Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:25, контрольная работа
Работа о том, чтобы выполнить свое основное предназначение, реклама стремится найти способ привлечь внимание, завоевать потенциального покупателя, а потом его "соблазнить" и в конечном счете побудить совершить покупку.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РЕКЛАМА: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И ВИДЫ 4
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
Реклама как метод управления людьми. 4
Поведение человека в процессе принятия решения о покупке 8
Восприятие человеком потребительской ценности товара 9
Суггестия (внушение) в рекламе 10
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ 12
Гипноз 12
Внушение 12
Подражание 13
Заражение 13
Убеждение 13
Стереотип 13
Имидж 14
Механизм «ореола» 14
Рекламные шоу 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
б) приобретение. В него входят: поиск информации об особенностях продукта при его выборе; оценка альтернативных товаров или товарных марок; покупка;
в) потребление — действие, определяющее, как, где, когда и при каких обстоятельствах потребители используют товары;
г) освобождение — действие, включающее то, как потребители избавляются от товаров и упаковки.
Поведение потребителей обусловлено необходимостью удовлетворения возникающих у них потребностей и желаний. В конечном счете приобретаемые людьми товары и услуги являются результатом принимаемых ими решений по наилучшему удовлетворению своих потребностей.
Во многом осознание человеком своих потребностей связано с оценкой им потребительской ценности товара — оценочного суждения человека (потребителя) о способности товара удовлетворить его потребности.
Товаропроизводители должны постоянно осуществлять мониторинг потребительской ценности своих товаров.
Осознав необходимость, человек начинает поиск информации и того, что способно удовлетворить его потребности.
Продолжительность и глубина поиска определяются личностью потребителя, его социальным положением, уровнем дохода и стоимостью задуманной покупки, прошлым опытом и предварительным восприятием ценности торговой марки для потребления.
Решившись на покупку, человек выбирает розничного продавца, приходит в магазин и осуществляет свой выбор уже внутри магазина. На удовлетворение потребностей покупателя важнейшее влияние оказывают продавцы, витрины, электронные СМИ и реклама в месте продажи.
После того как покупатель совершил покупку и стал владельцем товара (потребителем), он его потребляет.
Потребитель будет удовлетворен покупкой в тех случаях, когда его ожидания совпадут с воспринимаемыми им эксплуатационными характеристиками товара. Если опыт потребления и эксплуатационные характеристики не оправдывают ожиданий потребителя, он ощущает неудовлетворенность.
Результаты потребления имеют значение, потому что потребители хранят свои оценки в памяти и обращаются к ним, принимая решение о покупке товара этой торговой марки в следующий раз. При высокой степени удовлетворения потребитель будет принимать последующие решения о покупке намного быстрее.
Важнейший детерминант (показатель) удовлетворения — потребление, т.е. то, как покупатели используют купленные ими товары, поэтому большое значение для повышения удовлетворения от покупки приобретают сервис, гарантии, обучающие программы.
Когнитивный диссонанс. Как восприятие потребительской ценности купленного товара он характеризуется тем, что даже если товар функционирует на ожидаемом уровне, потребители могут пересмотреть свое покупательское решение, особенно относительно дорогих покупок.
Покупатели часто задают себе такие вопросы:
«Правильное ли решение я принял?»
«Могу ли я сделать более удачную покупку?»
Эти вопросы свидетельствуют о послепокупочном сожалении, или когнитивном диссонансе. Чем выше цена товара, тем сильнее когнитивный диссонанс, для снижения которого опытные продавцы (производители) предпринимают ряд мер:
организуют телефонные службы, куда можно обратиться с вопросами об использовании товара;
снабжают товар ярлыками с подробными рекомендациями для потребителей;
проводят мониторинг удовлетворенности покупателей от функционирования товара.
Мотивация и факторы, влияющие на покупку товара. Удовлетворение одной потребности нередко происходит за счет другой.
Сила мотивации зависит от важности потребности. Потребности, которые, по мнению потребителей, являются наиболее важными, будут удовлетворяться более быстро.
Выделяют следующие факторы мотивации, влияющие на восприятие потребительской ценности:
а) знания покупателей о существовании товара, об атрибутах товара и связанных с ним ассоциациях, о покупке, покупателях и использовании ими товара, предпочтениях;
б) недостаток знаний о товаре или нежелательные знания о нем;
в) новое позиционирование товара;
г) новые способы использования товара;
д) намерения покупателей — намерения приобрести что-то в будущем в первый раз или повторно;
е) установки (предпочтения) покупателей;
ж) внешнюю среду, включающую национальную культуру (ценности и нормы), а также социальный статус покупателя.
С середины XX в. применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты по рекламе взяли на вооружение психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров.
Именно в этот момент доминирующими стали следующие факторы:
пропаганда среди населения чувства недовольства тем, что у него есть, и всемерное побуждение его ко все новым и новым покупкам;
обращение к стимулам, хранящимся в подсознании людей, ранее ставшими потребителями товара этой торговой марки.
Слово «бессознательное» стало девизом и содержанием нового направления в рекламе, так как исследования показали, что реклама, использующая технологии воздействия на подсознание, не пробуждает новых потребностей, но она эффективна в области принятия решений о покупке.
Товар в рекламе стал подаваться привлекательным подсознательно. В основе привлекательности стала использоваться сексуальность. Одним из главных мотивов стало отождествление товаpa, услуги с подсознательными сексуальными мотивами, предпочтениями. Товары начали делать привлекательными с помощью обнаженной или полуобнаженной натуры. Скрытые сексуальные мотивы в рекламе стали доминировать, и потенциальному покупателю предлагали домысливать и фантазировать о потребительских свойствах понравившегося ему товара или услуги.
