Психология педагогических способностей, динамика их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение педагогических способностей, анализ их структуры и развития. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе: раскрыть понятие педагогических способностей, проанализировать их структуру и исследовать динамику развития педагогических способностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение и классификация способностей 5
1.1 Понятие способностей 5
1.2 Классификация способностей 8
Глава 2. Специальные педагогические способности, определение, структура и динамика их развития
12
2.1 Определение педагогических способностей 12
2.2 Структура педагогических способностей 16
2.3 Динамика развития педагогических способностей 21
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 55.85 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Глава 1. Определение и классификация способностей

5

    1. Понятие способностей

5

1.2 Классификация способностей

8

Глава 2. Специальные педагогические способности, определение, структура и динамика их развития

 

12

2.1 Определение педагогических способностей

12

2.2 Структура педагогических способностей

16

2.3 Динамика развития педагогических  способностей

21

Заключение

28

Библиографический список

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Способности (как и человека в целом) изучают различные науки  — философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает  так глубоко и разносторонне  проблему способностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные  ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и др.

Среди многих профессий, профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Профессия учителя требует  всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность учителя  – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми и далеко не каждый может стать учителем. Именно психология рассматривает педагогические способности, помогает человеку определиться с выбором профессии педагога.

Учителя называют инженером  человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти... Этот список можно продолжить. Из этого видна актуальность темы работы, так как учитель должен непременно быть наделен педагогическими способностями, развивать их и самосовершенствоваться в своей профессиональной деятельности.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение педагогических способностей, анализ их структуры и развития. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе: раскрыть понятие педагогических способностей, проанализировать их структуру и исследовать динамику развития педагогических способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1 Понятие способностей

 

Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических  и приобретенных регуляционных  свойств, которые определяют психические  возможности человека в различных  видах деятельности.1

Каждая деятельность предъявляет  комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим  возможностям человека. Способность  – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

В структуре личности существенны  не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям  широких сфер деятельности.

Высокая способность к  конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, — гениальность (от латинского "genius" — дух).

Психические особенности  одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его  комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в которую никто не может  попасть; гениальность — попадание  в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально  нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным  психическим развитием, развитию одаренности  и гениальности содействуют благоприятные  социальные условия, не сковывающие  нестандартные черты личности. Общество должно быть духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Способности не сводятся к  имеющимся у индивида знаниям, умениям  и навыкам. Они проявляются в  скорости и прочности овладения  способами определенной деятельности, выступают как регуляционные  особенности психической деятельности индивида.

Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие  работу различных анализаторов, отдельных  корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных  связей, их устойчивость, соотношение  первой и второй сигнальных систем.

Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут  быть сформированы различные способности, они поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности  психической регуляции: слабость одних  нейрофизиологических компонентов  восполняется силой других компонентов.2

2.  В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»: Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения способностей. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.

3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх.3

Наиболее полным является третье определение, предложенное Тепловым Б.М.. В понятии "способности", по его мысли, заключены три идеи. "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека".

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает  пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями  такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое  и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у  себя и развиваем дальше соответствующие  способности.

Успешность выполнения любой  деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных  способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может  быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен  за счет более сильного развития других.  

 

 

 

1.2 Классификация способностей

 

На исследования проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды  таких выдающихся теоретиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности были предметом  специального рассмотрения в работах  Н. Д. Левитова, Ф. Н. Гоноболина, А. И. Щербакова, Н. Г. Кушкова и других,

Почти во все учебники психологии вошло определение способностей, данное Б. М. Тепловым и позднее почти  полностью принятое Н. С. Лёйтесом. Способности  они определяют как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или  нескольких видов деятельности.

Б. М. Теплов особое внимание уделял включению трех обязательных признаков способностей: под способностями  разумеются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение  к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или  умениям, которые уже выработаны у данного человека.

И еще два положения  отстаивал Б. М. Теплов: «врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические  особенности, т. е. задатки, которые  лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития», способности  «создаются» в деятельности. «Не  в том дело, — пишет он, —  что способности проявляются  в деятельности, а в том, что  они создаются в этой деятельности».

В связи с этим способности  не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности  овладения способами и приемами деятельности.

Отмеченные положения  легли в основу всех экспериментальных  исследований способностей — музыкальных (Б. М. Теплов), математических (В. А. Крутецкий), изобразительных (В. И. Киреенко), педагогических (Н. Д. Левитов, Е. Н. Гоноболин).

Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь  необходимо различать природные, или  естественные, способности и специфические  человеческие способности, имеющие  общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные  высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью  и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная  речь и ряд других. Специальные  способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести  музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие  у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя, и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что  первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности  отличаются друг от друга тем, что  первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком  знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как  вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности  – в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.4

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера  имеют не меньшее значение для  психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Информация о работе Психология педагогических способностей, динамика их развития