Психология педагогических способностей, динамика их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение педагогических способностей, анализ их структуры и развития. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе: раскрыть понятие педагогических способностей, проанализировать их структуру и исследовать динамику развития педагогических способностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение и классификация способностей 5
1.1 Понятие способностей 5
1.2 Классификация способностей 8
Глава 2. Специальные педагогические способности, определение, структура и динамика их развития
12
2.1 Определение педагогических способностей 12
2.2 Структура педагогических способностей 16
2.3 Динамика развития педагогических способностей 21
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 55.85 Кб (Скачать)

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя  ее к нестандартному, оригинальному  решению педагогических задач. Между  тем творчество педагога не в меньшей  мере проявляется и при решении  коммуникативных задач, выступающих  своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности.

Итак, педагогическое творчество само по себе – это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В связи с уровневой  характеристикой педагогического  творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального  опыта. Ответы начинающих и будущих  учителей в отличие от учителей, имеющих некоторый стаж, в подавляющем больший стаж однозначны: творить может только молодой учитель, не обремененный чужим опытом. Характерно, что педагогическое творчество в этом случае нередко отождествляется с путем проб и ошибок. Тем не менее, утверждение молодых учителей не лишено оснований, хотя в нем и отражается юношеский максимализм. Этот вопрос вызывает, в свою очередь и другой: каково соотношение педагогического опыта и творчества, педагогического творчества и мастерства?

Педагогический опыт может  быть массовым и передовым. Массовый педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждения образования и отдельного педагога, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки. Слова "передовой педагогический опыт" употребляются в широком и узком смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Хотя его опыт может и не содержать в себе чего-то нового, оригинального, но он является образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения.

К передовому опыту в более  узком и строгом смысле относят  только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе  называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он открывает новые пути в образовательной  практике и педагогической науке. Поэтому  именно угорский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто  трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается  на достигнутом. Находя и используя  все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая  старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.

Педагогическое новаторство  является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления видоизменения  разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные  трансформации в содержании образования  и педагогических технологиях, так  и глобальные изменения в сфере  образования.

Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует  педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется  за кардинальные преобразования и сам  в этом деле является наглядным примером.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  2. Григорович Л.А.  Педагогика и психология – М.: Гардарики, 2003. – 480 с. 
  3. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология – М.: НОРМА, 2004. – 448 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2004 – 384 с.
  5. Кравченко А.И. Психология и педагогика – М.: Инфра-М, 2008. – 400 с.
  6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
  7. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2008. – 581с.
  8. Максименко С.Д. Общая психология – М.: Рефл-бук, 2004 – 528 с. 
  9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
  10. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с. 
  11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности – М.: Академия, 2005. – 400 с.
  12. Степанов В.Е. Психология – М.: Дашков и К, 2004. – 576 с.
  13. Психология: учебник для гуманитарных вузов /  под ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с. 
  14. Штейгер М. Возможность описания педагогической практики как технологии //  RELGA – научно-культурологический журнал. – 2011. – №6

1 Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2008. – 581с.

2  Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология – М.:НОРМА, 2004. – 448 с.

3Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

4  Психология: учебник для гуманитарных вузов /  под ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с. 

5  Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с. 

6 Григорович Л.А.  Педагогика и психология – М.: Гардарики, 2003. – 480 с. 

7 Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

8 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности – М.: Академия, 2005. – 400 с.


Информация о работе Психология педагогических способностей, динамика их развития