Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение педагогических способностей, анализ их структуры и развития. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе: раскрыть понятие педагогических способностей, проанализировать их структуру и исследовать динамику развития педагогических способностей.
Введение 3
Глава 1. Определение и классификация способностей 5
1.1 Понятие способностей 5
1.2 Классификация способностей 8
Глава 2. Специальные педагогические способности, определение, структура и динамика их развития
12
2.1 Определение педагогических способностей 12
2.2 Структура педагогических способностей 16
2.3 Динамика развития педагогических способностей 21
Заключение 28
Библиографический список 30
И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.
Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.
ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА
2.1 Определение педагогических способностей
Н. Д. Левитов под педагогическими
способностями понимал ряд
Ф. Н. Гоноболин, выполняя свое исследование под руководством Б. М. Теплова, делил качества учителя на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им. В структуру собственно педагогических способностей он включал:
1) способность делать
учебный материал доступным
2) понимание учителем ученика;
3) творчество в работе;
4) педагогически волевое влияние на детей;
5) способность организовать детский коллектив;
6) интерес к детям;
7) содержательность и яркость речи;
8) ее образность и
9) педагогический такт;
10) способность связывать учебный материал с жизнью;
11) наблюдательность;
12) педагогическую
Позднее психолого-педагогические проблемы понимания учителем ученика были предметом специального исследования С. В. Кондратьевой, социально-психологические аспекты способностей учителя исследовались в трудах Я. Л. Коломинского и его ученика Н. А. Березовика.
Поскольку организаторский компонент в педагогическом труде очень важен, для нас интересно исследование способностей к организаторской деятельности Л. И. Уманского. Он выделил следующие 18 типичных свойств личности, присущих способным организаторам:
1) способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их;
2) практически психологический
ум как качество, обеспечивающее
способность находить
3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать;
4) способность видеть
недостатки в действиях и
5) психологический такт
— способность установить
6) общий уровень развития
как показатель
7) инициативность;
8) требовательность к другим людям;
9) склонность к организаторской деятельности;
10) практичность;
11) самостоятельность в
отличие от внушаемости и
12) наблюдательность;
13) самообладание;
14) общительность;
15) настойчивость;
16) активность;
17) работоспособность;
18) организованность.
Если из всего приведенного
перечисления качеств, необходимых
для успешности педагогического
и организаторского труда, попытаться
извлечь «неважные», то сделать это
окажется почти невозможным. Все
важно. Более того, этот список можно
значительно увеличиться если все
перечисленное относится к
Два ряда фактов свидетельствуют
о наличии специальных
Такие факты говорят о
наличии (или отсутствии) специальных
педагогических способностей. Об этом
же свидетельствуют данные статистических
измерений: корреляционная зависимость
между результативностью
В экспериментальных
В связи со сказанным мы
определяем способности как
Творческие профессии, к
которым относится и
2.2 Структура педагогических способностей
В соответствии общим определением способностей, педагогические способности — это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого.6
Это определение педагогических способностей может быть отнесено ко всем педагогам, независимо от педагогической системы, в которой осуществляется воспитание (семья, ясли, детский сад, начальная, восьмилетняя, средняя школа, профтехучилище, вуз, аспирантура, производство), от предмета, который педагог преподает, а также от вида трудовой или профессиональной деятельности, которой он обучает.
Способности педагога мы рассматриваем как важнейший фактор развития, формирования способностей учащихся. Поэтому в определении мы выделяем следующие признаки способностей: во-первых, специфическую чувствительность к объекту, средствам и условиям педагогического труда, во-вторых, специфическую чувствительность к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.
В соответствии со сказанным,
в педагогических способностях мы выделили
два взаимосвязанных уровня:
Рефлексия в социальной психологии
понимается как осознание действующим
индивидом того, как он воспринимается
партнером по общению. Она предполагает
не просто знание или понимание другого,
но знание того, как другой понимает
«рефлексирующего» индивида. «Рефлексия
— своеобразный удвоенный процесс
зеркального отражения
Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности:
1) «чувство объекта» —
особая чувствительность к
2) «чувство, меры или такта»
— чувствительность к мере
изменений, происходящих в
3) «чувство причастности»
— чувствительность к
Уровень сформированности рефлексивных
педагогических способностей обеспечивает
формирование педагогической интуиции,
которая, в свою очередь, может быть
как «хорошей», то есть помогающей продуктивно
решать педагогические задачи, так
и «плохой», то есть «подсказывающей»
неверные решения. Известно, что интуиция
— это эвристический процесс,
состоящий в нахождении решения
задачи на основе ориентиров поиска, не
связанных логически или
Известно также, что интуиция проявляется в условиях субъективно или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). «Хорошая» интуиция проявляется в том, что педагог экстраполирует информацию о самых сильных, положительных свойствам личности учащегося, опираясь на которые, можно продвигать его к искомому результату. «Плохая» интуиция проявляется в экстраполяции слабостей, отрицательных качеств учащихся, акцентирование которых уводит, как правило, от искомых результатов или даже «толкает» к противоположным.
Рефлексивные педагогические способности тесно связаны с проективными, проявляющимися в особой чувствительности к созданию, продуктивных моделей формирования у учащихся гностических (познавательных), проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих им сравнительно легко входить в новые педагогические системы или общественное производство.
Естественно, педагог может сформировать у учащихся только то, чем обладает сам. Поэтому формирование искомых способностей у учащихся предполагает достаточно высокий уровень их сформированности у преподавателей, обеспечивающий выработку соответствующих педагогических стратегий воздействия. Способности эти следующие:
Информация о работе Психология педагогических способностей, динамика их развития