Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:56, контрольная работа
Психология труда является относительно молодой отраслью психологии. Однако область исследований формировалась на протяжении длительного пути ее развития. Психология труда объединяет большое число научных работ, имеющих одну общую черту: все они связаны с миром труда и деятельностью профессиональных организаций.
экспериментальныхметодик.
3. Лабораторный эксперимент
· Абстрактный;
· Модель отдельных элементов трудового процесса;
· Модели профессиональной деятельности в целом;
· Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;
· Метод тестов
· Производственный эксперимент
· Внесение разнообразных изменений в оборудование, техноло-
гию, приёмы, темп и ритм работы.
· Метод искусственной деавтоматизации.
К разделу В КотеловаЮ. В. относит разнообразные статистичес-
кие методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает раз-
делы А и Б.
Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к
уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классифи-
кацииЮ. В. Котеловой добавляет методы построения теории и преоб-
разующие или конструктивные методы психологии труда.
Более подробно остановимся на характеристике методов психо-
логического изучения профессий, представленных в классификации
М.А. Дмитриевой. Автор выделяет профессиографические методы,
личностные методы, алгометрический метод описания трудово-
го процесса, структурный метод, системный анализ.
1 0
1.__
2. Структура профессиональной деятельности человека
1. 1. Понятия «профессия» и «профессионал»
Следует подчеркнуть, что единого определения понятия «профессия»
не существует. Отечественные и зарубежные авторы, как правило, в числе
важнейших признаков, раскрывающих экономическую, правовую,
психологическую и физиологическую сущность профессии, указывают:
общность людей, занятых данным видом труда;
длительно
существующий комплекс
некая
объективная и притом
организация действий личности;
необходимая для общества и ограниченная (вследствие разделения
труда) область приложения физических и духовных сил человека,
дающая ему возможность существования и развития;
система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку;
логически
связанный набор возможных
Для того чтобы перечисленные выше аспекты изучения профессии
были достаточно полными, следует обратить внимание на ряд факторов. Во-
первых, на то, как понимается ее сущность отечественными и зарубежными
социологами и философами. В большей степени этой проблемой занимаются
социологи. Они признают следующее:
Необходимо
различать понятия: «
система функций, требующая определенной квалификации, и
«объективная профессия», которая определяется на основе отрасли
промышленности
Трудовая деятельность может быть профессиональной или
непрофессиональной, причем профессиональная характеристика
зависит не только от степени подготовки работника (например, шофер-
любитель, имея высокую квалификацию, становится профессионалом,
когда получает официальное удостоверение (права) и работает в
соответствующей организации (автохозяйстве). Профессия включает
не только степень подготовки работника, но и форму ее общественного
признания
Важно различать профессиональное и внутрипрофессиональное
разделение труда как форму частичного и единичного разделения
труда, а также профессии и специальности. Иными словами,
конкретные
звенья профессионального и
разделения труда. Профессия воплощает в себе труд одного и того же
характера
и связана с социальными
Во-вторых, следует учесть, что в зависимости от подхода
исследователей к определению общества, они по-разному соотносят понятия
«профессия» и «карьера». Так, когда признается, что на протяжении своей жизни люди оказываются на работе в различных компаниях, необходимо различать такие понятия, как «карьера», «работа» и «профессия»:
«карьера
− эволюционная
времени»;
«работа − предопределенный набор действий, выполнение которых
ожидается от человека»;
«профессия − логически связанный набор возможных видов работ.
Итак, профессиональная деятельность определяется как «сложный
многопризнаковый объект, представляющий собой систему. Интегрирующим
компонентом данной системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность,
является субъект труда, осуществляющий взаимодействие всех компонентов
системы, с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику»
При этом в центре внимания оказывается не совокупный субъект, то есть − в терминах А.А. Богданова − не «эскадра», а прежде всего человек как субъект деятельности.
Основу понимания человека как субъекта деятельности «составляет
принцип деятельности, обращение к предметной деятельности,
порождающей все психические феномены, качества, особенности, процессы
и состояния человека, действующего и изучаемого на социальном уровне, а
следовательно, в первую очередь в группе, в коллективе»
В том случае, когда речь идет об анализе труда и человека в контексте
психической реальности, внимание уделяется иному аспекту. Признается, что «развитие личности и, в частности, способностей человека происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативности, активности, мотивов субъекта этой деятельности (простая внешняя стимуляция этого эффекта не дает, ибо в таком случае труд «из-под палки» был бы благоприятным для развития личности, а это не подтверждается историей).