с уровнем ее развития. Общеличностная и познавательная мотивация выступают в разных типах мышления в разном соотношении: чем ниже развитие мыслительной способности, тем больше ее связь с типом личности. Сама по себе социально – психологическая позиция личности ( выявленная через комплекс оценок и самооценок) несовместима с общепсихологической типологией личности и мышления. [ 4 ] Отсюда следует, что нельзя дать положительный ответ на общую постановку этого вопроса, надо рассмотреть его в связи со структурными характеристиками творческого мышления. Предположим, что иерархия и относительная значимость структурных составляющих одаренности сугубо индивидуальна и не подлежит закрепленной типологии. Однако, два фактора, несомненно, характеризуют творческую личность: познавательное отношение к миру и преобразующее, конструктивное начало ее деятельности. В этой характеристике выделяют:

  • отношение к содержанию знания и деятельности ( личностную позицию, систему смыслов);
  • регуляторные и инструментальные механизмы реализации деятельности, в совокупности создающие эвристичность;
  • адаптационные и динамические свойства личности в сочетании с когнитивным стилем.

   В совокупности ( включая познавательную потребность и интеллектуальную активность) эти факторы можно  отнести к когнитивно – личностной характеристике творческого мышления.

Мы считаем, что глубина познания и возможности преобразовательной творческой деятельности объединяются интегративным фактором развития понимания. Именно понимание ситуации в ее фактических и теоретических характеристиках создает возможность действия, решения творческих задач, то есть преобразования действительности. Понимание сущности объекта деятельности, принципа действия с ним, возможных в применении к нему теоретических знаний, логических подходов. Эстетических и других средств деятельности обеспечивает инструментарий творческого мышления. А личностно – смысловая структура понимания, а также направленность и богатство смысловых ассоциаций субъекта деятельности определяет  оригинальность, уникальность его творческих замыслов и решений. Способность понимать необходима в структуре творчества в любых его проявлениях. Адекватность, глубина, полнота и точность творческого мышления  являются необходимыми его качествами. [ 6 ] Понимание ситуации, в свою очередь, предопределяет стратегию действия в ней, замыслы и прогнозы, возможность разрешения конфликтов. Стратегия и эффективность творческой деятельности связана  с выбором средств деятельности и принятием решений. Нужно отметить, что принятие решений присутствует на всех этапах творческой деятельности: в процессе формирования замысла, при выборе стратегии, проверке гипотез и определении намерений в момент достижения цели или нахождения ответа на поставленный вопрос. Неспособность к принятию решений, будь то конструктивная, изобретательская, художественная, учебная или познавательная деятельность, разрушает ее и делает нерезультативной. Способность к принятию решений можно отнести к характерологическим особенностям творческой личности. Это качество входит в структуру интеллекта, наряду с развитием понимания, как интегративное свойство когнитивной и действенной сфер личности. В принятии решений личность реализует свободу своего выбора – как в общих жизненных ситуациях, так и в поиске целей и путей решения конкретных задач.

Таким образом, понимание и принятие решений  базируется на всей системе смыслов в сознании личности, в них проявляется, при высоком развитии этих интегративных структур, собственная личностная позиция, свой взгляд на вещи, творческая суть личности. Эти структуры присутствуют  в структуре творчества. Вот мы и проследим , можно ли принять этот подход к анализу творческого мышления. Как нам уже известно, личностная структура человека пронизывается формально – динамическими особенностями его индивидуальности. Единый для всех познавательных процессов данного индивида когнитивный стиль отчетливо проявляется в решении задач как его интеллектуальный стиль и в особенностях восприятия социальной среды, например, в межличностных отношениях. В ряде исследований стоит такой вопрос – какую роль играет тот или иной когнитивный стиль в проявлениях творчества? Связан ли когнитивный стиль со способностями, с успешностью учебной деятельности, влияет ли на профессиональное мастерство? Разнообразие полученных мной данных не позволяет в коротком тексте работы углубиться в существо этого вопроса. Во многом несовместимость исследовательских результатов зависит от трактовки понятия « когнитивный стиль». Первоначальная его трактовка как структуры процессов переработки информации в исходных операциях в настоящее время расширилась: из формально – динамической стала формально – содержательной характеристикой интеллектуальной деятельности – как стиля действия, стратегии в решении задач. Существует даже  своеобразная тенденция из строгой характеристики индивидуальных способов переработки информации превратить понятие когнитивного стиля в характеристику не индивида, а деятельности и говорить о разнообразных ее способах, стилях, которыми может овладеть индивид. Представляется правильнее относить когнитивный стиль к индивидуальной характеристике человека, имея ввиду, что набор стилей ограничен и касается основных операций мышления: анализа, синтеза, выявления сходств и различий, обобщения или генерализации. Как выяснено в зарубежных исследованиях, когнитивный стиль влияет на характер восприятия человеком окружающего мира ( изначально в этом проявляется) и оказывается связанным с его личностными особенностями.[ 21] Творческая личность это прежде всего личность. Когнитивный стиль не может выпадать из ее общепсихологической характеристики. Вхождение того или иного когнитивного стиля в более широкую структуру индивидуальности может обусловить тот или иной выбор стратегий деятельности, в котором синтез и анализ должны проявиться в определенном отношении. Когнитивный стиль, влияя на выбор стратегии деятельности, входит также составной частью в когнитивный механизм принятия решений. Этот механизм состоит в динамическом развитии критериев оценки ситуации в сторону их обобщения и сущностной дифференциации. Когнитивный стиль в достижении этих обобщений может варьировать. Важно, чтобы формируемые обобщения были открыты вновь поступающей информации, создавая возможность дальнейшего интеллектуального движения. Используемое при этом интегративное качество личности, входящее в общую когнитивно – личностную структуру деятельности, психологи назвали интеллектуальной организованностью. Непосредственной связи  этого качества интеллекта с характером поведения личности может и не быть. В жизни наблюдается  много случаев, когда общая поведенческая неорганизованность ( во многом зависящая от особенностей нервной системы)  сочетается с высокой интеллектуальной организованностью в пределах решаемых интеллектуальных задач.

Информация о работе Психология творческого мышления