Во второй половине XX в. в рекламе также стали широко применяться гипнотические подходы, так как манипулирование сознанием покупателя в процессе посещения магазина позволяло склонить его к совершению импульсивной покупки.
Психоаналитический и гипнотический подходы в рекламе связаны с понятием суггестии.
Суггестия, или внушение, — это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания рекламного обращения и товара, не требующий ни развернутого анализа, ни оценки, но обеспечивающий бессознательную готовность купить товар или услугу.
Психологи утверждают, что суггестия возможна в современном обществе, так как в нем доминируют в массовом масштабе следующие негативные характеристики покупателя как индивидуума: неуверенность, робость, низкая самооценка, впечатлительность, слабость логического анализа.
Мир вокруг нас настолько динамичен, что эти негативные характеристики становятся характерными для все большего числа людей
В постиндустриальном обществе отработаны приемы суггестии, используемые при манипулировании сознанием покупателя. Приведем некоторые из них:
конкретность и образность ключевых слов. Использование слов, смысл которых конкретен, а содержание легко образно представить, существенно повышает эффект внушения. А вот абстрактные понятия резко снижают силу внушения;
конкретность и образность качеств. Произнеся слово «яблоко», вряд ли можно привлечь чье-либо внимание. Совсем другое дело — качественные признаки: сочное, румяное, сладкое, зеленое, мелкое, твердое, кислое, червивое. Разница заметна даже по воображаемым вкусовым ощущениям;
избегание отрицательных слов «нет» и «не»;
воздействие звукосочетаниями. Возможность целенаправленно воздействовать на человека, его эмоции с помощью определенных слов и словосочетаний известна с древности. Некоторые из них способны вызвать не только определенные эмоции, но и подсознательно восприниматься как образы;
речевая динамика — одно из сильнейших средств суггестии. Основные приемы речевой динамики, способные повысить суггестию, — мягкость и сила голоса, богатство интонаций, паузы, высокий темп речи.
Следует отметить, что, по мнению многих современных исследователей, применение различных технологий гипноза в рекламе теоретически возможно. Однако эффективность гипнотических воздействий зависит от огромного числа сложно контролируемых факторов, управление которыми очень часто превышает материальные затраты на обычную рекламу, по сути дела дающую такой же эффект. Все зависит от того, что именно намеревается рекламировать тот или иной рекламодатель и какие средства он для этого применяет. Наиболее подходящим средством в этом случае выступает телевидение, а также стадионы, заполненные людьми с «установкой на чудо».
По мнению ряда авторов, под внушением (или суггестией) следует понимать прямое и неаргументированное воздействие одного человека на другогоили на группу. При внушении осуществляется процесс воздействия, основанный на некритическом восприятии информации.
Многие рекламисты обращают внимание на то, что подражание в рекламе оказывается наиболее эффективным в тех случаях, когда рекламируется то, что является для человека престижным, например, что он покупает с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность.
Психическое заражение многие психологи определяют как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим воздействиям. Механизм заражения наиболее часто проявляется в условиях случайных, незапланированных покупок и очередей. Здесь реклама распространяется и действует мгновенно. Однако роль заражения в рекламной деятельности изучена недостаточно, его часто отождествляют с подражанием.
Метоп убеждения используется в современной рекламе очень широко. Убеждение часто основано на увеличении объема информации о рекламируемом товаре, на преувеличениях, на сравнении его достоинств с недостатками других (конкурирующих товаров), на заранее заготовленных вопросах и ответах, на демонстрации уникального торгового предложения или объекта (товара) в действии и др.
Обосновывая свой подход, автор дает иллюстрации, которые представлены в виде следующих тезисов:
1) человек живет не по законам разума и логики;
2) у каждого человека существуют стереотипы;
3) отрицательные стереотипы — это мнения, воспоминания, предубеждения «против» рекламируемого объекта, а более редкие положительные стереотипы — «за»;
4) мозг человека устроен так, что у клиента отрицательный стереотип почти всегда преобладает над положительным;
5) число типовых отрицательных стереотипов весьма ограниченно;
6) стереотипы существенно влияют на восприятие человеком сообщений, то есть человек видит, слышит и чувствует то, что хочет;
7) стереотипы часто делают поведение человека иррациональным, нелогичным для внешнего наблюдателя, имеющего другие стереотипы;
8) следует учитывать в рекламной практике предрассудки, предубеждения, страхи, предпочтения, то есть то, что можно обозначать термином «стереотип» и при необходимости корректировать его.
Без всякого сомнения, роль стереотипов в рекламе велика. Умение их использовать на практике является важным условием эффективной работы рекламиста и специалиста по PR.
Многие авторы называют имидж в рекламе средством психологического воздействия и даже манипулирования сознанием человека.
Имидж строится на эмоциональном восприятии, этот образ достаточно простой, чтобы запомниться, но нестандартный, и незавершенный, находящийся между реальностью и ожиданиями, оставляющий место для домысливания. Этот образ в каких-то чертах соответствует рекламируемому объекту — иначе в него не поверят, и он потеряет всякую ценность, — в то же время это образ идеализированный, поскольку часто приписывает товарам функции, выходящие за пределы непосредственного предназначения
Рекламистами давно было подмечено, что если рекламируемый товар (услуга) сам по себе не привлекает внимания потребителей, то крайне полезными, а иногда и просто необходимыми оказываются специальные приемы (предметы, образы и пр.), обладающие так называемым сильным аттрактивным воздействием. Благодаря своим очевидным или необычным особенностям они привлекают внимание к рекламируемому товару. Это явление в ряде случаев стали называть эффектом или механизмом «ореола»1.
На практике применение такого механизма может давать как ощутимый психологический результат,